Чкаловская лестница - визитная карточка Нижнего Новгорода. Она соединяет между собой Нижневолжскую, Верхневолжскую набережные и главную городскую площадь - площадь Минина и Пожарского. Чкаловская лестница построена в честь победы советского народа в Сталинградской битве. Это одна из самых длинных лестниц в России и самая длинная на Волжских берегах.
Строительство Чкаловской лестницы, 1947 год
Первоначально лестница называлась Сталинградской. Своим нынешним названием она обязана установленному на верхней смотровой площадке памятнику выдающемуся лётчику Валерию Чкалову.
В 30-40-х годах XIX века, после посещения Нижнего императором Николаем I, Волжский откос был значительно облагорожен: засыпали овраги и обложили склон дерном. Тогда же здесь была построена Георгиевская (ныне Верхневолжская) набережная.
Для удобного подхода к Волге с обеих сторон Георгиевской набережной были сооружены Георгиевский и Казанский съезды. А внизу была построена еще одна набережная - Нижневолжская. Однако крутой склон по-прежнему не давал возможности нижегородцам попасть из центра города к реке за короткий срок, что было очень неудобно.
Открытие Чкаловской лестницы, 1949 год
Это проблема так и не была решена в дореволюционный период. Нижегородские власти занялись ею уже в ХХ веке. И некоторые исторические события активно этому способствовали.
В конце 1930-х годов на весь мир прославились рекордные перелеты знаменитого советского летчика - Валерия Чкалова. Уроженец нижегородской земли, он, приезжая на Родину, любил прогуливаться по Верхневолжской набережной. Во время одной из таких прогулок вместе со своим другом скульптором Исааком Менделевичем он выбрал место для памятника другому знаменитому нижегородцу - Максиму Горькому. Это был тот самый выступ, с которого так великолепно обозревались волжские дали. Но памятнику известному писателю не суждено было появиться на выбранном месте. В конце 1938 года жизнь Чкалова неожиданно оборвалась в результате неудачного испытания нового самолета. Поэтому вместо Горького на постамент на высоком волжском берегу в 1940-м году встал бронзовый двойник прославленного летчика.
Примерно в это же время у заместителя председателя горисполкома Александра Шульпина родилась замечательная идея соединить Верхневолжскую набережную с Нижневолжской при помощи парадной лестницы. Главной причиной этого была необходимость создать кратчайший путь из самого сердца старого города к Волге. Был найден молодой талантливый архитектор Святослав Агафонов. Тот самый, который позднее станет известен всему городу как человек, спасший и восстановивший Нижегородский кремль.
Первый проект был чрезвычайно масштабным и помпезным - с фонтанами и каскадами, скульптурами, вазами, цветниками - в духе сталинского ампира. Подножие лестницы заканчивалось выходом на мраморные и гранитные ступени, которые спускались прямо к воде. Венчать невероятный ансамбль должен был высеченный из мрамора и распростершийся на холме тридцатиметровый орден Ленина, который должен был быть виден с реки на расстоянии в десятки километров. Под орденом было отведено место для мраморных статуй руководителей партии и правительства - Сталина, Берии и других. Этот проект так и остался на бумаге.
В годы войны Александр Шульпин становится председателем Горьковского горисполкома. На этой должности он снова возвращается к своей идее. И Шульпину удалось практически невозможное - получить согласие на выделение огромных денег на строительство. Конкурс на проект лестницы выиграли ленинградские архитекторы Лев Руднев и Владимир Мунц.
Лев Владимирович Руднев
Владимир Оскарович Мунц
Второе место заняла работа нижегородского архитектора Александра Яковлева.
В итоге архитекторы объединились в одну команду, и все трое считаются авторами сооружения.
Александр Александрович Яковлев
Александр Яковлев, воспитанник Петербургской Академии художеств, восемь лет проработавший в Болгарии, был не только архитектором, но и выступал в роли главного инженера проекта, привязывая постройку к местности и прорабатывая все архитектурные детали. Кроме того, во время проектирования лестницы Яковлев использовал свой опыт специалиста по возведению бомбоубежищ и других военных объектов. Это позволило с помощью лестницы решить проблему оползней, которые в начале 1940-х стали буквально разрушать Волжский откос. И в 1943 году Шульпин повез в Москву на утверждение проект Яковлева, Руднева и Минца - лестницу по Волжскому откосу.
Итак, в том же 1943 году лестница была заложена и началось строительство.
Теперь возведение лестницы было связано с важнейшим событием - победой в Сталинградской битве. Поэтому ее первоначальное официальное название Сталинградская, а позднее - Волжская. Но в истории закрепилось другое, народное название - Чкаловская.К строительству привлекались даже немецкие военнопленные.
В 1949 году строительство было завершено, и взгляду горьковчан предстало необычное монументальное сооружение. Спускаясь вниз от памятника Чкалову, лестничные пролеты расходились в стороны и соединялись на двух смотровых площадках, образуя своеобразные кольца, а затем прямым маршем подходили к Волге. Смотровые площадки лестницы были украшены барельефами, обелисками и балюстрадой. Существует версия, согласно которой кольца лестницы символизируют Сталинград в окружении вражеских подразделений, а её нижняя прямая часть - прорыв этой осады советскими войсками. На тот момент Чкаловская лестница - один из самых дорогостоящих подобных проектов в СССР (почти 8 миллионов рублей).
катер «Герой»
В 1985 году в самом низу знаменитой лестницы был торжественно установлен катер «Герой». Это судно, созданное еще до революции, участвовало в боевых действиях во время Гражданской и Отечественной войн. Прошло оно и Сталинградскую битву, а затем долгие годы было плавучим музеем. В начале эпохи «Перестройки» корабль «пришвартовался» на постаменте возле волжских берегов. Сейчас он является символическим украшением финальной части Чкаловской лестницы.
В 1993-1997 годах Волжская лестница, обветшавшая за время полувековой эксплуатации, подверглась капитальному ремонту. Тогда же она получила современное освещение, которое так украшает ее по вечерам.
Основную уникальность Чкаловской лестницы составляет ее длина. Она считается самой длинной лестницей в России. Основные источники утверждают, что количество ступеней сооружения с учетом круговых пролетов - 560. Если же считать по прямой, то только на правой стороне их 442. Что касается левой стороны, то тут сведения о количестве ступеней разнятся. Поэтому любимым занятием многих туристов, посещающих популярную лестницу, стал точный подсчет количества ее ступеней. Если официально, то, по последним данным, с обеих сторон «восьмерки» ступеней 680.
https://novation-nn.ru/chkalovskaya-lestnitsa-v-nizhn.. Маргарита Ерохина
источник