Усадьба Талызиных на Воздвиженке - Музей архитектуры имени Щусева

Oct 22, 2022 09:00





Всего 25 фото

Иногда я слышу, что ты всё пишешь про архитектуру, историю, это никому не нужно и ничего не приносит в карман?! Вот и пишу то, что нужно именно мне и, в чем я нахожу для себя радость, удовлетворение творческими пассажами. Мы ведь вот так ходим по городским улицам в центре столицы и даже не задумываемся, что стоит за этими старыми особняками и чудом уцелевшими городскими усадьбами.

Архитектура это «песня в камне». Это мелодия самого архитектора, в голове которого рождалась творческая созидающая мысль в процессе работы над проектом. Не забываем, что за каждым значительным строением в Старой Москве, да и не только, незримо видится его хозяин, кто принимал проект и готовый объект, кто вкладывал кроме денег и своё представление о «Доме». Многие владельцы особняков менялись с течением времени, и у каждого была своя судьба, свои победы, свои поражения, свои мысли о том, что для него значит этот дом. Я уж не говорю о том, что на этом месте находилось ранее, когда история почти не зафиксировала подробностей и только догадки ученых на основе археологических исследований погут поведать нам о том что здесь было. Все это причудливым образом наслаивается, рассказывает о себе. Остается только уловить и открыть этот почти что мистический фон былого.

Что потянуло рассказать именно об этом доме городской усадьбы Талызиных с таким «размышлительным» началом? Сейчас это Музей архитектуры имени А.В. Щусева и здание в полной мере олицетворяет то, о чем сказано выше. На этом примере мы увидим, о чем может говорить здание мимолетному прохожему и дать возможность услышать «песнь» его творца, то бишь архитектора и его команды.



Начнем с того, кто же такой этот Талызин и каким образом ему достался во владение этот, даже по тем временам, участок земли «на вес золота»?! И вообще, что было на этой земле в допетровские времена?

История этого места на Воздвиженке прослеживается в документах с 1620 года, когда этот участок был поделен между подворьем Псковского Печерского монастыря и дворянином И. Писемским. В середине века здесь располагалась усадьба боярина Ивана Милославского, родственника царя Алексея Михайловича.

В 1659 году казна приобрела его двор для размещения Нового аптекарского двора. В 1670-е годы здесь началось активное строительство под руководством «дворцовых каменных дел подмастерского сына» Гурия Варфоломеева. Вдоль Шуйского (ныне Староваганьковского) переулка возвели дошедшую до наших дней Трапезную палату Аптекарского двора. В начале XVIII века, после переезда Аптекарского двора в Мещанскую слободу, владение перешло к известному петровскому дипломату В. Долгорукому. При императрице Анне Иоанновне Долгорукий был арестован, его двор передан «царю грузинскому Вахтангу», лишившемуся престола Картли и переехавшему в Россию. В это время и появился каменный дом на углу Воздвиженки и Староваганьковского переулка, вероятнее всего, по проекту П. Еропкина. Возможно, эта палата частично сохранилась в объеме современного дома.



02. Сигизмундов план. 1610 год. Местоположение земельного участка на Арбате (будущая Воздвиженка)

Члены семьи московских служилых дворян, Талызины при Петре I были в числе первых русских моряков, получивших специальное образование в Голландии и Италии. Но обстоятельства не позволили им ограничиться одним морским делом. С начала 1760-х годов они принимают участие в дворцовых событиях, существенно сказавшихся на их собственных судьбах.

Адмирал И.Л. Талызин, пользовавшийся особой благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны, принимает сторону ненавидимой ею великой княгини - Екатерины Алексеевны. В момент переворота Екатерина доверяет И.Л. Талызину захват Кронштадта, где мог теоретически найти себе, и притом очень надежное, убежище находившийся в Ораниенбауме Петр III со своими сторонниками - голштинскими офицерами. И.Л. Талызин является в крепость с собственноручной запиской Екатерины: «Господин адмирал Талызин от нас уполномочен в Кронштадте, а что он прикажет, то исполнять». Появившийся здесь с некоторым опозданием Петр III был встречен им ставшей знаменитой фразой: «Поскольку у вас не хватило решительности задержать меня именем императора, я вас беру под стражу именем императрицы»...

Вместе с дядей в перевороте участвовали три племянника адмирала - Александр, Петр и Иван. Услуга, оказанная первым из них, вроде бы, пустяковая: Александр Талызин предоставил императрице свой мундир, в котором она могла принять присягу на верность гвардейцев.



03. А.Ф. Талызин, тайный советник, сенатор

Эта реликвия и хранилась в выстроенном в Москве, на Арбате-Воздвиженке, доме, где Александр Федорович поселился со своей женой, дочерью фельдмаршала С.С. Апраксина.



04. Оригинал мундира обер-офицера лейб-гвардии Семеновского полка времен Екатерины II. Сукно, золотный галун, шелк. Принадлежал поручику А. Талызину. Фото стороннее

После воцарения Екатерины II А. Талызин быстро делал карьеру. И вполне заслуженно получал звания и регалии. Во время Турецкой кампании он служил волонтёром в армии графа П.И. Панина и даже привёз ключи от турецкой крепости Бендеры. Талызин считался очень состоятельным человеком. Имел много душ крестьян, дом в Петербурге. Современники отзывались о нём как о добром человеке, справедливом и мудром. Даже когда его крестьяне примкнули к восстанию Емельяна Пугачёва, позже он не просто простил их, но и добивался смягчения наказания для них.

Охлаждение Екатерины ко всей семье Талызиных наступило быстро, и в 1765 году, выйдя в «чистую» отставку, адмирал, как и его племянники, поселился в Москве, привечавших всех недовольных. А.Ф. Талызин, уже будучи тайным советником в отставке, покупает землю на Воздвиженке.

Размах талызинского строительства на Воздвиженке свидетельствовал о значительных материальных средствах заказчика. К 1787 году были сооружены главный трехэтажный дом и два двухэтажных флигеля, обращенных к Воздвиженке торцами. Между ними находились ведшие во внутренний двор двое украшенных парными колоннами ворот. Скорее всего, по московскому обычаю, во флигелях были использованы части старой постройки. Автор проекта неизвестен. По одной из версий, это был М.Ф. Казаков. Ансамбль усадьбы Талызиных зафиксирован в его «Архитектурных альбомах».



05. В.С. Садовников (1800-1879). Дворец Талызина. 1840-е. Акварель. Личный архив Николая Аввакумова

Главный дом получил дворцовое решение - с анфиладой высоких парадных помещений во втором этаже и огромным двусветным залом, обращенным во двор. Эта парадная анфилада стала особенно обширной после того, как в 1816 году разрывы между главным зданием и флигелями были застроены. Тогда же появилась торжественно развернутая парадная лестница с большим выходящим на улицу вестибюлем.



06. Парадная лестница Дома Талызиных. Дореволюционное фото

Эти помещения и часть комнат первого этажа получили богатейшую отделку с использованием искусственного мрамора, с колоннами, расписанными плафонами и рельефными «фаянсовыми» печами. Весь этот декор удалось восстановить после реставрации 1960-х годов.



07. Воздвиженка. 1889 год

Очень любопытен по своей планировке парадный двор, оказавшийся позади здания. Еще при А.Ф. Талызине было построено здание конюшен, симметричное древней трапезной Аптекарского приказа, и полукруглая декоративная стена между ними.



08. Въездные ворота усадьбы со стороны Староваганьковского (Шереметевского) переулка. 1933-1934 годы

Это позволило включить в общий ансамбль и косо поставленный самый старый среди остальных строений «Дом садовника», относящийся к началу XVIII века.



09. "Дом садовника". Начало XVIII века

Сам А.Ф. Талызин недолго прожил в новом доме - скончался в 1787 году, в год окончания его постройки. Где этот незаурядный человек похоронен, свидетельств не сохранилось.

Двор принадлежал Талызиным до 1805 года, затем был продан купцам Устиновым. Усадьба была существенно перестроена, появились двухэтажные переходы между главным домом и флигелями. Фасады получили ампирную отделку. При Устиновых особняк стал одним из культурных салонов Москвы. Их музыкальные вечера посещали братья Вяземские, Денис Давыдов. Бывал здесь и Пушкин. Известный британский актер и режиссер сэр Питер Устинов - представитель этой фамилии.

Значительные изменения в общий облик талызинского дома были внесены на рубеже ХIХ-ХХ веков, когда занимавшая здание Казенная палата надстроила его боковые части (фронтальные флигеля) до уровня главного корпуса.



10. Дом Талызиных

После Октябрьской революции в 1920 году в здании размещается Секретариат ЦК РКП (б). В 1930-е годы в роскошной некогда усадьбе размещается общежитие, коммунальное жилье. Из-за варварского равнодушного отношения интерьеры анфилады серьезно пострадали.



11. Дом Талызиных

После 1945 года здание передают Музею Архитектуры. Начавшаяся реставрация осложнялась тем, что в доме продолжали жить люди: последний жилец выехал только в январе 1961 года.

Вид здания из внутреннего двора почти не отличается от парадного фасада. Одинаковы размеры и оформление оконных проёмов, пилястровый коринфский портик на уличном и дворовом фасадах. Единственным заметным отличием являются верхние чердачные окна под коньком (на фото ниже)...



12. Дом Талызиных - вид фасада главного здания со двора

...тогда как с лицевой стороны (на фото ниже) фронтон украшен лепными орнаментами.



13. Лицевой фронтон Дома Талызиных

Первые реставрационные работы в усадьбе относятся к 1920-м годам, когда художником Д.Ф. Богословским проводилось укрепление живописи плафонов в главном доме.



14. "Зал с колоннами в Казенной палате" был столовой. Этот парадный зал - самый торжественный и нарядный. Оживляет и разнообразит интерьер мраморная колоннада из белоснежных колонн, заканчивающихся лепными капителями.

В 1946-1964 годах была проведена реставрация интерьеров главного дома (росписи, скульптурные произведения, лепнина и т.д.).

Парадная лестница ведёт на второй этаж, где располагается парадная анфилада. Стены лестницы оформлены искусственным мрамором, а раньше поражали красотой росписи стен. В залах было много скульптуры и картин.



15. Парадная боковая анфилада

Продольное расположение залов архитектурного музея иллюстрирует понятие анфилады в зодчестве, когда двери нескольких помещений размещены на одной оси. Сами залы бывшей дворянской усадьбы отличаются разнообразием архитектурного и живописного оформления.



16. Парадная боковая анфилада



17. Ампирные горельефы над дверьми, посвященные Афине и Аполлону



18.

Потолок зала расписан во второй половине XIX века красочным орнаментом в стилях панно и гризайль.



19.

В центре потолочной росписи - зеркальная копия картины Якопо Тинторетто «Рождение млечного пути». Оригинал написан Тинторетто в 1575 году и находится в Национальной галерее Лондона.



20.



21.

Музейный комплекс составляют: Главный дом усадьбы с флигелями; Трапезная палата Нового аптекарского двора (служебный флигель); бывший Конюшенный корпус (служебный флигель, флигель «Руина»); «Дом садовника».

Сейчас мы во дворе Дома Талызиных. Сейчас во дворе множество скульптур и отливок. Останавливаться на этих деталях не будем.



22. Трапезная палата Аптекарского приказа

«Дом садовника». Такое ощущение, что сохранился только дворовый фасад этого старого здания



23. "Дом садовника"

Флигель «Руина»



24.

Фасад главного дома усадьбы А.Ф. Талызина - вид со двора



25.

Источники:

Дедушкин А. Городская усадьба Талызиных-Устиновых. Портал «Узнай Москву».

Молева Н.М. Боярские дворы. Олимп, АСТ, 2008

Путеводитель по улице Воздвиженка

Зайти ко мне на Проза.ру

Или на мой сайт

© Vladimir d’Ar, 2022

усадьба талызиных, архитектура, музей архитектуры имени щусева, исторические исследования, история москвы, история, москва, город, воздвиженка

Previous post Next post
Up