МотоПробег выходного лета 2016. Тольятти-Питер-Байконур-Памир-Алтай-Монголия-БАМ-Магадан-Сахалин ч.3
Feb 16, 2017 18:16
Часть 3.2 Гостеприимство Казахстана Продолжение третьей части. Начало третьей части читать ЗДЕСЬ.
Незадолго до Ак-Басты меня догнал местный джигит на Планете-3, облаченный в традиционный экип. Приветствую его. Остановились. Уточняю дорогу - нам по пути. Я отдал ему найденную шапочку и ветровку с эмблемой Адидас.
Стартуем. По песку он едет достаточно быстро, практически не снижая скорости после твердого грунта, на третьей. Я же - вынужден снижать скорость, чтоб не завалиться. Как только выезжаем на относительно твердый грунт, легко догоняю его. Как бы там ни было, до Ак-Басты с его песчаными барханами добрались вместе.
Фото у стелы и на фоне барханов, и выдвигаюсь дальше.
Куда ехать - непонятно. Уточняю у другого местного мотоциклиста. Он задал взмахом руки вектор движения в направлении дамбы - туда и поехал.[Нажмите, чтобы прочитать далее...]Через пару километров слева увидел огороженный забором щит, наподобие наших рекламных. На него с обеих сторон нанесены карты Аральских морей с окрестностями: до высыхания и в настоящее время.
До начала обмеления Аральское море было четвёртым по величине озером в мире. С 1960-х годов XX века уровень моря стал быстро снижаться вследствие забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья, в результате чего озеро-море, прежде богатое жизнью, превратилось в бесплодную пустыню: http://photoputeshestviya.ru/blog/43539960579/Aralskoe-more-i-prichinyi-ego-gibeli
Сворачиваю с песчаной колеи, чтобы сфотографировать поближе, неудачно наклонил мот и недостаточно повернул руль - переднее колесо сильно закопалось в песок, и я плавно завалился вместе с мотом на бок. Из-за жары и прохождения тяжелого песчаного участка силы были на исходе. Еле-еле все-таки удалось поднять мот после частичной разгрузки...
Продолжаю движение к дамбе. Песчаная колея то раздваивалась, то снова объединялась в одну. Иногда я пересекал другие укатанные дороги. Куда ехать - выбирал интуитивно, как и ранее в большинстве случаев. Наконец песок закончился и появилась возможность значительно ускориться - до 90-100 км/ч.
Справа и слева проплывали холмы, на некоторых из них остались руины не то старых поселений, не то захоронений.
По моим расчетам, до дамбы было рукой подать, но дорога разделилась на три, куда же ехать?! Выбрал крайнюю правую... Через километров пять, прямо на колее, лежит скелет большого животного, скорее всего верблюда - это добавило особого колорита пустынному пейзажу бывшего морского дна )).
Дорога снова разделилась на две - выбираю левую. Километров через семь понимаю - ошибочный маршрут. Возвращаюсь. Еще минут 20 покружил, увидел вдалеке водоем, двинул к нему. По колено в воде стояли несколько десятков коней.
Чуть в стороне плавали лебеди. Вид очень красивый.
Огибаю водоем против часовой стрелки, поднимаюсь на небольшую насыпь - вот и долгожданная дамба. Слева - вертолетная площадка, рядом - заливные луга, очень много птиц, оборудованное место для рыбалки и отдыха.
Справа от дамбы - смотровая площадка с беседкой. Останавливаюсь, вижу группу молодых людей. Сразу было непонятно, кого они ловят - рыбу или диких уток, плавающих огромной стаей чуть ниже падающей с дамбы воды.
Короткое общение и фотосессия, затем переезжаю по дамбе через канал, соединяющий Малое и Большое Аральские моря, и по неплохой грейдерной дороге еду в направлении трассы Самара-Байконур-Чимкент, до которой оставалось не более 150 км. По пути продолжал любоваться красивейшим пейзажем - водоемом с высокими зарослями камыша, плавающими группами белых лебедей... - чуть не влетел в огромную промоину на дороге. Нужно быть аккуратнее! Глубокие промоины стали часто встречаться - до тех пор, пока дорога не свернула от Арала в степь.
На трассу Самара-Чимкент выехал уже в сумерках. В поселке Айтеке Би заправился на КазМунайГаз. До Байконура 105 км, и если бы не тот бешеный верблюд, перебежавший трассу прямо передо мной, то и рассказывать было бы особо нечего. Отличный асфальт, достойная трасса с металлическими ограждениями и новой яркой разметкой... Решил заехать на Байконур, так как раньше там не был. Конечно, хотелось попасть и на старт 49-й экспедиции космонавтов на МКС, командиром экипажа был мой однокашник, Анатолий Иванишин - с ним виделись 19-го июня в Питере.
Въезд в город по пропускам - заказываются не позднее, чем за месяц, на конкретные даты. Срок пребывания ограничен. Поэтому заранее связался через интернет с ребятами из мотоклуба "Байконур" - они и заказали пропуск. Подъехав на КПП, позвонил Владимиру Ящеру - президенту местного мотоклуба. После недолгого ожидания он подъехал с пропуском и провел меня до стоянки, а затем - и до места ночлега.
Члены мотоклуба "Байконур" также помогли с размещением, организовали экскурсии и досуг.
Традиционно, как и все гости этого славного города, посетил музей - узнал много нового про строительство города и самого космодрома, про людей, стоявших у истоков российской космонавтики. В музее огромное количество экспонатов и фотографий космической тематики. Очень познавательно!
На 3 июля мне удалось договориться о короткой встрече с Анатолием в Центре подготовки космонавтов. В конференц-зале минут 15 общались через стекло: поделились планами, задали общие вопросы, пожелали друг другу удачи и пожали руки, насколько позволяет разделяющее нас стекло...
Выехал из Байконура 3 июля... (Старт корабля на МКС успешно состоялся в 6 утра 7-го июля 2016 г.)
В поселке Шиелли пополнил запасы бензина, встретил на заправке мототуристов из Европы. Позже случайно узнал, что это были профессиональные мотоспортсмены, участники различных ралли.
Совсем немного проехали вместе по трассе, затем они свернули влево, в сторону гор, по проселку.
В Туркестане остановился перекусить в кафе, около которого лежали останки самолета Ан-2. Пока ел лагман, обратил внимание, что какой-то парень тыкает кнопки на моем планшете, закрепленном на руле. Подошел к нему, озвучил просьбу: «Ничего не трогай». Оказалось, что это был родственник хозяина кафе. Разговорились об арбузах. В знак уважения ко мне, как к гостю, парень принес мне в подарок половину арбуза. Мелочь, но приятно.
Когда ехал по поселку, обратил внимание на изменения в архитектуре строений частного сектора: здесь уже были, в основном, глинобитные дома.
В Чимкент заехал уже вечером. Несколькими месяцами ранее в интернете случайно познакомился с парнем - Арманом, тоже мотоциклистом, который к моему приезду вызвонил Олега Ким, часто встречающего мотопутешественников, проезжающих через этот славный город. Встретились с Арманом в центре, Олег также подтянулся на своём литрофазере (хороший мотоцикл, был у меня когда-то такой).
Заехали в обменник, затем - в кафе. Борщ, шашлык, лепешки, чай - всё очень вкусно. Арман и Олег от моих денег за ужин наотрез отказались - угощали как гостя! Хорошо посидели, пообщались на мототемы. Олег проводил меня в неплохой, не самый дешевый, отельчик. Половину расходов взял на себя. Теперь он просто обязан приехать и ко мне в гости!
Утром выехал на Ташкент... Расстояние от Чимкента до Ташкента по прямой трассе - 125 км.
Переход границы (в Жыбек-Жолы) для туристов закрыт - можно только местным и только пешком. По крайней мере, мне так сказали. На всякий случай, доехал до перехода, посмотрел на закрытые для транспорта ворота и свернул на Ялламу (круг вышел около 160 км).
Было жарко, часто встречались населенные пункты. В них скорость трафика резко падала - становилось еще жарче. Иногда нервы не выдерживали, и я на небольшой скорости обходил колонну по широкой правой обочине. В какой-то момент боковым зрением увидел взмах полосатой палки... Традиционный кивок - в качестве приветствия, и продолжение движения к границе. Свернул вправо - к мини-рынку с чайханой. Подкрепился арбузом с лепешкой в тени больших деревьев, помыл визор шлема и фару. Выдвинулся дальше, к Ялламе, в Узбекистан, в котором никогда раньше не был...