Интересный взгляд Адама Смита на демографическую проблему

Oct 03, 2011 14:33

   Разговоры о демографическом кризисе в России - это общее место не только научных споров, но и жарких политических дебатов. Действительно, за последние два десятилетия наблюдался ярко выраженный демографический спад. На самый главный вопрос, почему женщины в России мало рожают, в типичном случае даётся ответ: жизнь в стране очень дорогая, содержать и вырастить ребенка очень накладно, а государство слабо помогает. И в этом ответе есть своя правда, только вот, очевидно, далеко не вся. Нельзя, конечно, сбрасывать со счётов и сам городской образ жизни, не располагающий к деторождению из-за удлиненной социализации, длительного выстраивания карьеры на основе узкой специализации при том, что всё это совершенно не гарантирует человеку экономической самостоятельности. И эти процессы (длительная социализация и становление карьеры детей), как правило, требует родительской заботы в форме финансовой и материальной помощи. Иными словами, решение демографической проблемы не может быть отнесено только к политике государства. На мой взгляд, государство здесь вообще мало что может сделать. Речь может идти в первую очередь о непредвиденных, побочных издержках урбанизации, с которыми непонятно что делать, если сделать вообще что-то возможно. Ведь дети стали если не совсем обузой, то, по крайней мере, препятствием к карьерным возможностям и воспроизводству самого городского образа жизни: молодые люди долго устраиваются, а потом ещё "висят на волоске", боясь потерять место и доход, если они выключатся на рождение и воспитание детей.
   В книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" Адам Смит провел очень интересное наблюдение причин демографического роста в Северной Америке XVIII века. Это наблюдение ценно потому, что оно показывает мотив позитивного отношения к детям, который может кому-то сейчас показаться весьма циничным, но который хорошо работал и обеспечивал быстрый демографический рост. Речь идет о том, что из детей извлекали выгоду не просто на уровне ожидания, что когда-то в старости они помогут выжить, но эта выгода была "здесь и сейчас".Вот что пишет Адам Смит: "И в настоящее время этот рост населения обусловливается главным образом не постоянной иммиграцией новых жителей, а быстрым размножением населения. Как утверждают, лица, доживающие до старости, часто насчитывают от 50 до 100, а нередко и больше собственных потомков. Труд там вознаграждается так хорошо, что большое количество детей не только не служит обузой, но является источником богатства и благополучия для их родителей. Труд каждого ребенка до той поры, когда он в состоянии покинуть родительский дом, приносит родителям, как высчитывают, сто фунтов стерлингов чистого барыша. За молодой вдовой с четырьмя или пятью малыми детьми на руках, которая среди средних или низших слоев населения в Европе имела бы мало шансов вступить вторично в брак, здесь часто ухаживают, как за какой-то находкой. Тот факт, что дети представляют такую большую стоимость, является величайшим из всех поощрений к браку. Нам не приходится поэтому удивляться, что жители Северной Америки обыкновенно вступают в брак очень молодыми. И несмотря на большой прирост населения, вызываемый столь ранними браками, в Северной Америке не прекращаются жалобы на недостаток рабочих рук. Спрос на рабочих и фонды, предназначенные на оплату их, возрастают, по-видимому, еще быстрее, чем число рабочих, предлагающих свой труд".
   Это наблюдение Смита навеивает мне глубокий скептицизм в отношении демографических перспектив России, поскольку в современной урбанизированной среде совершенно непонятно, как мог бы заработать описанный им механизм демографического воспроизводства. Скорее всего, в России будет продолжаться демографический спад и никуда, видимо, от этого не деться. По меньшей мере, я не вижу ни одного эффективного решения этой проблемы.

Структурные сдвиги, Общества

Previous post Next post
Up