Apr 21, 2014 04:19
Ответ однозначен - Да! Хотя маркетологи говорят иначе. Это и понятно. Мошенник никогда не признается, что он мошенник. И тем более он не признается, если не осознает этого. Подумать только! Сейчас существуют целые профессии, которые официально призваны обманывать людей, и которым даже обучают.
Для того, чтобы понять то или иное явление нужно в первую очередь посмотреть, какое определение этому явлению дала общественность и оценить правильность этого определения. Дело в том, что история знает много случаев, когда общественность ошибалась. И чтобы не пойти на поводу у общественного мнения, а тем более если это мнение формируют силы, заинтересованные во лжи, нужно владеть логикой. Очень важным показателем правильности определения того или иного изучаемого предмета является его однозначность. Т.е. если определение имеет не одно значение, а много, то это определение неверно. Первый закон логики гласит, что каждое понятие должно иметь одно строго определенное значение. Иметь два или более значений значит не иметь ни одного значения.
Итак, смотрим распространенное в интернете определение маркетинга:
"Маркетинг (от англ. marketing - продажа, торговля на рынке) - это совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей покупателям и организационная функция управления взаимоотношениями с ними с выгодой для организации".
В этом определении два значения. Маркетинг - это совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей покупателям или это организационная функция управления взаимоотношениями с покупателями с выгодой для организации? Если мы говорим о процессе создания, продвижении и предоставлении товара покупателям , то мы говорим о товарном производстве с целью получения прибыли. Получается, что маркетинг в этом значении - это не что иное, как товарное производство. Это бессмыслица, потому что в дословном переводе "маркетинг" означает "продажа". Продажа и производство - это совершенно разные понятия, хоть они и являются частью одной цепочки. Но раз мы говорим о товарном производстве, то мы также имеем ввиду и процесс продажи, ибо товар - это продукт, предназначенный для продажи. А значит использование термина "маркетинг" здесь крайне неуместно. Первое значение отпадает.
Раз первое значение неверно и неуместно, то мы будем в своих рассуждениях пользоваться вторым значением определения маркетинга, данного общественностью. Второе значение - организационная функция управления взаимоотношениями с покупателями с выгодой для организации. Вот здесь и вскрывается вся сущность этого явления. Здесь нигде не говорится о выгоде покупателя. Здесь говорится о том, что одна из сторон, в данном случае организация, берется управлять взаимоотношениями с другой стороной, т.е. организация берется манипулировать покупателем.
Как это работает? Если мы произвели товар, который по всем параметрам превосходит своих конкурентов, то нам не зачем выстраивать взаимоотношения с покупателем. Мы просто выставляем товар на прилавок и демонстрируем все его качества. Клиента интересует прежде всего цена и качество товара. Он платит не за дружбу с руководством фирмы, производящей товар. Он платит за его конкретные свойства. И если цена товара ниже, чем у конкурентов, а качество лучше, и это очевидно для клиента, то он вне всякого сомнения сделает свой выбор в пользу именно этого товара, даже если продавец ему не улыбается.
Если же товар по большинству своих свойств проигрывает конкурентам, то тут в бой вступает маркетинг, задача которого - представить товар в лучшем свете, т.е. скрыть от покупателя его недостатки и сконцентрировать упор на его немногочисленных достоинствах. А если эти достоинства не выигрывают у аналогичных достоинств конкурентов, то задачей маркетологов является эти достоинства раздуть, преувеличить в глазах клиентов. Вот тут и требуются навыки манипулирования. Если достоинств у товара нет, то нужно создать иллюзию, что они есть. Например, можно сказать, что данный товар делает своего владельца респектабельнее, или, например, можно соврать, что этот товар является лидером продаж. Можно, вообще, присудить ему те качества, которыми он не обладает. Например, вам надо продать абсолютно бесполезные биодобавки за очень дорого. Можно сказать, что эти биодобавки излечивают рак или, например, заставляют ваши мышцы автоматически расти, а жир сжигаться без посещения тренажерного зала. При этом нужно не забывать улыбаться и в нужное время сделать скидку с цены, которая до этого была сильно взвинчена, чтобы создать у клиента ощущение, что он платит за товар меньше, чем он стоит. Клиента нужно максимально к себе расположить, чтобы он впитывал всю лапшу, которую на него вешает маркетолог.
Также маркетинг нужен для того, чтобы в целях дополнительной прибыли создавать спрос на товары, которые на рынке и так в избытке. Например, телефоны iphone 5 распроданы и больше населением не покупаются. В этом случае нужно создать практически ничем не отличающийся телефон iphone 5s и убедить население, что это новое слово в технологиях. Путем массированной агитации людей все-таки побуждают покупать этот телефон, не смотря на то, что у них уже имеется практически аналогичный. Маркетологи уверяют, что они изучают спрос населения и предлагают нужные ему товары. На деле же маркетологи формируют спрос и впаривают людям ненужную им фигню.
Мы видим, что маркетинг - это инструмент манипулирования сознанием покупателей, инструмент их облапошивания. Все маркетологи - мошенники, и их единственной задачей является убедить клиента заплатить за товар денег больше, чем он на самом деле стоит.
Признаком любой лженауки, лжетеории и лженаправления человеческой деятельности является отсутствие внятных определений, которые бы четко и однозначно отвечали на вопрос "Что это?". Используемое выше определение маркетинга является самым адекватным из тех, которые представлены в интернете, не смотря на то, что оно тоже неверно. Вы легко можете убедиться в этом сами. Эти определения очень разнятся. Но объединяет их все лишь одно - то, что они противоречат логике и нарушают принятые в науке правила определения границ понятия. А то, что противоречит логике, правильным быть не может.
Определения с несколькими значениями нужны лжеученым и лжеспециалистам для того, чтобы в любой неудобной ситуации повернуть разговор в нужную сторону. Если вы скажете маркетологу, что суть маркетинга заключается в манипуляции, то он сошлется на определение и скажет, что маркетинг - это не только манипулирование, но и процесс создания товара. Если вы скажете ему, что для процесса создания товаров уже существует название, то маркетолог скажет, что маркетинг - это не только процесс создания товара, но и установление взаимоотношений с покупателем. Невнятное определение дает возможность мошенникам крутиться как ужу на сковороде. И не знающему законов логики человеку порой бывает очень трудно определить, в каком месте подвох. В итоге, в реальности задача маркетологов - впарить товар по завышенной цене. Но свою задачу они маскируют в невнятных формулировках того, что такое маркетинг.
Ситуация омрачается тем, что в погоне за прибылями прибегать к приемам маркетинга не гнушается практически никто. Человек может искренне верить в честность и даже считать себя хорошим человеком, но при этом без зазрения совести пытаться впарить соседу какой-нибудь товар в тридорога или увлечь его в финансовую пирамиду в целях получения за него определенных бонусов, наплевав на то, что сосед рискует остаться ни с чем. В системе, в которой даже совесть становится товаром, проститутки гораздо честнее многих людей, называющих себя порядочными, потому что они честно оглашают цену своего товара, а не вертятся, как большинство, не зная, как набить себе цену. Но что делать? Если все конкуренты занимаются маркетингом, то и тебе придется. Деньги как-то зарабатывать нужно. Кушать хочется всем. Совершенно нет смысла апеллировать к совести людей. Виновата во всем система, которая толкает людей на такие поступки помимо их воли, система рыночных отношений. Поэтому единственный способ уничтожить стремление людей обманывать друг друга - это поломать эту систему и построить новую.
Лично я хочу жить в системе, в которой человек человеку не волк, а товарищ, в системе, где люди будут общаться друг с другом не потому что это выгодно, а потому что это интересно. В общем, я за коммунизм!
Владимир Гаппов.
маркетинг,
что такое маркетинг,
коммунизм,
мошенничество,
маркетолог