Культура новой мобильности

Feb 20, 2012 11:36

   В конце января в журнале Mobilities издательства Routledge вышла моя статья Культура новой мобильности в России: формирование сетей и потоков. Сейчас только заметил, что ничего ещё не написал об этом событии.
   Что значит культура новой мобильности? Речь идёт о том, что со стремительным развитием информационных технологий (ИТ), автомобильности, международного туризма углубляется давно уже наблюдающийся культурный тренд индивидуализации. ИТ привнесли сюда понятие "сетевого индивидуализма", что, собственно, и придаёт новизну процессам индивидуализации.
   Зачастую процессы индивидуализации воспринимаются с едва ли скрываемым раздражением. Это то, как считается, что подрывает традиционные общности и солидарность, ведёт к дальнейшему моральному разложению общества. Но что значит общества? Критика, как правило, удерживает понятие общества как некого территориального образования с исторически сложившимися культурными идентичностями, обеспечивающими преемственность и устойчивость традиций и образцов поведения. Всё, что происходит в таком обществе, происходит главным образом внутри границ, в своеобразном контейнере. Однако уже технологии транспортной мобильности подрывают такой взгляд на общество, а ИТ делают его малопригодным для понимания того, что происходит.
   Процессы индивидуализации, хотят того или нет, вырывает людей из объятий локальных традиций. Транспорт и ИТ как раз и создают возможности для этих процессов. Национальные общества всё больше становятся сквозными образованиями, обеспечивающими различные перевалочные пункты и узлы для глобальных потоков людей, товаров, образов и информации. Можно ли этому как-то помешать? Тем более, если эти процессы воспринимаются как морально неприемлемые. Думаю, что нет.           

Общества, мобильность

Previous post Next post
Up