Александр Матвеевич Понятов прославился тем, что изобрел первый в мире видеомагнитофон. Эмигрировав из России после Гражданской войны, он основал в США собственную фирму под названием Ampex, производящую магнитофоны и аппаратуру для студийной записи.
Отец изобретателя был из крестьян, занялся лесоторговлей, разбогател и стал купцом первой гильдии. Александр же избрал иную стезю - он окончил реальное училище и поступил в Казанский императорский университет на физико-математический факультет, но после перевелся на более прикладную специальность - в Императорское московское техническое училище (ныне МГТУ имени Баумана). Его учителем стал «отец авиации» Николай Жуковский, от которого Понятов заразился любовью к авиации и полетам. В Первую мировую служил летчиком военного гидроплана, был ранен.
Во время Гражданской войны в 1918-1920 годах А. М. Понятов служил в Белой армии, после поражения которой эмигрировал в Китай, где до 1927 года работал в электроэнергетической компании в Шанхае. После этого он некоторое время прожил во Франции, после чего переехал в США. Сперва он устроился на работу в General Electric, но тяга к полетам привела его в компанию Dalmo-Victor Westinghouse, где он разрабатывал электроприводы для авиационных радаров. Параллельно вел собственные эксперименты у себя в гараже.
В 1944 году был учреждена компания Ampex (название фирмы представляет акроним, образованный от первых букв имени создателя и слова «экспериментальный» - Alexander М. Poniatoff EXperimental), которая после войны сконцентрировалась на разработке устройств магнитной звукозаписи. Этому способствовала встреча Понятова с Гарольдом Линдсеем, рассказавшем о трофейном немецком магнитофоне фирмы AEG, использованном Джеком Муллином для демонстрации в Сан-Франциско 16 мая 1946 года преимуществ магнитной звукозаписи. Г. Линдсей стал главным конструктором первого магнитофона Ampex. Работы по совершенствованию магнитной ленты велись под началом Д. Муллина. (Кстати, в Ampex начинал и 16-летний Рэй Долби, впоследствии разработчик знаменитых аудиосистем Dolby, которыми оборудованы современные кинотеатры)
В 1947 году был создан прототип аудиомагнитофона - Model 200A - продемонстрированный в Голливуде. В том же году фирме Ampex удалось привлечь инвестиции известного артиста Бинга Кросби в размере $50 000. В следующем году фирма Ampex выпускает несколько студийных магнитофонов, которые стали применять радиовещательные компании для трансляции сигнала с задержкой (broadcast delay). C 25 апреля 1948 года компания ABC с помощью Model 200A начинает регулярное профессиональное использование магнитозаписей.
В 1951 году Понятов и его главные технические советники Чарльз Гинзбург, Вейтер Селстед и Мирон Столяров решили разработать видеозаписывающее устройство, однако основной проблемой являлась продолжительность записи - для короткого двухминутного ролика требовались километры пленки. Поэтому был разработано уникальное устройство, использующее принцип поперечно-строчной записи вращающимися головками (такой способ позволял совместить высокую скорость движения магнитной головки относительно ленты, необходимую для записи полосы частот телевизионного сигнала (несколько МГц), с низкой скоростью движения самой ленты, необходимой для приемлемой продолжительности записи на одном рулоне.
14 марта 1956 года в Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов в Чикаго фирма А. Понятова впервые продемонстрировала свое творение - видеомагнитофон VRX-1000, а через полгода - 30 ноября 1956 года - Си-Би-Эс впервые использовала «Ампэкс» для отсроченного выпуска в эфир программы «Вечерних новостей» с ведущим Дугласом Эдвардсом. С того времени фирма «Ампэкс» стала ведущим разработчиком видеомагнитофонной техники. В 1958 г. американское космическое агентство NASA избирает видеомагнитофоны «Ампэкс» для обслуживания космических полетов и до сих пор не изменяет этому принципу. Через два года Американская киноакадемия присуждает понятовской фирме «Оскар» за технические достижения. С помощью разработок «Ампэкса» процесс видеозаписи с механической фиксацией и воспроизведением изображения и звука уже в 1963 г. становится управляемым, то есть появляется электронный монтаж. Пройдя этап освоения записи цветных изображений (1964 г.), фирма в 1967 г. создает аппарат замедленного воспроизведения сигналов «Ampex HS-100», который завершает революцию прежде всего в освещении спортивных соревнований, а дальше широко «раскручивается» при создании музыкальных видеоклипов и рекламы. В 1978 г. Ampex разработал систему видеографики, а через три года - цифровые спецэффекты.
Сам Понятов вышел в отставку в 1970 году, за ним сохранилась должность почётного председателя совета директоров. Умер 24 октября 1980 года на 89-м году жизни. Несомтря на вынужденную эмиграцию, он всю свою жизнь с теплотой относился к своей исторической Родине - в память о ней он распорядился сажать по две березы перед входом в каждый филиал Ampex. В 1959 году во время знаменитой выставки в "Сокольниках", когда произошла встреча Хрущева с Никсоном, он дал разрешение на доступ советским специалистам к чертежам его техники. В 1974 году по просьбе Гостелерадио с ним записали небольшую передачу, в которой он сформулировал свои главные правила: «Нужно всю жизнь учиться; ничего не надо считать догмой; необходимо всегда стараться сделать чуть больше, чем от тебя ждет начальник (это будет обязательно замечено); следует избегать любых конфликтов, поскольку вероятность быть правым у вас не более 50 процентов».
@