Обзор звуковой карты Creative Sound BlasterX AE-5 или Околофилософские размышления о Звуке

May 04, 2018 09:52



Всего 18 фото

Это будет даже не обзор звуковой карты Creative Sound BlasterX AE-5, а скорее мои субъективные размышления о Его Величестве Звуке. Я не игроман, не человек хорошо разбирающийся в компьютерах и их возможностях, но мне всегда было важно именно качественное воспроизведение музыки, а потому обзор этой довольно дорогой звуковой карты будет с уклоном именно в воспроизведение музыкальных аудио источников. Надеюсь этот обзор также будет полезен и тем кто хочет понять для себя, возможно ли в наших новых условиях технического прогресса компьютерных технологий достичь того былого уровня "волшебного" звучания виниловых пластинок не вкладывая сумасшедших денег как в аппаратуру их воспроизведения так и в сам винил который испытывает сейчас надо сказать свой реннесанс. В этом материале я постараюсь рассказать о том как у меня ранее обстояло дело с Музыкой вообще, так и до момента покупки этой аудио-карты, какую задачу я себе поставил относительно неё, с какими парадоксами и озарениями столкнулся. А также вы узнаете, смог ли я достичь своей цели - услышать звучание Led Zeppelin из недр компьютера (с линейного выхода этой карты конечно) таким каким внимал ему в 70-х) Параллельно мы рассмотрим в деталях эту замечательную звуковую карту и её возможности. А в финале по традиции будут достоинства и недостатки. Кому хочется все быстро узнать, могут (посмотрев картинки звуковой карты) сразу же прочитать выводы, но думаю в этом упрощенном варианте интрига и эмоциональные впечатления будут утеряны)

Было время когда винил являлся пожалуй единственным качественным эталонным аудио источником который был доступен для тех кто слушал Музыку с большой буквы. В доперестроечные времена западные исполнители на виниле были дороги и дефицитны (существовало в то время такое слово "дефицит" означавшее крайне ограниченное предложение при шквальном спросе). Поэтому в эпоху позднего СССР аудио записи с винила на катушечных магнитофонах были наверное единственно возможным и распространенным бюджетным источником качественного звука для советского меломана. А виниловые пластинки "из-за бугра" ценились на вес золота и стоили в рублях очень дорого. Помню как купил свой первый фирменный винил Led Zeppelin III в 70-х годах аж за 55 рублей) В общем это была долгая и славная атмосферная история увлечения музыкой о которой сейчас многие бывшие и не очень меломаны вспоминают вздыхая и ностальгируя.

Потом на смену катушечникам пришли кассетники, а затем и удобные цифровые компакт-диски CD-аудио. Винил казался уже архаикой и всю свою коллекция фирменного дисков я тогда опрометчиво продал переключившись на CD. Этот формат оказался довольно удобным, чего стоило хотя бы отсутствие знакомого треска иглы и шипения магнитной ленты между треками, но оказалось, что тот же Led Zeppelin отказывался звучать как должен был) Пытаясь решить эту проблему путем приобретения уже гораздо более дорогих штатовских и японских компакт-дисков удалось немного улучшить качество воспроизведения, но по большому счету этот уровень и естественность звучания винила остались тогда недостижимыми. Проявив принятие я смирился с этой проблемой. Потом со временем глубокий интерес к музыке понемногу стих и другие увлечения и заботы отодвинули Звук на второй план. Постепенно аудио-форматы совершенствовались, росли мощность компьютеров, объемы жестких дисков, появились скоростной интернет и новые форматы аудио высокого разрешения. Наконец стали широко доступными и приличные по объему рипы с винила во FLAC-е (аудио-копии в цифровом виде с декларацией "без потери качества") и стало возможным легко скачивать их сами знаете откуда.
02.


Альбом группы Led Zeppelin - Led Zeppelin III. 1970 год.

И тут у меня наконец проявилось непреодолимое желание окунуться в старый добрый мир "лампового" звучания и магию винила. Для этой возможности почти все было - приличный по мощности компьютер и полный тщательно и с пристрастием подобранный когда-то комплект Hi-Fi аудио-аппаратуры верхнего сегмента. Скачав незабвенный Led Zeppellin в самом высококачественном формате оцифрованный в аудио тракте в сотни тысяч рублей от разных энтузиастов и прослушав на встроенной аудио-карте материнской платы ASUS Maximus я поначалу расстроился - звук был полной мешаниной и слушать Это было просто невозможно. Очевидно встроенная аудио-карта потерпела фиаско при такой сложной задаче по обработке цифрового потока. Решение пришло довольно быстро - нужна новая внешняя аудио-карта которая в общем-то была не особо востребована ранее - всё и так отлично звучало как мне казалось. На рынке кстати не так много предложений аудио-карт заточенных именно под аудио и не слишком дорогих; выбор был довольно скудным. По позитивным в общей массе отзывам звуковая карта Creative Sound BlasterX AE-5 была как раз тем что нужно. Кстати исключительно важным также было и наличие в этой аудио-карте отдельного внутреннего качественного усилителя для аудиофильских наушников. Ну, а теперь рассмотрим эту аудио-карту Creative Sound BlasterX AE-5 визуально, узнаем все её возможности, а далее я продолжу-таки свои измышления как на её счет так и насчет Музыки вообще)

Звуковая карта Creative Sound BlasterX AE-5 "идет" в красивой плотной запечатанной наклейками упаковке.
03.



Вскрываем коробку. Сверху над самой картой у нас внутренняя черная плоская коробка с лаконичной надписью Sound BlasterX AE-5 Pro-Gaming.
04.



В ней находятся инструкция по установке, разные специальные "карточные фантики" и одна светодиодная лента подсветки с отдельным кабелем питания подключаемым к карте с управлением работой светодиодов.
05.



На фото ниже комплектация "фантиков" подробней)
06.



Наконец мы видим и саму упакованную в пластик аудио-карту размещенную во вспененном упаковочном материале коробки - героя (а скорее героиню) нашего обзора.
07.



По словам производителя, это первая звуковая карта со встроенным контроллером подсветки и цифро-аналоговым преобразователем ESS Sabre (32) с Xamp - новым дискретным (раздельным по каналам) усилителем для наушников с использованием технологии традиционного двухканального усиления. Ранее такое оснащение редко встречалось в этой части сегмента рынка аудио-карт. Аудиофилы должны оценить такие возможности поскольку обычно звучание наушников при использовании выхода со встроенной звуковой карты оставляет желать лучшего. Встроенный усилитель наушников рассчитан на импеданс нагрузки 16-600 Ом. Карта также поддерживает виртуальное объемное звучание 7.1 именно в наушниках.

Цифро-аналоговый преобразователь ESS ES9016K2M Sabre Ultra поддерживает 32-разрядное представление данных и частоты дискретизации до 384 кГц с динамического диапазоном 122 дБ со сверхнизкими искажениями и джиттером. Он действительно не простой, мощный и дорогой хоть и не совсем новый. Чип работает в паре с цифровым процессором сигналов Sound Core3D (DSP).  Встроенный АЦП позволяет оцифровывать звук с 24-разрядным представлением и частотой дискретизации до 96 кГц.
08.



Отдельно стоит отметить наличие контроллера подсветки что позволяет управлять не только подсветкой самой карты (Aurora Reactive Lighting System), но и четырьмя внешними светодиодными лентами. Штатно в комплекте у нас есть одна лента длиной 30 см с 10 светодиодами, ну а вариант этой карты серии Pure Edition комплектуются как раз четырьмя подобными лентами. На корпусе AE-5 имеются настраиваемые RGB светодиоды, а также двойная светодиодная полоса RGB (это две как бы "надломленные" полосы в верхней правой части корпуса карты на фото ниже). В моих условиях крепления карты эти светящиеся полосы на корпусе практически не видны. Можно программировать до 16.8 миллионов цветов по разным шаблонам благодаря бесплатному загружаемому программному беспечению Sound Blaster Connect для ПК или Mac.
09.


Поскольку у меня основная подсветка внутреннего пространства компьютерного корпуса Thermaltake Urban T81 Black красного цвета я настроил такой же лаконичный цвет подсветки как карты так и ленты предварительно правда наигравшись с "миллионами" оттенков цветов)
10.



Светодиодная лента "питается" от самой аудио-карты и легко фиксируется (крепится) внутри металлического компьютерного корпуса на встроенных в нее цепочке плоских магнитиков. На фото ниже можно рассмотреть внутреннее пространство корпуса (с открытой дверцей с прозрачной крышкой). Просьба не тратить усилия на критику за пыль и мешанину неуложенных "по правилам" кабелей во внутренностях корпуса)
11.



Немного по-озоровал при съемке с подсветкой светодиодной ленты для эмоциональной визуальной "раскраски" этого текста)
12.



С подсветкой и "светомузыкой" мы закончили.

Панель управление картой Sound Blaster Connect - Blaster Experienced довольно красочная, напоминает web-страницу. Размер панели растягивается. Настроек много. Есть стандартные предустановки (пресеты) эквализации под разные жанры музыки. Также можно настроить по графическому эквалайзеру и личный вариант, обработать акустику своего голоса. Отдельно есть настройка RGB-подсветки карты и светодиодной ленты. Возможности включить подсветку как "светомузыку" нет, хотя это как я понимаю сделать не сложно. Может добавят потом в новых прошивках) Можно выбрать конфигурации расположения акстических систем, настроить выходной усилитель наушников с разным импедансом (полное сопротивление в Омах), откалибровать колонки правда через смартфон). Есть режимы Direct для колонок и наушников. Для колонок можно задать частоту среза. При выборе виртуальных наушников, можно выбрать на какой выход подавать поток. Актуально, если используется внешний усилитель как у меня например. Можно активировать цифровой выход. Это полезно для владельцев как раз цифровых ресиверов.
13.


У аудио-карты шесть выходных каналов (5.1). Для этого есть три позолоченных выхода TRS 3,5 мм (фронтальная пара-1, тыловая пара-2, центр/сабвуфер-3). Кроме того, оснащение Creative Sound BlasterX AE-5 включает цифровой оптический выход TOSLINK, гнездо микрофонного/линейного входа, выход на наушники, а также штырьковый разъем для подключения гнезд Intel HD на панели ввода-вывода компьютерного корпуса.
14.



Желающие исследовать ТТХ AE-5 в виде графиков и прочих показателей следует поискать эти сведения в сети, сейчас их уже там много. Задача же у нас совершенно в другом.

Теперь наконец перейдем к самому главному - Звуку. Сравнивать эту аудио-карту кроме как со встренной в материнскую плату ASUS MAXIMUS V FORMULA не с чем. Меня её звучание с выходом на Hi-Fi усилитель и американскую акустику BIC America Venturi вполне себе устраивало. Звук был глубоким, качественными довольно натуральным как мне казалось.
15.



Любопытна черно-белая раскраска обратной стороны платы карты. Очевидно даже этим производитель хотел сказать об аналитичности и верности воспроизведения Звука аудио-картой.
16.



ЗВУЧАНИЕ

О Звуке вообще всегда рассуждать довольно сложно поскольку мы входим уже в мир субъективного. Один слышит то чего не слышат другие, а кто-то не слышит и того чего слышат все) В общем мои впечатления будут сугубо личными в отличие от конкретных выводов в финале. Кстати хорошо помня о целой приключенческой и захватывающей эпопее в своё время подбора межблочных, акустических кабелей, выставления акустических колонок на "волшебные" конусы Tara Labs и итальянский мрамор ) я сразу же озаботился сменой обычного noname кабеля 3.5 мм - 2RCA что у меня использовался для подключения к внешнему усилителю на аудиофильский Audioquest для исключения вероятности возможных проблем со звучанием по определению. Да, и слушаю я музыку всегда исключительно в директе (без включения темброблока внешнего усилителя) с выходом линейного выходного сигнала на усилитель Yamaha AX-1070. Итак, все готово. Включаем компьютер и начинаем слушать (уж никак не тестировать) Музыку.

В целом при первом включении компьютера с этой аудио-картой процесс прослушивания оказался удивительным на впечатления и откровения. Звук был не просто другим, он стал как будто цельным, объемным, изменился его характер и настроение. Сознание не сразу включилось в аналитику восприятия звука, но понемногу переставало сопротивляться и передо мной начал открываться новый мир цифрового звука. Честно говоря, не ожидал таких явных изменений. И здесь не просто звучание стало лучше или качественней, оно изменилось принципиально. Мои предпочтения в жанрах со временем также конечно же изменились, я вовсе не слушаю постоянно упомянутый выше Led Zeppelin - это феноменальное явление в мире рок-музыки 70-х мы отложим для финала, но магию Джимми Пейджа и давние впечатления звучания винила мы будем использовать как эталон к которому я и пытался приблизиться. Для начала мы послушаем "моими ушами и восприятием" просто электронную музыку в стилях chillout, lounge, downtempo, asid jazz и других с разными частотами дискретизации и большей частью именно в loseless форматах. Что-то будет из аудио-СD, что-то в конкретных реальных цифровых рипах с винила коих слава Богу появилось множество, спасибо братьям по увлечениям. Послушаем даже треки в mp-3)
17.


Звучание музыки в целом стало менее нервным и "не рваным", более цельным спокойным и собранным. Та самая вовлеченность в музыкальный образ стала выходить на первый план. Понимаю, что количество терминов и словарный запас о Звуке быстро иссякнут, но остановиться не могу) Что интересно, общую громкость звучания я сейчас снижаю в сравнении с привычной прежней, слушать музыку явно стало комфортней, аналитичность возросла. Бас стал плотным, рельефным, глубоким сдержанно-сочным и "ненапряжным". Вокал обрел объем, образ исполнителя стал рельефно-естественным и узнаваемым. Танцевальную музыку я тоже потестировал. Здесь что интересно тоже изменилась общая картина. Динамичная танцевальная электронная музыка слушалась как ни странно с любопытством на фоне еще свежих прослушиваний на встроенную карту. Высокие частоты уже не сыпались как яркие обжигающие огненные опилки из под "болгарки", а обрели плотность и естественнось если о ней уместно говорить при использовании синтезированных звуков) Звучание обрело 3D объем и искушение беспредельностью) Что интересно аудио-треки в mp-3 зазвучали более собранно и качественно. Уж этого точно не ожидал признаться.

Об использовании наушников. У меня нашники Ultrasone HFi-2200 - выбрал их в свое время за естественность, комфортность звучания, превосходную подачу классики, джаза и ещё потому как они похоже единственные явно не перегружали мои уши в сравнении с другими закрытыми наушниками. Итак, что-же мы получим от дискретного усилителя этой аудио-карты!? Усилитель выдает мощный, хлесткий, насыщенный детальный звук и требует обязательной настройки. Повозившись с ним послушал уже знакомые треки. Здесь картина также трансформировалась, звук с дискретного усилителя был динамичным, хлестким, глубоким, насыщенным, с широкой панорамой, он мне показался даже перенасыщенным энергетикой. Для подсоединения штеккера наушников и соответствующего отсоединения приходится каждый раз выключать компьютер на всякий случай из соображений безопасности, что некомфортно как по мне. В общем то же самое прослушал и с использованием выхода на наушники в самом внешнем усилителе и мне звучание треков понравилось больше надо сказать именно во втором варианте. Звук был глубоким, естественным с широкой комфортной образной панорамой. Прослушивая Mystic Diversions - From The Distance обратил внимание, что даже не хочется снимать наушники и прерывать прослушивание, так и дослушал альбом до конца. Наверное вот такие признаки и говорят о качестве и верности воспроизведения.

Для игроманов. Перед тем как перейти к основному вопросу о рипах с винила потестирум карту ещё и в условиях компьютерных игр. Правда соответствующей игровой гарнитуры у меня нет, используем просто вышеупомянутые наушники. Для теста возьмем саундтрек к игре Call of Duty: Infinite Warfare Original Soundtrack скачанный во FLAC-е. К моему удивлению саундтрек потряс и удивил своим эпическим звучанием, мощью и ярко выраженным непомерным духом стремления к победе, даже лирические темы были насыщены величием, внутренней болью главного героя и полны ощущением чужих загадочных миров. Саундтрек качественно и вдохновенно создан, насыщен эмоциональными проникновенными темами, взрывными аудио-эффектами, всего этого я наслушался с удовольствием вволю хотя и не собирался слушать столько времени. Потрясающе, другого слова для оценки звучания в целом не подберу. Особенно понравились темы: Infinite Warfire, Afterlife, Rogue Asteroid и Dark Quarry. Если честно саундрек, а точнее его звучание настолько увлекло вложенным в него посылом и неизвестным мне сюжетом что захотелось даже поиграть в эту игру, хотя последнее во что я играл когда-то были Unreal, Unreal-2 и Unreal Tournament) Жаль что раньше не слушал этот саундтрек на встроеннгой карте, тогда пожалуй бы и вывел сравнение. На этом пожалуй закончим с игроманским аудио-контентом. На очереди у нас Led Zeppelin.
18.


Альбом группы Led Zeppelin - Led Zeppelin III. 1970 год. Тыльная сторона.

Итак, главная интрига. Аудио-карта уже показала себя с самой лучшей стороны. Того что я услышал и оценил вполне хватает для превосходного результата и всецело положительного заключения. Что же мы получим при воспроизведении чрезвычайно знакомых треков известных по бесчисленному прослушиванию именно на виниле, с применением самой разной аудио-аппаратуры и акустики!? Исходными и сложными источниками у нас будут рипы Led Zeppelin, Pink Floyd, Deep Purple и Yes. Что сразу следует сказать, так это то, что аудио-карта вполне себе справилась. Рипы звучали прекрасно и очевидно настолько хорошо насколько они вообще могут звучать в этих условиях. Долго рассказывать про свои эксперименты я не стану поскольку это может утомить читателя.

Но в общем трепетно ожидаемого Чуда не получилось. Несмотря на добротные цифровые рипы с винила в качестве источника (прослушивались разные одного наименования от многих же авторов) чрезвычайно знакомой аналоговой наэлектризованной волшебной атмосферы Led Zeppelin и его магии в итоге не выявилось. Вокал Роберта Планта казался каким-то попсово-истеричным, срывающимся и плоским, а гитара Джимми несмотря на узнаваемую динамику, стиль и великолепные виртуозные пассажи была невыразительной,  какой-то "маленькой" (даже как бы по размерам) и далекой от того прежнего рождавшегося не раз на глазах чуда которое я хорошо помню. Звучание рипов несмотря на качественную реализацию в цифровом виде не впечатляло, а главное не возникало эмоционального ответного переживания, не было прежнего масштаба и "потусторонних" загадочных призраков звучания Led Zeppelin. Звук был как будто какой-то "картонный". Неудивительно что нынешнее поколение прослушивая для знакомства эти вещи  в MP-3 не впечатляется музыкой 70-х. В альбоме Led Zeppelin - In Through The Out Door в  песне Hot Dog есть место когда виртуозная гитара Джимми создает настолько эмоциональный и ироничный пассаж что обычно при прослушивании мы всегда в компании смеялись от удовольствия и задора. Так вот, это место даже при качественной стерильной цифровой фонограмме в максимально возможном разрешении нисколько не пронимает и это разочаровывает. На этом пожалуй и закончу - не буду более испытывать терпение и надеюсь искреннее любопытство моего читателя. Нам же пора подводить итоги.

По традиции достоинства и недостатки:

Достоинства:

1. Чрезвычайно качественная аудио-карта. Выдает глубокий, чистый, детальный и впечатляюще объемный звук. Не ожидал такой явной разницы в сравнении со встроенной аудио-картой материнской платы ASUS MAXIMUS V FORMULA. Мощный процессор. Лучше всего карте удается воспроизведение электронной музыки, lounge, house, chillout, downtempo, asid jazz. Легко ставлю за качество звука и вовлеченность пять баллов из пяти.
2. Качественный дискретный усилитель для наушников. Отрабатывает на все сто, но требует предварительной кропотливой настройки.
3. Удобный интерфейс Sound Blaster Connect для множества настроек аудио-карты.
4. Мощный "светомузыкальный" инструмент Aurora Reactive Lighting System для RGB-светодиодной подсветки корпуса карты с 16.5 млн. цветов, а также с возможностью подсветки подключаемой светодиодной ленты на магнитах для размещения в корпусе компьютера. Она входит в комплект.
5. Отличное впечатляющее звучание в играх. Мнение сложено на основе прослушивания саундрека Call of Duty Infinite Warfare в формате FLAC.
6. Прекрасный дизайн корпуса аудио-карты и реализация его RGB подсветки.

Недостатки:

1. Слабоватое программное обеспечение. Иногда слетают личные настройки - особенно при при перезагрузке компьютера со включенным внешним усилителем.
2. Достаточно дорогая карта. Сейчас она стоит около 11-12 тысяч рублей.
3. Неудобство (а скорее небезопасное) подключения и отключения штеккера внешних наушников при работающем компьютере. Интуитивно опасаешься за дальнейшую работоспособность карты.
4. Аудио-карта не удовлетворила мои фантазии насчет возможной замены винила как источника качественного звука при использовании компьютера, этой аудио-карты и сторонних цифровых рипов с винила в максимально возможных разрешениях. Но это вовсе не недостаток, а невозможность такого в принципе как оказалось)

Выводы:

Главный мой вывод и грустное озарение - Чуда с большой буквы на которое я так надеялся не произошло. Очевидно еще более далеко идущим гипотетическим выводом будет необходимость закончивать с цифровыми экспериментами и переходить на винил для достижения того самого счастливого и волшебного аналогового звучания любимой музыки, а также стать своим в стане коллекционеров винила) Оставим эту потенциальную возможность в порядке благостного бреда) Реально же также следует принять и тот практичный вывод что для получения желаемого требуется уже довольно приличный бюджет где 10-12 тысяч вообще не деньги)

Однако если отмести невозможное эта аудио-карта чрезвычайно понравилась и пришлась ко двору. А понравилась она своим качественным и детальным, объемным и комфортным звучанием, особенно в сравнении со встроенными в материнскую плату аудио-инструментом, а также качеством обработки цифровых аудио-источников. Если не ставить себе недостижимых (как оказалось) целей можно с этой картой стать вполне себе счастливым обладателем хорошего цифрового аудио исходящего из недр стационарного компьютера. Однако если хочется существенно улучшить звучание в целом придется озаботиться качественными внешним усилителем, акустикой да еще и "поколдовать" с кабелями и прочим) Лично я очень доволен этой звуковой картой и самим околофилософским процессом и экспериментами в области поиска Святого Грааля Его Величества Звука.

P.S. Чтобы сделать этот мой обзор более честным и эмоциональным относительно упомянутой не раз "вовлеченности", выкладываю ролик блюзовой вещи Led Zeppelnn - Since I've Been Loving You (July 1973) Madison Square Garden (изначально из альбома led Zeppelin III) являющейся одной из самых известных концертных версий этой песни.

image Click to view



© Vladimir d’Ar, 2018

Часть вторая

обзор, Обзор звуковой карты, review, creative sound blasterx ae-5

Previous post Next post
Up