A posteriori

Feb 18, 2011 12:24

   Собственно, что я хотел сказать в предыдущих эссе о солидарности? А вполне интуитивно понятную вещь: солидарность общества в России находится на очень низком уровне. Возможно, именно по этой причине здесь не идут программы по общественной и общественно-политической самоорганизации. Вернее, если люди довольно легко самоорганизуются, то только в ( Read more... )

Общества, солидарность

Leave a comment

vladimirpopov February 19 2011, 18:54:18 UTC
Спасибо за положительную оценку моего скромного вклада, касающегося осмысления очень сложной темы солидарности общества.
Я полагаю, что нет какого-то одного критерия солидарности общества. Речь, по-видимому, может идти о комплексе критериев, охватывающих в том числе культурные, экономические, политические и иные характеристики, присущие обществу в разные исторические периоды. В последних эссе я попытался рассмотреть тему солидарности с точки зрения связки солидарности и социальной справедливости. Моя гипотеза состояла в том, что восприятие социальной справедливости в обществе - а это свойство морального сознания - довольно тесно связано с уровнем солидарности. Данные, которые я подвел под прояснение этой связи (распределение экономических благ), показывают, что социальная справедливость в России находится на очень низком уровне. С чего же тогда это общество может быть в корне солидарным? Я даже ещё не рассматривал такие аспекты как правоприменительная практика, отношения руководства/подчинения и др. Возможно, если мы и увидим какие-то признаки солидарности, то только в противостоянии с властями.
Что касается второго вопроса, почему несолидарные общества не выживут, я полагаю, что такие общества очень уязвимы к влиянию внешних или внутренних факторов, разрывающих и без того худо-бедно работающие в них функциональные связи. Транзит, признаки которого можно разглядеть в угрозах энергетического кризиса, как раз и начнет работать на разрыв этих связей.
Что касается кажущегося противоречия между солидарностью и мерой индивидуальной автономии, предполагающей активность и ответственность индивида, то это противоречие всё же относительное. Опыт скандинавских стран показывает, что солидарность и индивидуальная автономия вполне даже сочетаются. Но ведь там прилагается масса реальных усилий, заботы об этих отношениях, а не как в РФ одна только имитация.

Reply


Leave a comment

Up