Ламповый усилитель, или Околофилософские рассуждения о Звуке - Окончательная реальность? Часть 3.

Nov 21, 2021 12:19





Всего 10 фото. Заглавное фото с Hi-End Show 2018

Если читатель моего журнала знакомился с предыдущими двумя частями о качественном цифровом звуке, виниловом ренессансе и моих попытках добиться наилучшего звучания любимой музыки, то вы помните, я остановился на том, что «мистические образы» звука Led Zeppelin были явлены только после того как я «завязал» с переизданиями современных новодельных «зацифрованных» пластинок. От реального «аналога» этого чисто маркетингового продукта остался только бумажный конверт, да звук механического треска иглы в колонках. Поэтому я и стал системно приобретать настоящие винтажные издания 60-70-х) С тех пор прошло уже почти два года. За это время не только очень многое изменилось в себе, других и мире, но и мои исследования Звука продолжались...

Это заключительная (надеюсь) третья часть Околофилософских рассуждений о Звуке. И хоть процесс познания мира бесконечен, я пришел для себя к некоей компромиссной альтернативной окончательной реальности аналогового звучания и в дальнейшем углубляться в этом в истину не планирую, а собираюсь только музыку слушать. Дополнительно отмечу, что все мои исследования, выводы не повод для перенимания опыта, а всё же больше субъективные впечатления, которые и хотелось передать. Поэтому для объяснения и передачи своих ощущений буду использовать в основном метафоры. Для любителей сухих графиков, лаконичных таблиц, высоких показателей технических характеристик усилителей и источников звука, сторонникам «абсолютного совершенства цифрового звука» лучше не читать этот материал, поскольку упоминаний о них в тексте не будет) Под катом вы и узнаете, как все это происходило и к каким выводам я для себя пришел наконец.



В общем, одновременно с постепенным разрастание коллекции винтажных пластинок 60-х-70-х годов я сделал и очередную попытку улучшить звучание своего японского транзисторного усилителя Yamaha AX-1070, произведенного в 1993 году для Германии, который вот уже более двадцати лет меня вполне устраивает всем и во всём. Звук этой Ямахи как топового усилителя средней ценовой категории нейтрален, чист, сбалансирован, прозрачен, да и слушаю я его всегда без использования блока тембров - в режиме Pure Direct.



02. Транзисторный усилитель Yamaha AX-1070

Мои цифровые источники звука - известный в свое время проигрыватель компакт-дисков Kenwood-7090 и естественно цифровой проигрыватель компьютера с использованием приличной аудио-карты Sound BlasterХ AE-5 о которой я уже писал. Акустика двухполосная В.I.C. America «Venturi V-820» (заняла в Америке в свое время первое место среди бюджетных акустических систем) - это хороший сочный свежий американский звук, отлично сочетается с этой Ямахой. В принципе цифровые рипы с компьютера в этой цифровой транзисторной связке с очень даже неплохо звучат, однако недавно столкнулся с одним пародоксальным психоакустическим эффектом насчет «цифры». Начал он заметно проявляется на фоне появления в системе аналогового проигрывателя Kenwood Trio KR-700 и особенно, с момента начала прослушивания именно винтажного винила, записанного исходно и естественно аналоговым способом. Но об этом и в деталях позже. Итак!

Как известно, чтобы подключить проигрыватель пластинок к усилителю низкой частоты требуется так называемый фонокорректор (усилитель-корректор). Это важнейший компонент аналоговой системы воспроизведения грампластинок. При записи фонограммы на виниловую пластинку технические ограничения требуют, чтобы АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) этой фонограммы была специальным образом изменена, и фонокорректор выполнял две функции - возвратил первозданную АЧХ измененной фонограммы и предварительно усилил слабый сигнал, идущий от звукоснимателя. В большинстве старых приличных транзисторных усилителях есть свой встроенный фонокорректор и, подключают проигрыватель винила в большинстве случаев именно к нему. Однако считается, что хороший фонокорректор может значительно улучшить звучание аналоговой пластинки. И следующим этапом прихода к совершенному звуку стала покупка внешнего фонокорректора с раздельным блоком питания. Пришлось брать без прослушивания по отзывам в сети. Все отзывы кстати были исключительно положительными. К моему удивлению, звук действительно улучшился, стал более естественным и легким, он как бы освободился от чего-то «вязкого и засоренного»)



03. Транзисторный фонокорректор PS-IIa (клон PS Audio) с раздельным питанием

На следующем этапе своих устремлений к совершенному звуку начал воображать, что теперь уже нужно приобрести винтажный транзисторный усилитель. Из явных приоритетов была Yamaha А-2000 80-х годов, считающаяся среди меломанов и аудио-спецов одним из самых хорошо звучащих транзисторных полных усилителей.



04. Винтажный транзисторный усилитель Yamaha А-2000а. Фото из сети.

Но поразмышляв, просчитав перспективы в общем решил, не связываться с подобной рискованной покупкой на японском аукционе. Ведь из этого вытекала необходимость поиска хорошего мастера для переборки усилителя (что уже почти нереально судя по опыту), замене комплектующих, настройке и т.п. Что-то мне не очень захотелось включаться в эту долгоиграющую авантюру - слишком уж много неопределенностей и рисков вырисовывалось в результате. Покупка подобного аппарата на родине тоже не сулила позитивных сюрпризов с позиций вероятностей) Кроме того, не хотелось менять вполне себе приличный усилитель снова на транзисторный, хоть и потенциально лучше звучащий.

И тут, к счастью пришла здравая мысль, что для реализации полностью аналогового звука все же очевидно нужен ламповый усилитель, поскольку все самые глубокие эффекты присутствия и объем пресловутых «призраков Led Zepppelin» проявлялись для моего опыта как раз еще в 70-х и именно с ламповой аудио техникой. Выражение «ламповый» сейчас правда используют как метафору чего-то естественного и теплого, комфортного и близкого, но как по по делу, так и без)



05. Ламповый усилитель. Фото с Hi-End Show 2018.

Итак, теперь только «лампа»!

Анализ рынка показал, что хороший ламповый усилитель стоит чрезвычайно небюджетно. Да и, кроме того, нужен был еще и приличный соответствующий ламповый фонокорректор - бюджет в результате потенциально «затрещал» и на время я решил не дергаться, чтобы всё мирно улеглось. Впоследствии так само собой и получилось.

Вообще же, тема Hi-End довольно скользкая и провокационная - легко и сразу окажется, что и за миллион ничего «путного» купить невозможно) И как-то интуитивно начал мониторить в сети отечественных производителей. Мнения о многих ламповых усилителях отмечались как непримиримо диаметрально противоположные и бескомпромиссные.

Ниже на фото, один из самых качественных и дорогих отечественных ламповых усилителей «Фараон» Разина и Мусатова. Произведение искусства, не правда ли!?)



06. Российский Hi--End Show 2018. Ламповый усилитель "Фараон" Разина и Мусатова.

Вообще в этой субъективной теме hi-end audio легко запутаться и совершить опрометчивый выбор. Понимая это, начал искать что-то такое в сети, когда есть отзывы типа «только положительные и цены из невысоких». К удивлению, такой действительно редкий вариант легко и сам нашелся без каких-либо усилий. Ни одного отрицательного отзыва из существующих немногочисленных я так и не нашел, хоть и старался - сетевые эксперты отмечали качественный звук, добротное изготовление и умеренные бюджетные цены. После этого встал выбор уже самого усилителя - двухтактный или однотактный. Двухтактный мощнее, более универсальный, более дорогой, но по определению среди аудиофилов считается, что всё же однотактный несмотря на невысокую мощность дает более естественное и глубокое аналоговое звучание. Из этого я и исходил. Усилитель (фото 07 ниже) надо было заказывать «на изготовление» и без предварительного прослушивания. Производитель спокойно отметил, если что по сути не понравится, то осуществит moneyback, так что проблем в перспективе не ощущалось.

Точно также еще как-то само собой в размышлениях и поисках пришло компромиссное решение, что нужно оставить старый усилитель для цифрового звука и приобрести новый ламповый именно только и отдельно под винил, чтобы каждый источник использовался оптимально, соответствовал своей сути.



07. Ламповый однотактный стерео усилитель Astra audio A10-SE mk4. Фото с официального сайта Astra Audio.

В результате потребовался и хороший надежный коммутатор переключения усилителей и соответствующий дополнительный комплекс новых акустических кабелей. Мне все же повезло, что поторопившись не купил китайский переключатель акустики - нашел опытного мастера с репутацией, тот на заказ изготовил отличный мощный коммутатор с солидными тумблерами с посеребренными контактами в своем фирменном изящном тяжелом корпусе, причем с внутренней разводкой в самом коммутаторе с относительно дорогим кабелем Suprа сечение 4,0 мм. С применением этого же кабеля мастером были изготовлены и коммутационные акустические кабели с позолоченными разъемами типа «банан».



08. Коммутатор переключения усилителей от "M-Audio"

Еще один момент, что упоминал - ламповый фонокорректор. Цены, конечно, на фирменные безумные, не поддающиеся никакой прямой логике, но нашел мастера, и довольно «за недорого» заказал изготовление аппарата «на первое время». Здесь-таки ожидаемо получился один казус (и всё из-за пущей экономии) - на высокой громкости без включенного источника фонокорректор немного фонит (все возможные наличные причины с моей стороны были опытным путем проверены, оказалось, это недостаток аппарата - рук мастера), но тут уже, что есть то есть; на средней громкости, на которой я обычно и слушаю музыку ничего такого особо не заметно, можно пока и пренебречь.

Фонокорректор с ламповым усилителем соединил приличным кабелем Audioquest. В общем, подготовительный период занял месяца полтора)



09. Неказистый бюджетный фонокорректор кустарного изготовления с неплохим ламповым звуком

Дополнение 2023 года:

На днях заменил наконец кустарный, неуклюжий и немного фонящий ламповый фонокорректор (на фото выше) на очень приличный ламповый фонокорректор от «Run-audio» (на фото ниже). Звучание стало глубоким, насыщенным, объемным, появились рельефные низкие. Наверное так скажу: я получил в результате увлекательный и естественный звук. В общем, небо и земля в сравнении с тем что было. И, что важно: фона абсолютно нет, даже непривычно) Внешний вид вообще супер! Вещь!



10. Ламповый фонокорректор "Навигатор" от "Run-audio"

Ну, а теперь о главном. Что же мы получили в результате всей этой «околоаудиофильской возни» ?

Первое, это удивительно, комфортное впечатление от лампового звучания для моего уха, отвыкшего от него за двадцать пять лет. Воспроизведение музыки было не просто лучше, как обычно говорят в таких случаях - звучание винтажного винила в сравнении с транзисторным усилением стало естественным, прозрачным, чистым, объемным, богатым, а самое главное и важное, его хочется слушать и слушать... Полностью не передать эти ощущения от вдохновенной классической музыки, джаза 60-х - 70-х… Ты слышишь, натуральный живой звук, эмоциональная составляющая вышла теперь явно и окончательно на первый план.

Все же нельзя сравнивать «цифру и аналог» с обычными субъективными мерками, тем более приводя как аргумент логические выкладки о том, что цифра якобы содержит больше информации. Может она и содержит, тем более пластинка по своей сути уже сама по себе древность, она легко изнашивается, проявляются механические трески, похрипывания, перескоки от грязи, пластинки надо обязательно отмывать, ведь им по сути 50-60 лет, издания разные, качество звучания в этом смысле может быть и глуховатым к примеру, но главное преимущество пластинки совсем в другом.

Я уже упоминал вначале статьи об одном психоакустическом эффекте. Он и проявился как раз особенно после установки этих ламповых компонентов, коммутации и прослушивания. В сравнении с винтажной грампластинкой качественный цифровой звук теперь показался скучным, невыразительным, лишенным жизни и желания его слушать как таковой. Таким образом после аналога по большому счету пропадает всякое начальное воодушевление воспринимать «цифру» - это конечно же минус, потому как винил весь не скупишь, а после 80-х студийная запись и сведение в основном стали цифровыми) Конечно, это всё субъективно и понимая подобные психоакустические эффекты - лучше смириться с цифровым звуком, принять его и безбрежные возможности интернета в наличии источников музыкальных произведений, но слушать одновременно и аналог «в лампе», «в удовольствие», который определенно и явно побуждает высокие чувства, возвышенные мысли, вызывает глубокие эмоции. Никак и никаким образом не передать личные ощущения свободы, радости от его Величество аналогового Звука и, у каждого может быть в этом своя Правда и своя Окончательная реальность)

© Vladimir d’Ar, 2021

Обзор звуковой карты Creative Sound BlasterX AE-5 или Околофилософские размышления о Звуке. Часть 1.

Винил или околофилософские размышления о Звуке. Часть 2.

винтаж, аудио, окончательная реальность, ламповый усилитель, музыка, винил, ламповый звук, хай-энд

Previous post Next post
Up