Выставка японских бонсай «Мир в глиняной плошке». «Аптекарский огород» - 2015. Часть 1.

Nov 19, 2015 17:03



Всего 92 фото

Недавно я, как обычно, случайно, узнал, что в Москве, в «Аптекарском огороде» Ботанического сада МГУ проходит большая выставка японских бонсай - удивительного восточного искусства выращивания карликовых деревьев причудливой формы. Обычно считается, что бонсай являются эстетическим и медитативным средством наслаждения человеческой души Красотой как категорией. Умение ценить красоту бонсай является высоким качеством оценки знатока искусства вообще и его умения погружения во внутренние миры путем медитации на Красоте, в частности. Для меня бонсай всегда являлись всецело чу́дной и восхитительной областью искусства, поэтому снимать бонсай - не только наслаждение процессом фотографирования этих произведений домашнего-садового мастерства, но и вхождение собственными чувствами в саму суть Красоты и её глубокой эстетики. Образы этих миниатюрных сказочных японских деревьев неумолимо влекут в тот древний, зыбкий и захватывающий контекст старой Японии и Китая, помогают с большей легкостью войти в то состояние релаксации и интуитивного прозрения, нежели использование современных технических способов медитации для получения спешно ожидаемых духовных озарений в наш стремительный век технологий и перемен.

Сам процесс съемки на выставке меня определенно захватил - прошло три часа «прикосновений к прекрасному» - без какого-либо напряжения и усилий было снято почти 1000 фотографий. Надо сказать, что я даже и не заметил этого значительного отрезка времени - сам процесс съемки трансмутировался в одну большую восторженную медитацию на удивительные японские бонсай) Эта выставка, по большому счету - коммерческая, с нацелом на рекламу конкретного частного интернет-магазина, некоторые экземпляры декоративных растений повторяются, освещение экспонатов осуществляется со смешанной световой температурой - но это, в общем, не суть важно, а важно то, что здесь вполне можно насладиться Красотой, её эстетикой, уловить свой личный творческий отклик, познать себя с новой возвышенной стороны и стать ее частью - определенно это всё стоит того, чтобы оказаться здесь - время и деньги будут с лихвой окуплены неизмеримо большим - ощущением Радости, Счастья и Гармонии - и никак не меньше)

02.



Я решил сделать-таки репортаж с этой замечательной довольно объемным, поскольку банально выкладывать по одному ракурсу каждого бонсай мне было бы лично не совсем интересно. Здесь я попробую достичь невозможного - сделаю попытку передать своими фотографиями ощущения и чувства, что вызвала эта выставка как цельная инсталляция, так и наслаждения отдельными бонсай, поэтому снимков будет много, как разных ракурсов бонсай, так и общих видов самой выставки - этим я попытаюсь ввести вас в легкое погружение в искусство японских бонсай - остановить рациональное и дотошное сознание, вызвать контакт с бессознательным и, конечно же, с пылкой и жаждущей Красоты человеческой душой - для этого, всего лишь, следует не спешить перелистывать визуальный материал, а попробовать войти в рассматриваемую картинку, что вы видите, услышать свой внутренний отклик на нее, позволить своему разуму блуждать и уловить чистый поток Земной Красоты…

Выставка «Мир в глиняной плошке» проходит в новой уютной оранжерее «Аптекарского огорода», что находится слева от комплекса основных оранжерей Ботанического сада МГУ.
03.



Общее первое впечатление очень позитивное - выставочные стенды большие, современные, новые, дизайн экспозиций бонсай простой, но эстетически изысканный. Субмодальных ощущений добавляют и стилизованные садовые дорожки, аккуратно засыпанные гравием. Звучит старая японская музыка с преобладанием старых японских струнных музыкальных инструментов и древней флейты сякухати, по некоторым сведениям, перекочевавшей в Японию из древнего Египта. Звукоряд очень гармоничен и ненавязчив...
04.



Для пущего усугубления этого самого погружения в специфический контекст выставки - я выложу ролик со старой японской музыкой, сходной с той, что звучит на выставке - по мне так, с ней гораздо лучше осматривать экспозицию выставки. Надо просто нажать «play» и продолжить просмотр визуального ряда...

image Click to view



05


06.



Мы осмотрим, для начала, экспонаты основной линии экспозиции выставки (она срава от входа), а затем начнем рассматривать отдельные выставочные витрины. Параллельно я немного буду рассказывать об этом древнем искусстве для вхождения в исторический контекст и некоторые любопытные подробности о бонсай)
07.



Искусству бонсай уже более двух тысяч лет. Именно в те времена китайский император Ши Хуан-ти захотел побольше узнать о своей великой стране, поэтому из столицы были направлены десятки образованных людей во все провинции Китая с тем, чтобы изучить местные условия и достопримечательности, а затем изобразить их в миниатюре для императора. И это должны были быть не рисунки, а наглядные макеты, демонстрирующие в уменьшенном масштабе горы, реки, дома, скот и даже людей. Макеты получили название «пенжин» (penjing).
08.


09.



Практика создания миниатюрных пейзажей, приглянувшийся горный или морской вид, сохранилась до наших дней. Это искусство проделало большой путь от древних пенжинов до современных инсталляций. По мере своего развития оно диверсифицировалось. В каменно-песочные композиции стали включать живую натуру - специально уменьшенные деревца и кустики, мох, траву. Сформировались целые школы последователей этого искусства, склонявшихся к тому или иному направлению - бонсэки, суйсэки, сайкэй, бонкэй, бонсай…
10.



Япония познакомилась с первыми образцами пенжинов много позже, лишь в начале VII века, когда ко двору императрицы Суйко прибыло посольство из Китая. Среди многочисленных даров японскому престолу были и пенжины. Их японцы стали называть по-своему - бонкэй (пейзаж на подносе) - панорамные пейзажи бонкэй изготовляли из глины, камней, песка и небольших растений, как засушенных, так и живых. Но уже тогда можно было усмотреть предпочтения отдельных художников в подборе исходных материалов. Так, огромную популярность завоевали бонсэки (дословно: камни на подносе) - пейзажи, изготовленные исключительно из неживого материала: камней и песка, а также сами камни, в силу своей необычной формы или текстуры, становившиеся объектами любования. Такие камни называли суйсэки (слово, составленное из двух иероглифов - «вода» и «камень»).

Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Возраст - около 100 лет.
11.



Изначально искусство любования камнями было предназначено для узкого круга лиц - императора и его придворных, способных оценить тончайшие нюансы прекрасного. Одним из заядлых суйсэкистов (если допустим такой термин) стал император Го-Дайго (1288-1339). С ростом торговых обменов с Китаем с материка в Японию стали проникать идеи дзэн-буддизма, горячо воспринятые самурайским сословием. Искусство суйсэки очень четко отразило каноны новой религии - простоту, граничащую с аскетизмом, медитацию и интуитивное прозрение. Под влиянием буддийских монахов любование камнями, отыскивание в них скрытого смысла стало методом духовного самосовершенствования. Так суйсэки вошло в жизнь сотен тысяч самурайских семей.
12.



И именно японцы сделали бонсай самодостаточным искусством, перестав рассматривать его лишь как один из составных компонентов китайского пенджина. Более того, именно в Японии это искусство, перешагнув заборы императорских вилл, стало поистине всенародным.
13.



Наибольшей популярности это искусство достигло в XVIII - XIX веках. Потом был еще один всплеск между 1926-м и 1940-м. В Японии первая общественная демонстрация мини-деревьев была проведена в октябре 1927 года в столичном парке Хибия. Аналогичные вернисажи продолжались ежегодно до 1933 года, после чего экспозиционная площадка была перенесена в залы художественного музея в Уэно. А западный мир познакомился с бонсай много раньше - в конце XIX века. Ряд образцов карликовых растений было выставлено в японском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1889). А вот экспозиция 1909 года в Лондоне была встречена протестами. Англичане обрушились с критикой на японских мастеров за «бесчеловечное мучение» деревьев.
14.



Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Возраст - около 30 лет.
15.



Искусство бонсай зиждется на технике искусственного уменьшения размеров живых растений. Для этого их высаживают в горшки или контейнеры не более 30 см в диаметре. Тщательная дозировка подкормки, полива, освещения позволяет добиться поразительных результатов. За несколько десятилетий растение, сохраняя свои видовые признаки, вырастает в высоту всего на полметра.

Кипарисовик притупленный. Возраст - около 50 лет.
16.



При посадке очень важно соблюдать выработанные веками эстетические принципы. Дерево-бонсай должно быть посажено так, чтобы в дальнейшем избежать хоть какого-то напоминания о симметрии. Приемлемая и даже предпочитаемая для европейской культуры симметричность - табу для японцев. Поэтому саженец в контейнере надо располагать несколько в стороне от центра. Тут дело не только в эстетике внешнего вида, но и в поверье, что Земля и Небо сходятся именно в центральной точке контейнера и это место занимать не рекомендуется...

Можжевельник китайский. Возраст - около 50 лет.
17.


18.



Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Возраст - около 70 лет.
19.



Как известно, сейчас поздняя осень, и многие не вечнозеленые бонсай сбросили свои листья, поэтому выглядят вот так - несколько беззащитно и "голо"...

Слива японская. Возраст - не менее 100 лет.
20.



Хурма восточная. Возраст - около 12 лет.
21.


22.



Клен трехраздельный. Возраст - около 75 лет.
23.



Клён трёхраздельный - это популярный выбор для создания бонсай и прекрасно реагирует на использование техник уменьшения листьев и обрезки.
24.


25.



Падуб пильчатый. Растение относится к семейству падубовые (Aquifoliaceae), всего существует три рода, но в основном в этом семействе много разных - чуть не полторы сотни видов.
26.


27.



Падуб он потому, что формой листьев напоминает некоторые виды дуба. Листьев к сожалению сейчас нет...
28.



Пираканта узколистная. Возраст - около 50 лет.
29..



Пираканта - вечнозеленый кустарник - род растений семейства розоцветные, насчитывающий 6 видов, произрастающих в естественных условиях от Юго-Восточной Европы до Гималаев и Центрального Китая. Название "пираканта" происходит от греческого "pyr" - огонь и "akanthos" - колючка; колючий кустарник с огненно-красными плодами.
30.



Есть целые композиции бонсай...

Можжевельник китайский. Возраст - около 50 лет.
31.


32.



Вот здесь находится стенд с фикусами притуплёнными, второе название - фикус мелкоплодный, - тропическое дерево с толстым гладким стволом, воздушными корнями и разветвленной кроной. Он имеет гладкие кожистые, яйцевидной формы листья зеленого цвета на коротких черешках и распространен в Юго-Восточной Азии, Западной и Северной Африке, Южной Европе.
33.



Фикус притупленный. Возраст - около 60 лет.
34.


35.



Существуют самые и затейливые разные способы фикусоплетения, в частности этот - выращивание целой группы стволов растений как единое целое.
36.


37.


38.



Мы прошли "боковую" экспозицю бонсай справа, - немного осмотримся и начнем осмотр вот этой группы выставочных витрин.
39.


40.


41.


42.



Земляничное дерево крупноплодное. Возраст - около 30 лет.
43.



Его родина - Средиземноморье. Это вечнозеленый кустарник высотой до 5-10 м или небольшое дерево, ствол которого покрыт коричневой шероховатой корой. Хрупкие ветви с очередными кожистыми, гладкими и пильчатыми по краю листьями размером с буковый лист. Осенью на дереве появляются похожие на ландыши белые или розовые цветки в коротких поникающих метелках, из которых образуются оранжево-красные круглые плоды, напоминающие землянику. В Португалии из съедобных плодов земляничного дерева изготавливают ликер. Земляничное дерево в коллекциях бонсай встречается крайне редко.
44.



Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Возраст - около 70 лет.
45.


46.



Кипарисовик притупленный. Возраст - около 50 лет.
47.



Кипарисник притупленный дикого вида растет на богатых питательными веществами, влажных, хорошо дренированных, не известковых почвах в прохладных, дождевых и влажных горных лесах Японии.
48.


49.



Костянкоплодник кругловатый. Возраст - около 50 лет.
50.


51.


52.



Можжевельник китайский. Возраст - около 70 лет.
53.



Это вечнозеленый хвойный кустарник или дерево семейства кипарисовых. Распространен он в Китае. На своей родине может достигать в высоту 25 м, однако в Европе культурные сорта вырастают не очень высокими. Продолжительность жизни можжевельника относительно невелика, за исключением растений выращивемых в горшках.
54.


55.


56.


57.


56



Можжевельник китайский. Возраст - около 50 лет.
59.


60.



Пираканта узколистная. Возраст - около 30 лет. Граб японский. Возраст - около 40 лет.
61.



Пираканта узколистная. Возраст - около 30 лет.
62.


63.



Можжевельник китайский. Возраст - около 100 лет.
64.


65.


66.



Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Возраст - около 70 лет.
67.


68.


69.



Клен дланевидный. Возраст - около 40 лет.
70.



Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Возраст - около 70 лет.
71.


72.


73.


74.


75.


76.


77.


78.



Можжевельник китайский. Возраст - около 50 лет.
79.


80.



Трахелоспермум азиатский. Возраст - около 50 лет.
81.



Этот вид встречается в природе в Корее и Японии. Бледно-розовые цветки сходны с цветками олеандра, но намного мельче. Азиатский трахелоспермум - лиана, но обычно растет как прямостоячий кустарник.
82.



Бук городчатый. Возраст - около 50 лет.
83.



Бук городчатый - уроженец Японии, где образует очень красивые леса, покрытые маленькими и очень мощными листьями, одинаковыми для всех видов бука.
84.


85.



Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Возраст - около 70 лет.
86.


87.


88.


89.



Ель Глена - популярный вид для создания бонсай. Внешне дерево напоминает ель обыкновенную, однако различается длиной хвои, которая достигает только 0,5-1 мм, и немного тоньше. Крона густая, конусовидная, кора красно-бурая, в чешуйках. Побеги коричнево-красного цвета, густо покрыты хвоей...

Ель Глена. Возраст - около 45 лет.
90.


91.


92.



Мы еще не только не закончили, но, можно сказать только начали осмотр - не переключайтесь и переходите ко второй части этого материала о чу́дных бонсай, поражающих воображение и побуждающих созерцать...

Источники: Япония сегодня № 9-10, 2005

© Vladimir d’Ar

Часть вторая

мир в глиняной плошке, выставка, аптекарский огород, бонсай

Previous post Next post
Up