Мясницкая, 8. Дом фарфора
Последние сто лет при вопросе любому коренному москвичу - где можно купить качественный фарфор - вы неизменно получите один и тот же ответ: на Мясницкой. Потому что именно там, в доме № 8/2 до сих пор находится дом фарфора, основанный знаменитым семейством купцов Кузнецовых.
Настоящим продолжателем семейных фарфоровых традиций и был владелец дома №8/2 Матвей Кузнецов. Он и основал магазин, существующий до сих пор. Впрочем, у дома была богатая история и до Кузнецова.
От Зыбиных к Погодину
Первым известным владельцем дома и участка по нынешней улице Мясницкой, 8/2 является семья Зыбиных. Архивные документы датируют покупку ими территории для строительства дома на этом участке 1725 годом.
В 1790 году у владения появился новый хозяин - князь Петр Иванович Тюфякин, действительный камергер и директор Императорских театров. Князь Тюфякин занимался, в частности, строительством Екатерининского дворца в Москве. Именно при нем часть двора была отнесена к перепланированной тогда улице Мясницкой, из-за чего пришлось даже снести угол дома.
Каменный дом в два этажа с имеющимися двумя флигелями не пострадал во время пожара Москвы в 1812 году. Тогда его стоимость оценивалась в 55 тысяч рублей.
В 1813 году в нем открылся «Английский клуб», перенесенный затем на Тверскую.
С 1815 года арендатором дома становится француженка Перне, организовавшая в этих стенах женский пансион. Заведение просуществовало в этих стенах 10 лет. А основан пансион еще в 1806 году госпожой Гибель.
В апреле 1830 года князь Тюфякин решает продать владения по Мясницкой, 8/2, и новым хозяином становится писатель и историк, профессор московского университета Михаил Погодин. Он жил по соседству в Большом Златоустинском переулке и узнал через владельца кондитерской Юрцевского, что князь Тюфякин намеревается продать дом. Погодин приобретает его за 30 тысяч рублей.
Вот что пишет 29 апреля 1830 года Погодин поэту и литературному критику Шевыреву: «Поздравь меня на новоселье, любезнейший Степан Петрович! Я купил дом и совсем уже в него перебрался и разобрался, и пишу теперь к тебе с высокого Парнаса, с которого виды на несколько верст кругом. Приезжай - кабинет для тебя чудо. - Не знаю, как удастся мне эта спекуляция? Вот в чем дело. Дом на прекрасном месте (князя Тюфякина, где был пансион Перне), на стрелке четырех улиц (двух частей Мясницкой, переулков Златоустенского и Лубянского), большой, каменный, с верными жильцами. Указал мне его мой приятель Юрцовский, кондитер и любитель литературы. Я тотчас отнесся к князю, который живет в Париже, и он, не получая никакого дохода от дурного управления, согласился, при посредстве Новосильцовых, уступить мне его за 31000 р., - между тем как в дому несгораемого материала: камня, земли и железа, больше этой суммы».
В мезонине Погодин устроил кабинет, из окон которого «были виды на несколько верст кругом». На новоселье присутствовал и Александр Пушкин. К тому времени, как считают пушкинисты, относится пушкинское стихотворение «Новоселье», обращенное к Погодину. В начале следующего года поэт подарил Погодину экземпляр «Бориса Годунова».
В разные годы в гостях у Погодина побывали Николай Гоголь, Михаил Щепкин, а также Сергей Аксаков. Впрочем, это не удивительно. Буквально напротив находилась усадьба Черткова. И гости легко перемещались с веселья в гостеприимный погодинский дом, чтобы продолжить шумное застолье или обсуждение очередного литературного произведения, чья читка проходила в стенах соседней усадьбы.
В 1834 году владение было продано сначала генерал-майорше, известной поэтессе и переводчице Екатерине Бахметевой (урожденной Свиньиной), а затем хозяйкой стала подпоручица Наталья Ивановна Новосельцева. В 1870-х годах в доме собиралось «Общество кружевниц».
Из журнала «ГражданинЪ» за 12 марта 1874 года:
- Недавно устроено г-жею Новосильцевою в Москве Общество кружевниц; цель Общества доставлять заработки беднымъ женщинам; теперь у Общества уже много заказов; работы настолько хороши, что г-жа Новосильцева pешилась посылать образцы их на лондонскую выставку и усвоить кружевам название point de Moscou, в роде известных point d’Alencon, point de Venise. Обращаться следует с тpебoваниями в Москву, на Мясницкую, в дом Новосильцевых. Члены «Общества кружевниц» приглашают всех дам, живущих в губерниях, где женщины занимаются кружевами, принять участие в распространении их изделий и высылать в Москву образцы кружева. Московское Общество будет стapaться доставлять заказы; что требования на изделия, предлагаемыя Обществом, скоро заслужили внимание, доказательством служит то, что Обществу делаются заказы даже из-зa границы. Мы можем выразить только искреннее сочувствие Обществу, явившемуся как новый ответ на многие запросы на заработок, делаемые русскими женщинами из средняго класca общества...
В доме на пересечении Мясницкой и Златоустинского переулка проживало много известных людей.
В 1873 году здесь поселилась семья педагога Александра Чугаева. Здесь и родился вскорости будущий выдающийся химик Лев Чугаев.
В этом же году сюда переехал Николай Александрович Степанов, известный художник-карикатурист. Совместно с известным в те времена поэтом Курочкиным они издавали сатирический журнал под названием «Искры». В гости к художнику заглядывали художники Константин Трутовский и Евграф Сорокин, писатель-народник Александр Левитов, братья Успенские
Фирсановы
В 1879 году владения по Мясницкой, 8/2 выкупает купец Иван Григорьевич Фирсанов, через год подаривший этот участок своей дочери Вере Ивановне (в первом браке - Ворониной, а во втором - Гонецкой), известной благотворительнице, будущей владелице Сандуновских бань, подмосковного Середникова, связанного с юностью поэта Михаила Лермонтова, и Петровского (тогда Фирсановского) пассажа. При ней дом перестраивали в 1885 году ведущие архитекторы русского модерна Лев Кекушев и Сергей Шуцман.
В доме в 1890-х годах находилось правление и контора Московского товарищества резиновой мануфактуры, директором которого был И. С. Оссовецкий, коммерсант, специалист в области технической химии, ученик Менделеева, составивший руководство по малярному делу. Большой известностью пользовался и расположенный здесь Зоологический магазин К. Ф. Шютца.
В 1893 году первая русская женщина-предпринимательница Вера Фирсанова-Гонецкая переуступает дом Матвею Сидоровичу Кузнецову, промышленнику и предпринимателю, фарфоровому магнату.
Дом фарфора на Мясницкой
В 1894 году в уже принадлежащем Кузнецову доме открывается магазин еще одного нашего старого знакомого известного торговца чаем и кофе - Василия Перлова. Это он позже построил одно из самых известных и необычных зданий на Мясницкой под №19 - чайный домик.
https://vladimirtan.livejournal.com/261310.html Итак, в 1898 году Матвей Сидорович Кузнецов сносит старые постройки и заказывает проект нового строения у архитектора Федора Шехтеля, в котором затем открывает магазин по продаже изделий своих заводов, так называемый «Магазин Фарфора» на Мясницкой. На втором и третьем этажах находились правление и конторы. На строительство ушло пять лет. Шехтель строит и другие здания, относящиеся к дому №8, например, склады и столовую для служащих.
В конце века Шехтель применил в качестве акцентированного элемента тектоники арочные оконные проемы высотой в несколько этажей, огромные остекленные плоскости, пересекаемые по вертикали опорными стойками. Это было сделано им в двух деловых зданиях - в Торговом доме товарищества Кузнецова на Мясницкой и в Торговом доме Аршинова в Китай-городе.
Угол известного здания построен в виде трех граней, занятых широкими окнами и витринами. Фасад оформлен с использованием многочисленных картушей, а также масками бога Меркурия - покровителя торговли. После этого его так и стали называть «дом с меркуриями».
В 1913 году здание на Мясницкой, 8/2, со стороны Златоустинского переулка, прирастает третьим этажом. Автором проекта стал московский архитектор Федор Ганешин.
Крыло здания по Большому Златоустинскому переулку в 1913 году надстраивают до трех этажей по проекту архитектора Ф.А. Ганешина. Здание декорировано в стиле модерн и украшено масками в виде девичьих голов.
Помимо продажи фарфоровых изделий, в магазине часто проводились выставки, на которых экспонировались произведения известных художников, таких как Константин Маковский и представителей объединения художников-символистов «Голубая роза».
После смерти «фарфорового короля» владельцем дома стал старший сын, Михаил Кузнецов. Был он в это время одним из директоров «Товарищества фарфорового и фаянсового производства» отца. Михаил Матвеевич владел и соседним домом. Здесь он и жил, и работал.
Возвращение легенды
После революции 1917 года в собственности семьи Кузнецовых осталась только Рижская фабрика. В 1940 году, когда советская власть пришла в Прибалтику, Кузнецовы остались на собственной фабрике обычными служащими. Во время немецкой оккупации Кузнецовы уехали из Прибалтики на Запад.
С октября 1917 года владение Кузнецовых на Мясницкой перешло к ВСНХ. В доме некоторое время размещался синдикат силикатной промышленности, а также «Объединенный клуб III интернационала».
.В тридцатые годы ХХ века, после реконструкции, к бывшему Дому Фарфора на Мясницкой добавили два этажа.
В 1930-х гг. дом "подрос" еще на два этажа.
После войны в здании открылись отделы верхней одежды магазина "Детский мир", располагавшегося рядом, на первом этаже дома по Мясницкой, 6.
Когда в 1957 г. "Детский мир" уехал во вновь отстроенное здание на Лубянской площади, магазин торгового дома Кузнецова вновь стал профильным магазином посуды. В народе его называли "магазин фарфора".
В конце 1990-х гг. начался долгий капитальный ремонт дома. Cпустя несколько лет здесь вновь открылся магазин, торгующий фарфором, хрусталём и серебряной посудой. Называться он стал "Гледиз". Администрация магазина "Гледиз" с гордостью говорит о себе: "Мы торгуем здесь более 100 лет!" как и при прежнем хозяине - Матвее Кузнецове.
«Фарфоровый король» Кузнецов
Прадедом Матвея Кузнецова был Яков Васильевич Кузнецов, который основал фарфоровое производство в районе Гжели в 1812 году. Сын Якова Васильевича, Терентий Яковлевич Кузнецов, продолжил династию российских промышленников. У него, в свою очередь, было три сына Сидор, Анисим и Емельян. Сидор Терентьевич основал в 1841 году Рижскую фарфоро-фаянсовую фабрику, которая после его смерти в 1872 году перешла к сыну Матвею Сидоровичу.
Матвей Сидорович Кузнецов (1846-1911) окончил Коммерческое училище в Риге, где для изучения фабричного дела с 15 лет работал на фабрике отца. После смерти отца с 1864 года управлял делами фирмы - до совершеннолетия (1867) под попечительством трех зятьев, затем самостоятельно. В 1870 году приобрел завод в деревне Кузнецово Корчевского уезда (ныне Конаково), на которой стали вырабатывать разнообразную чайную и столовую посуду из фарфора и фаянса, облицовочные плиты, санитарные принадлежности, эмалированные церковные иконостасы.
В 1887 году Кузнецов основал фабрику в селе Буды Харьковского уезда, на которой стали изготавливать фаянсовую и фарфоровую посуду; через два года - «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова» с основным капиталом 3 миллиона рублей. В 1891 году товариществом была приобретена фабрика Гарднеров в Вербилках, через год основана фарфоровая фабрика в Славянске Изюмского уезда, выпускавшая фаянс.
В 1894 году собственностью товарищества становится фабрика в деревне Песочной Ярославской губернии. А в 1898 году Кузнецов приобретает у «хрустальных королей» Мальцовых фабрику в селе Песочное Калужской губернии.
Городская усадьба Кузнецовых располагалась на улице 1-й Мещанской (сейчас проспект Мира).
Усадьба фарфорозаводчиков Кузнецовых на проспекте Мира
«Городская усадьба Е.А. Зарина - Н.С. Долгорукова - Н.В. Кузнецовой, кон. XVIII в. - нач. XX в.: - Жилой дом 1793-1795 гг., 1893 г., 1898 г., архитекторы Ф.О. Шехтель, И.С. Кузнецов, В.Г. Иванов, скульптор С.Т. Коненков». Новая история усадьбы начинается со времени ее приобретения семьей Матвея Сидоровича Кузнецова в 1874 года.
https://vladimirtan.livejournal.com/52442.html К началу XX века в товарищество входило семь крупных, оснащенных по последнему слову европейской техники фабрик. Объем производства составлял почти 2/3 общего по России, где в то время работало уже 47 фарфоровых предприятий. В 1889 году «Товарищество» (в которое входило восемь серьезных керамических предприятий) являлось крупнейшем на континенте.
Кузнецовский фарфор сбывался не только в пределах России, но и в Персии, Румынии, Турции, Афганистане. Это связано с тем, что значительной частью в продукции «Товарищества Кузнецова» была «восточный товар», ориентированный на азиатские страны . Это были пиалы, блюда для плова, кальяны. В продукции соблюдались три основных мотива: «китайская печать» (крытье узоров, выполняемое красным, жёлтым и зелёными цветами), «кажгарская печать» (сплошной печатный декор, наносимый на изделие на цветной фон, и ручная роспись) и «китайцы» (сюжетные картинки с изображениями китайцев).
В 1902 году Кузнецову было пожаловано звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. Правление Товарищества находилось в Москве (Мясницкая улица, 8/2). За заслуги перед Отечеством был награжден орденами Святого Станислава и Владимира двух степеней, Святой Анны, Бухарской Звезды, Французского кавалерийского Креста и Почетного легиона.
В 1903 году основной капитал товарищества составлял 3,9 миллиона рублей, а через 10 лет увеличен до 5 миллионов, баланс составлял почти 19 миллионов рублей. Общая численность рабочих на предприятиях достигла 12,5 тысяч человек. На всероссийских промышленных выставках в Москве (1872) и Нижнем Новгороде (1896) за высокое качество изделий фирма была удостоена права изображения государственного герба, на международных выставках в Париже (1889, 1890) награждена золотыми медалями, на международных выставках в Реймсе (1903) и Льеже (1905) - гран-при.
На его средства были построены 5 больниц, 5 училищ, родильные дома, открыто несколько столовых для бедных. Он построил 3 церкви, 2 молитвенных дома, в том числе домовую церковь в своем особняке на 1-й Мещанской улице. Некоторое время он был председателем общины Рогожского кладбища, где и похоронен.
источник
Вечерняя Москва Олег фочкин