Мозаика в интерьерах храма Спас на крови
Модерн, пришедший в Россию в конце 1890-х годов из Европы, больше чем какой-либо другой стиль, предоставил практически безграничные возможности для архитекторов, стремящихся к эксперименту. Петербургская архитектура не знала ранее такого разнообразия видов декоративно-прикладного искусства, которое стало широко использоваться в оформлении храмов, особняков, общественных зданий и доходных домов.
Мозаика впервые вышла на фасады зданий. Мозаичные композиции периода рубежа веков стали единым целым с архитектурной основой церковной и светской архитектуры Петербурга. Решающую роль в возрождении монументально-декоративной мозаики, неразрывно связанной с архитектурой, сыграла частная мастерская Фроловых.
Мозаичное распятие украшает фасад Храма
Она была основана в Петербурге в 1890 году художниками-мозаичистами отцом и сыном - Александром Никитичем и Александром Александровичем Фроловыми в противовес Мозаичному отделению Академии художеств.
Мозаика на фасаде собственного дома Фроловых.
В 1895 году Комиссия по строительству объявила конкурс на исполнение мозаик для храма Воскресения Христова на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова). В конкурсе участвовали мозаичное отделение Академии художеств, немецкая фирма «Пуль и Вагнер», итальянские фирмы «Сальвиати» и «Societa Musiva» и первая частная мозаичная мастерская А.Фролова, которая и стала победителем.
В 1897 году умер Александр, старший сын художника Александра Никитича Фролова. Смерть брата - инициатора и организатора фамильного дела - поставила Владимира Фролова перед необходимостью выбора: живопись или мозаика. В 1900 году он принял на себя полное руководство мозаичной мастерской.
Мозаика на фасаде. Ул.Правды дом 13
В мастерской Фролова мозаики набирались «обратным», или «венецианским» способом. Этот метод был рассчитан на исполнение масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный материал калькировался на плотную бумагу в зеркальном отображении. Рисунок разделялся на части, на каждую из которых наклеивали лицевой стороной кусочки смальты. Готовую мозаику окружали рамой и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене. Швы между ними заполнялись мастикой, по которой композиция «добиралась» уже прямым способом набора.
Музей Суворова. Мозаика
Конечно, главным делом мастерской Фролова стало создание уникального мозаичного собрания храма Воскресения Христова (Спаса на крови). Но полный список работ мастерской практически бесконечен. Частная мастерская Фролова в начале ХХ века стала постоянно привлекаться для выполнения многочисленных мозаичных заказов. Был возведен собственный дом на Васильевском острове. К слову, неожиданные во дворе-колодце мозаики до сих пор украшают его стены.
Доходный дом герцога Лейхтенбергского. Большая Зеленина 28
Первыми крупными мозаиками нерелигиозного содержания стали тематические композиции на фасаде Музея А.В.Суворова. По существу, это большеформатные картины, переведенные в вечный материал. В русле поисков нового стиля, В.А.Фролов в 1902 году выполнил фриз особняка Е.И. Набоковой на Большой Морской улице. Стилизованные тюльпаны и лилии сплетаются в текучий узор разных цветовых оттенков.
В 1904 г. появляется вывеска из мозаики, выполненная в мастерской Фролова, на фасаде Дома Зингера на Невском проспекте, дом 28.
Мозаика. Дом Набоковой на Большой Морской
.
Этапной вехой в творческих исканиях мастерской стало создание монументальных панно, установленных в 1905 году на фасаде доходного дома герцога Н.Н. Лейхтенбергского на ул. Большая Зеленина. Смелое новшество - многократное укрупнение набора - обусловлено расположением композиций на большой высоте. В панно нет и намека на «картину»: мозаики сплошным фризом заполняют все поле верхнего этажа, поглощая в себя оконные проемы.
Мозаичная надпись на фасаде, выполненная мастерской Фролова - «Ora et Labora» («Молись и трудись» с латыни) - гербовый девиз петербургского химика и фармацевта А.В.Пеля, расположена на фасаде его доходного дома и аптеки на 7-ой линии Васильевского острова.
Мозаика в вестибюле станции метро Новокузнецкая.Москва
В 1906 году в мозаичной мастерской В.А.Фролова создаются четыре иконы для фасадов Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости - изображения Иверской, Казанской и Федоровской Божией Матери и образ Спаса Нерукотворного - над входом в вестибюль.
В 2014 году после реставрации сняли леса с фасада здания бывшей церковно-приходской школы училищного совета Синода и типографии (сегодня здесь размещается Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения) и взглядам предстала открытая и отреставрированная мозаика мастерской Фролова «Христос, благословляющий детей».
Мемориальная доска на ст. метро Новокузнецкая в Москве
Это далеко не полный перечень работ мозаичной мастерской в Санкт-Петербурге. А ведь были еще заказы в пригородах, в Москве, других городах России и за границей. Из стен фроловской мастерской выходили шрифтовые надписи и рекламы, облицовка глав и шпилей. Так расширялась сфера применения мозаики, так мозаика включалась в систему визуальной информации города, участвовала в его преображении.
Через год после революции 1917 г. мастерская Фролова была закрыта: мозаику, как религиозное искусство, объявили вне закона. Десять лет запрета на профессию! Владимир Александрович дает уроки, выполняет мелкие реставрационные работы.
Спас мозаику от забвения проект создания в Москве Мавзолея. Архитектор Алексей Щусев при строительстве настоял, что траурный зал непременно должен быть оформлен мозаикой. Поручить столь важное дело можно было только В.А.Фролову и его мастерской. С тех пор мозаика была официально разрешена и в Советской России.
В 1937 году по эскизам художника-монументалиста А.Дейнеки В.А.Фролов и его мастерская выполнили мозаики для станции метро «Маяковская» в Москве. Тема мозаик - «Сутки советского неба»: 38 мозаичных плафонов были изготовлены мастерской в 1938 году. Дальше последовала работа над мозаиками для станции метрополитена «Павелецкая». Здесь темой для оформления был выбран «Донбасс - Всесоюзная кочегарка» (выбору такой темы послужила близость станции метро к Павелецкому вокзалу, откуда отправлялись поезда до Донецка).
Последней работой для московского метрополитена были мозаики, которые сегодня можно увидеть на станции метро «Новокузнецкая» (эти мозаики предназначались для установки на станции «Павелецкая»): шесть восьмигранных мозаик на своде центрального зала и «Парад физкультурников» в наземном вестибюле. Над этими мозаиками В.Фролов работал в блокадном Ленинграде. Вместе с тремя сотрудниками мастерской, закончив работу, он отправил последние ящики в Москву. Неслучайно станция метро «Новокузнецкая» была выбрана для установки весной 2013 года памятной доски художнику-мозаичисту с надписью «На этой станции установлены мозаики, выполненные в блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской Всероссийской Академии художеств под руководством профессора Владимира Александровича Фролова».
Мозаичные композиции оказались последними не только для московского метрополитена, но и для художника: Фролов разделил судьбу тысяч ленинградцев, которые остались жить в блокадном городе. Владимир Александрович Фролов умер в блокадном Ленинграде 3 февраля 1942 года. Похоронен на Смоленском кладбище в братской могиле профессоров Академии художеств.
Даже в пасмурные дни Санкт-Петербург сияет мозаиками, набранными в мастерской Фролова. Фамильная коллекция смальты является крупнейшей из существующих в мире и хранится в Петербургской Академии художеств.
.
https://www.nrfmir.ru/ru/2016/10/12/siyanie-mozaiki-m.. источник