Всего 62 фото
В Государственном Историческом музее проходит масштабная всероссийская выставка «Креститель Руси», приуроченная к 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира, что будет широко отмечаться в нашей стране. Эта выставка меня сильно взволновала - я давно интересовался легендарной личностью князя Владимира, а сейчас появилась возможность окунуться в удивительный контекст древней Руси, увидеть реальные исторические артефакты, чудотворные иконы, иконы святого князя Владимира. Да и зовут меня Владимир, между прочим, вот потому и захотелось пообщаться с тезкой и его окружением) Более того, приближается 28 июля - День Памяти святого князя Владимира, день Крещения Руси, мои именины, в конце концов). Вот и решил я как можно более подробней рассказать о князе, приурочив материал к этой знаменательной дате, поделиться большим количеством любопытного визуального материала с выставки и собственными впечатлениями об этом чтрезвычайно интересном мероприятии. Кроме того, у многих нет возможности приехать в Москву, поэтому этот пост будет фактически виртуальным ее посещением, поскольку я постарался как можно полнее представить выставку для моих читателей.
Эпоха правления святого равноапостольного князя Владимира была важнейшим периодом для государственного становления Руси. Подчинение единому центру разрозненных славянских земель и оформление государственных границ Киевской Руси происходило в напряженной борьбе с соседними племенами и государствами. Социально-политическое развитие страны требовало и изменения в идеологии - старые языческие культы, носившие местный характер, были уже непригодны. Провозглашение в качестве государственной религии христианства (по византийскому образцу) стало одним из важнейших факторов, на тысячелетие вперед определившее историческую судьбу народа и государства, его духовное и культурное развитие.
Выставка организована в 36-м зале основного здания Исторического музея, на его третьем этаже. Здесь проходят значительные выставочные мероприятия похожей направленности. Более всего мне запомнились из подобных масштабные и незабываемые выставки -
«Обитель преподобного Сергия» о Сергии Радонежском и
«Христианские древности Пермского края». «Креститель Руси» также обещал нечто значительное и необычное - так, впрочем, и вышло. Но, обо всем по порядку.
Первое, что мы видим, открывая дверь выставки - это икона «Крещение Господне». Москва. Школа Оружейной палаты. 1680-е годы. Дерево, левкас, темпера.
02.
Впечатление очень сильное - как будто перед тобой открывается дверь в историю древней Руси...
03.
С крещением на Русь пришли не только религиозные изменения. Впервые начинается чеканка монет - златников и сребреников. Выпуск собственных денег был особенно важен как показатель нового статуса Руси. Принятие христианства сильно изменило тогда наше с вами государство.
Златник. Древнерусское государство. 988-1015 гг. Золото. Чеканка.
04.
На лицевой стороне изображен сидящий на троне князь; над левым плечом - княжеский знак (трезубец или «знак Рюриковичей»). Круговая надпись: «ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛI». На оборотной стороне - погрудное изображение благословляющего Христа.
Это первая русская золотая монета, чеканка которой началась в Киевской Руси после принятия в 988 г. Христианства в качестве государственной религии. Чеканка златников прекратилась после смерти Владимира Святославовича
Сребреник. Древнерусское государство. Конец X - начало XI вв. Серебро. Чеканка.
На лицевой стороне изображен сидящий на престоле князь. Одежда князя украшена бусинами. По сторонам изображения надпись: ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛI. На оборотной стороне надпись: "А се его сребро".
05.
Серебряные монеты появились почти одновременно с золотыми выпусками. В их оформлении использовались те же элементы, что при чеканке златников: изображение князя, христианские символы, «знак Рюриковичей».
Перстень со знаком Рюриковичей. Киев. XI-XII вв. Серебро; литье, гравировка.
Подвеска со знаком Рюриковичей. XI в. Бронза; литье.06.
Печати актовые привесные. Свинец; литье. Оттиск буллотирии. Печати великого князя Изяслава Ярославича, с княжеским знаком, киевского тысяцкого Ратибора, с княжеским знаком и изображением святого Анания. Буллотирия - похожий на клещи инструмент для изготовления вислых свинцовых печатей.
07.
Теперь Русь была не варварской периферией Европы, а молодой, амбициозной державой, перед которой открылись новые возможности. Династические браки, составлявшие тогда важный элемент дипломатии, позволили преемникам Владимира породниться едва ли не со всей Европой - от соседних стран до Германской империи и далекой Франции. Но куда важнее были культурные возможности. Из Византии на Русь пришла книжная традиция, навыки строительства каменных сооружений, иконописание и летоисчисление. Из полугосударственного образования, которое объединяли только князь с дружиной, охранявшие речные пути и взимавшие с покоренных племен дань, Русь стала превращаться в единую страну. Из летописей постепенно исчезают племенные названия, и уже к началу ХII века можно говорить, что на огромной территории от Карпат до Новгорода и от Буга до Оки возникла древнерусская народность, объединенная языком, культурой и верой.
Военные походы и реформы князя Владимира сплотили молодое древнерусское государство. На его территории обитали многочисленные племена и народности, существовал столь же широкий спектр различных языческих верований и суеверий, сильно разобщавших страну. При раскопках курганов и поселений тех времен находят скандинавские амулеты, финно-угорские шумящие подвески-обереги, магические знаки и рисунки на бытовых предметах славянских племен и, даже христианские крестики.
Экспозиция начинается с элементов вооружения древнерусских воинов и археологических находок языческой Руси.
08.
Шлем. Предметы вооружения древнерусского воина. Конец X - первая половина XI века. Фрагменты спекшейся кольчуги. Курган "Гульбище". Чернигов.
09.
Предметы вооружения древнерусского воина.
Меч, навершие меча. Новгород. Конец X - первая половина XI века.
10.
Умбон и оковки щита.
Умбон. Смоленская область. Д. Гнёздово.
Оковки щита. Ярославская область. д. Михайловское.
Железо, латунь, серебро, рог; ковка, литье, резьба, инкрустация.
11.
Умбон - металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, размещённая посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов холодного оружия.
В X-XI вв. наибольшую угрозу древнерусскому государству представляли кочевники-печенеги, почти каждый год совершавшие набеги на земли своих соседей. Защита от кочевников была важнейшей функцией князя. В одной из стычек со степняками погиб отец князя Владимира Святослав Игоревич.
Предметы вооружения воинов степи.
Стремена, бляхи, начельник конский. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.
12.
Наконечники копий, сабли, топоры. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.
13.
Наруч. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.
14.
Древнерусское язычество известно в основном по археологическим материалам и сочетало в себе элементы славянской, скандинавской и финно-угорской традиций, как уже отмечалось выше. После принятия христианства на Руси еще долгое время существовало двоеверие - одновременное почитание христианских символов и языческих оберегов.
Предметы языческого культа. Железо, латунь, серебро, глина; ковка, литье.
Идол, фигурка антропоморфная, амулет-колесо. Предметы языческого культа.
15.
Лапы глиняные. Предметы языческого культа.
16.
Гривна с молоточками Тора. Предметы языческого культа.
17.
Жезл жреческий. Предметы языческого культа.
18.
19.
Подвески. Древнерусские языческие амулеты.
20.
Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.
Гривна с подвесками, крестик, навершие булавки крестовидное, браслет, перстень. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.
21.
Серьги, подвески-крестик, низка бус. Киев. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.
22.
Фибулы (застежки для одежды) двухскорлупные. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.
23.
Весы. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.
24.
Клад: гирьки весовые, серьги, подвески низки бус, обломок ножа, кольца ременные, дирхемы, крестик. Смоленская область. д. Гнёздово. Серебро, бронза, железо, свинец, стекло; литье, ковка, тиснение, волочение, пайка, скань, зернь.
25.
26.
Арка и тябло иконостаса. Русский север. Кемь. XIII век. Медный сплав. Дерево; резьба.
27.
Две такие арки были найдены в алтаре церкви середины XII в. г. Вщижа - удельного города черниговских князей. Возможно они являлись каркасом конструкции «напрестольной сени», воздвигаемой при торжественном богослужении над алтарем и священными предметами на алтаре.
Арка. с. Вщиж. Брянская область. Середина XII в. Мастер Константин. Медный сплав; литье.
28.
Тябло иконостаса. Русский север. Кемь. XIII век. Дерево; резьба.
29.
Тябло - горизонтально расположенный деревянный брус алтарной преграды, на которой устанавливаются иконы в иконостасе
30.
Принятие новой религии стало важнейшей задачей. Первоначальная «языческая реформа» князя Владимира - попытка упорядочить пантеон языческих богов - провалилась и князь стал тщательно выбирать веру. Познакомившись с исламом, иудаизмом и христианством Владимир остановил свой выбор на христианстве по греческому образцу, которое приняла ранее его бабка Ольга. В 988 году в византийской Корсуни (Херсонесе) князь Владимир вместе со своей дружиной принял крещение, а по возвращении в Киев крестил народ в Днепре. Вместе с новой верой на Русь прибыли Корсунские священники, привезшие с собой книги и богослужебную утварь.
Первый каменный храм на Руси - Десятинная церковь - был построен по греческим образцам. Греческими были и первые почитаемые святые Руси - Дмитрий Солунский, Георгий Победоносец, Климент Папа Римский, чьи мощи Владимир привез в Киев из Корсуни.
31.
Память о святом равноапостольном Владимире нашла свое отражение в иконописи и живописи, в русском летописании и литературных произведениях, в предметах декоративно-прикладного искусства XI-XX веков.
Евангелие-апракос. Константинополь. Скрипторий монастыря Одигон. Вторая половина XI в. - вторая половина XIV в. Рукопись: пергамен, чернила, киноварь, темпера, золото; миниатюры, заставки, инициалы. Переплет начала XIX века: доски, бархат.32.
Оформление рукописи - образец книжной продукции императорского скриптория второй половины XI века. Миниатюры: евангелисты Иоанн Богослов и Матфей.
Икона Богоматери «Скорбящая». Византия. Конец XII - начало XIII вв. Дерево; темпера.
Икона «Христос Эммануил». Константинополь. Конец XIII - начало XIV вв. Дерево, воск, камни, серебро, стекло; мозаика, энкаустика (восковая живопись).
33.
Иконы Святой Георгий, Святой Пантелеймон, Святая Елизавета, Архангел Гавриил.
Византия. X-XI вв. Глина, глазурь.
34.
Евангелие-апракос. Середина X в.
Рукопись: пергамент, чернила, темпера, золото. Переплет: доски в коже.
35.
Икона «Сцены из Жития Иоанна Предтечи».
Византия. Конец XIV - начало XV в. Дерево; темпера.
36.
Икона Богоматери «Корсунская». Москва. 1644 г. По легенде образ принесен на Русь князем Владимиром из Корсуни (Херсонеса) вместе с другими реликвиями, названными «корсунские».
37.
Икона минейная «Июль». Русский Север. Начало XVII века. Икона-минея (месячные святцы), содержит изображения святых, почитаемых в определенный месяц. Во втором ряду (сверху) среди святых - Святой равноапостольный князь Владимир (девятый слева).
38.
Пролог сентябрь-январь (Лобковский пролог). Писец Тимофей. Новгород. 1262 или 1282 г.
Пролог - один из наиболее популярных житийных сборников древней Руси, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов. Содержит слова на праздники и краткие жития Святых. Также в Прологе отмечались такие церковные праздники, как дни освящения церквей.
39.
Икона Священномученики Климент Римский, Петр Александрийский, Власий Севастийский. XVI-XVII вв. Дерево, левкас; темпера.
40.
Святой Климент - папа Римский, широко почитался в древней Руси. Об этом свидетельствует «Слово на обновление десятинной церкви» XI в. По преданию, мощи святого были обретены равноапостольным Кириллом в Корсуни (Херсонесе) около 861 г. Впоследствии они были перевезены в Рим. Часть мощей в мраморном саркофаге оставили в Херсонесе. После захвата города Князем Владимиром мощи святого Климента вместе с саркофагом были перенесены в Киев и положены в Десятинной церкви - первом каменном храме Киевской Руси.
Первый храм, посвященный святому Власию был заложен князем Владимиром на Подоле, сразу после Крещения Руси. В нем находилась икона святого с частицей его мощей. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Фрагменты фресок Десятинной церкви. X-XII вв. Десятинная церковь - первый каменный храм на Руси. Заложена в 991 г., освящена в 996 г. В ней был похоронен князь Владимир и его жена византийская царевна Анна. Храм был разрушен во время татаро-монгольского нашествия в 1241 г. Государственный Эрмитаж.
Левее на фото - фрагменты смальты (традиционный материал, который использовался для художественной укладки мозаики). X-XII вв. Камень, стекло; резьба, полировка, золочение.
41.
Икона «Святой великомученик Дмитрий Солунский». Москва. 1584 г. Дерево, левкас; темпера.
На полях оклада 16 клейм со сценами Жития святого Дмитрия Солунского. Христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Был казнен во время правления
императора Диоклетиана, цезарем Максимианом в Солониках.
42.
Почитание святого пришло на Русь еще в языческие времена не позднее рубежа IX-X вв. С принятием христианства в конце X века Дмитрий Солунский становится одним из наиболее почитаемых на Руси святых. В «Сказании о Борисе и Глебе» заступничество этих князей-воинов сравнивается с покровительством Дмитрия Солунского. В 1197 году из Солуни была привезена икона великомученика, написанная на его доске гробной. В 1380 году при Дмитрии Донском она была перенесена в Успенский собор Московского Кремля. В Историческом музее - список с нее, вложенный боярином Дмитрием Годуновым в Костромсой Ипатьевский монастырь в 1586 году.
43.
Икона «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий». Москва. Конец XIX века. Дерево, левкас; темпера.
44.
Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) - братья из города Солуни (Салоники), греческие миссионеры, создатели славянской письменности.
45.
Евангелие-тетр. Византия. Вторая половина XI века. Рукопись. Кодекс украшен заставками византийского орнамента и четырьмя напоминающие ранние мозаики миниатюрами с изображениями евангелистов на золотом фоне.
Евангелие-тетр (Четверо-Евангелие - от греческого слова «тетра» - четыре) содержит полный текст Евангелий, расположенных в последовательности изложения повествований каждого из Евангелистов.
46.
Кресты с изображениями праздников. Афон. Конец XVII - начало XVIII века. Дерево; резьба, прорезь.
47.
Ну, вот, собственно, и князь Владимир. Замечательная большая и впечатляющая икона, сияющая божественным золотом и светом.
Икона «Владимир, равноапостольный князь» (из деисусного чина). Новгород Первая треть XV века.
Дерево, левкас, темпера. Гос. Третьяковская галерея.
48.
49.
Пелена «Распятие с предстоящими». Новгород. XII век. (?). Холст, шелк, шелковые, золотые, серебряные пряденые нити; ткачество, вышивка.
Изображения: в среднике - семиконечный крест на Голгофе с распятым Христом, по сторонам от него - фигуры Богоматери и Марии, Иоанна Богослова и Лонгина Сотника. По кайме - 11 круглых медальонов с погрудными изображениями Иисуса Христа, Богоматери и апостолов. Надписи выполнены уставом XI-XII вв. Пелена, вероятно, была создана в Киеве. Знаменщиком (мастером-иконописцем высокой квалификации) был греческий художник, а исполнителями - русские мастерицы
50.
Пелена могла попасть в Новгород в виде вклада Мстислава I Владимировича (княжил в Новгороде в 1088-1093 и 1095-1117 гг.). Изначально шитье было выполнено на шелковой ткани. Позднее изображения и надписи были вырезаны по контуру и переложены на более древнюю византийскую шелковую ткань. В узоре большие круги с крылатыми быками с леопардами и львами между ними.
51.
52.
Голосник. Новгород. Начало XII века. Происходит из Новгородского Софийского собора. Государственный Эрмитаж.
Голосники́ - это керамические сосуды или камеры небольших размеров, использовавшиеся в кладке стен или сводов, обращённые горловинами в сторону внутреннего пространства постройки, в частности церкви.
53.
Слепок капители предалтарной ограды. Киев. Собор Святой Софии. Первая половина XI века. В XI века алтарь был отделен от остальной части Софийского собора невысокой мраморной предалтарной преградой
54.
Капитель колонны с растительным орнаментом. Владимир. Успенский собор. XII век. Белый камень; резьба.
Успенский собор - главный храм Владимиро-Суздальского княжества был заложен в апреле 1158 года князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого.
55.
Алтарные преграды. Италия. X-XI век. Мраморовидный известняк.
56.
Алтарные преграды - барьер, который отделял алтарь от остальной части храма. Состояла из колонок, между которыми снизу были установлены мраморные плиты, а сверху положена балка. С XIII века алтарные преграды стали изготавливать из дерева. На Руси, вероятно, это делали и раньше. Такие преграды стали называть иконостасами.
57.
58.
Копия колокола Десятинной церкви. Киев. Колокол найден в 1824 году во время раскопок фундаментов Киевской Десятинной церкви и считается древнейшим русским колоколом.
59.
60.
Фрагмент стенописи «Крещение княгини Ольги». Москва. Новоспасский монастырь. 1869 г. Происходит из Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве. Роспись собора в 1689 году выполнила артель костромских художников под руководством знаменщика Василия Осипова Колпашникова.
61.
Святая равноапостольная княгиня Ольга правила Русью с 945 по 969 год после гибели мужа киевского князя Игоря Рюриковича. Первая из русских правителей приняла христианство еще до крещения Руси, получив имя Елены.62.
Перейти
ко второй части.
Источники:
Материалы выставки "Креститель Руси". ГИМ. 2015.
Официальный сайт Государственного Исторического музея.
Википедия
© Vladimir d’Ar
Часть 1 Часть 3