76 фото легкой прогулки и расслабления...
Остафьево захотелось посетить после того, как я побывал на руинах дворца Вяземского на Наре, что под Серпуховым. Дело в том, что дворец на Наре и Остафьево практически одновременно строили родные братья - Сергей Иванович и Андрей Иванович Вяземские, соответственно. Судьба дворца на Наре неутешительна. О нем и об этой его незавидной судьбе вы можете ознакомиться в моем материале
здесь. А Остафьево живо, что и побудило меня нарушить кое-какие свои планы, посетить его прекрасным июльским субботним утром, и сравнить свои ощущения от этих двойников-дворцов Вяземских с такой похожей и, одновременно, разной историей. Сразу скажу, этот материал, скорее, предназначен для погружения в отдых и расслабление..., чем для академического анализа исторических деталей и событий..., но кое-что любопытное из этого здесь тоже есть...)
На главных воротах усадьбы красуется крупная надпись "Русский Парнас". И, хоть я знаю, что это имя дал усадьбе в своём поэтическом порыве незабвенный Александр Сергеевич, смотрелось это как-то вычурно и колюче.
10 утра. На небольшом пятачке перед входом а парк все парковочные места уже были заняты. Пришлось встать вдоль дороги. Прямо напротив главных ворот высится здание старой Троицкой церкви. Когда-то она входила в состав дворцово-паркового хозяйства усадьбы.
2.
Погода была комфортная, не жаркая, голубое небо с массой летних кучевых облаков создавало вокруг умиротворенную и гармоничную атмосферу. Дворец Вяземских находится практически сразу после входа на территорию парка. Это потрясающее сооружение, захватывающее весь твой обзор. Даже широкоугольным объективом его целиком не охватить. Поэтому приходится отходить от дворца подальше и снимать под углом.
3.
К сожалению, дворец еще не до конца отреставрирован (хотя это всё уже продолжается лет 10), и с фасада огорожен металлическим забором. Но, в общем, внешне, выглядит уже довольно красиво и внушительно. Фасад свободен от строительных лесов и зеленой сетки и практически закончен.
4.
Белоснежные коринфские колонны, колоннада флигелей, белокаменные лестницы и балюстрады определенно вызывают чувства успокоения и тишины в душе. Было утро, и я решил воспользовавшись моментом, пока нет посетителей и многочисленных свадеб, погулять по парку и попытаться ощутить тот дух русской культуры, который был возлелеян когда-то бывшими владельцами этой усадьбы и их знаменитыми друзьями и гостями.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Усадьба, как и ей положено, стоит на воде. Это несколько прудов примыкающих непосредственно к дворцу. Правый флигель как раз и выходит широким балконом второго яруса прямо к воде. С балкона открывается очень красивый вид, особенно, если он дополняется глубокой голубизной неба и пушистыми белыми летними облаками.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
С обратной стороны фасад дворца полностью готов и открыт для обзора, и ты выходишь в этот знаменитый подмосковный парк, где бывал Пушкин и многие другие знаменитые гости Вяземских. В парке тихо и малолюдно. Тебя охватывает тишина и покой. Всё восстановлено и ухожено. Определенно сюда стоит съездить, погулять и поразмышлять о насущном.
23.
24.
С конца 18-го века усадьба принадлежит Вяземским, а точнее, началось всё, как я и упоминал, с князя Андрея Ивановича Вяземского, одного из самых молодых и блистательных высших сановников того времени, отличавшегося острым умом, благородством, прямолинейным и независимым характером. История, которая его привела к покупке усадьбы была довольно любопытной. Однажды, находясь в Англии, князь влюбился в ирландскую замужнюю даму, вывез её в Россию, добился развода и женился на ней, чем вызвал бурю негативных эмоций как света так и его родителей, от чего те, вскоре, оба умерли. Надо сказать, что в те времена этот поступок князя был довольно безрассудным и отчаянным. Вяземские - потомки рюриковичей, и жениться на католичке, иностранке и без родословной в тех условиях было просто невозможно. Но Андрей, наперекор всем, сделал её княгиней и та родила она ему сына Петра. Желая загладить свою вину перед самим собой и почившими родителями Андрей купил в честь рождения сына у поручика Журавлева в 1792 году село Остафьево со старым барским домом и полутора сотнями крепостных душ. Говорят, что приглянулось ему это место из-за красивейшей липовой аллеи. Новый дворец с комплексом парковых прудов был уже им полностью построен в 1800-1807 годах.
25.
Здесь, по приглашению Андрея Ивановича, зять Вяземского - Николай Михайлович Карамзин, работал с 1804 по 1815 годы над основным трудом своей жизни - "Историей государства российского".
26.
Андрей умер в 1907 году и хозяином усадьбы стал Петр Андреевич Вяземский, его сын. Как раз, при нем Остафьево стало одним из символов культурной жизни России. Сам он был талантливым и известным поэтом и литератором. В гостях у него неоднократно бывали Пушкин, Жуковский, Батюшков, Грибоедов, Гоголь, Тургенев, Мусин-Пушкин, Денис Давыдов, будущие декабристы...
27.
Потом, Петр уехал в Петербург и сделал там блестящую карьеру и больше не возвращался сюда. Усадьба сдавалась внаем и постепенно пришла в запустение. Вскоре, имение переходит к Павлу Петровичу Вяземскому, сенатору и камергеру, страстному любителю отечественной культуры и коллекционеру. При нем был восстановлен парк, дворец, кабинеты Андрея, Карамзина и Пушкина. Он собрал здесь огромное количество исторических документов, икон, живописи, скульптуры, фарфора, бронзы, мебели, тканей, оружия, редких книг.
28.
Затем, усадьба переходит к его сыну, но тот продает её князю Сергею Дмитриевичу Шереметьеву, владельцу Останкино и Кусково, историку и действительному члену Российской Академии Наук. Шереметьев к 1913 году реставрирует усадьбу, приводит в порядок парк, ставит памятники Вяземскому, Карамзину и Пушкину. Впервые он открыл усадьбу для широкой публики и превратил её в первый русский музей, связанный с именем Пушкина.
29.
Революция прошлась по Остафьеву как и по всем подобным объектам - усадьбу национализировали. Но, Сергей Дмитриевич добивается у Луначарского охранной грамоты для Остафьево и его уникальной коллекции. В 1918 году он умер, но его сын Павел Сергеевич Шереметьев был назначен хранителем усадьбы и её первым директором музея. До 1928 года всё было нормально, но в этом же году Павла уволили и его и семью выдворили из усадьбы. А в 1930 году богатейшая коллекция была разорена. Частично её уничтожили, частично растащили, частично передали другим музеям. Также разорению подверглись и многие постройки усадьбы. В 1931 году здесь создали пионерлагерь, затем, санаторий наркомата обороны, но в этом был тоже плюс - в результате, здание дворца и парк содержались в относительном порядке.
Есть в Остафьево музей, но он пока находится в цокольном этаже дворца, занимает одну комнату и небольшую часть 1-го этажа, и экспонатов там практически нет. На первом этаже есть только макет усадьбы, чтобы увидеть какой она была раньше. Программа воссоздания былой мощи и уникальной экспозиции мне не известна. Но ведь такой дворец надо заполнять экспонатами или его полностью отдадут на откуп проведения пышных свадеб и юбилеев и размещению дорогих ресторанов!? Такое тоже возможно. А что у нас не возможно!? )
Давайте, пройдемся с Вами по парку, просто так, без всяких обязательств, успокоимся, расслабимся, и позволим себе впустить в себя умиротворение и покой...
30.
31.
32.
33.
Памятник Карамзину.
34.
Когда-то парк был очень большим и занимал около 40 Га, а сейчас от силы - треть. Он в приличном состоянии, ухожен, постепенно восстанавливаются детали паркового хозяйства. Однако, с левой стороны от парка отрезан значительный кусок земли, ограниченный высоким кованым забором со стоящим там большим частным особняком, а прямо от дворца парк довольно быстро переходит в простой лес. Есть в глубине парка одна симпатичная беседка-ротонда, где можно сфотографироваться, а рядом с ней - ажурный деревянный белый мостик через обмелевший пруд. Дорожка от него уходит в банальную сельскую чащу и бурьян.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
По парку, а точнее, чего от него осталось, можно неплохо погулять, побродить, поболтать ни о чем, расслабляясь от городской суеты. Одна из аллей идет вдоль прудов. Виды очень красивые, вот только, похоже, пруд не чистился давно - в нем много тины, кувшинок и болотной ряски.
55.
56.
57.
58.
59.
Народу мало. Даже, несмотря на 12 часов дня хаотичных толп нет. Это радует. Такого кошмарного количества отдыхающих как в Царицыно и Кусково здесь никогда не будет по понятным причинам.
60.
Впечатление у меня сложилось одновременно и хорошее и не очень. Усадьба, по идее, должна пропагандироваться как сокровищница русской культуры, но похоже этого не случится. Всё идет к тому, чтобы превратить его Русский Парнас, как когда-то назвал усадьбу наш великий поэт. Сейчас, это слово уже звучит немного ругательно и помпезно. Всё равно, те 24 музея, где находятся остатки когда-то богатейшей коллекции в России, не вернут оригинальные экспонаты, а потому смотреть на новодел и лубочные евро интерьеры, как в Царицыно, будет грустно и обидно, хотя бы за себя)
61.
62.
63.
А это - часть музея, слева виден макет усадьбы.
64.
Однако, жизнь продолжается. Прогуливаясь по парку и вокруг дворца, я набрел на ребят, организовывающих выездную регистрацию и бракосочетание молодоженов. Всё происходило, как раз, на том самом широком дворцовом балконе с видом на каскад прудов. Погода "шептала", и я попросил разрешение поснимать чудные антуражные декорации, сооруженные к церемонии. Организаторы согласились, и пригласили меня поснимать приготовления и саму церемонию, что я и сделал с удовольствием.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
Вот некоторые кадры того, что происходит в дворце сейчас и чем он живет, и выживает! Хотя, надо отдать должное, в этом богатом окружении свадебная церемония действительно впечатляет и надолго останется в памяти как гостей так и самих молодоженов. Ведь, декорации - дворец самих Вяземских, потомков Рюриковичей! ))
71.
72.
73.
Давайте, вместе с вами, пожелаем этой молодой счастливой паре, только радости и большого полного счастья - одного на двоих!
74.
Покидая Остафьево, я захватил с собой какую-то чУдную частичку былого, того неведомого, что наполняло здесь вдохновением и талантом наших недавних предков, уловил их порывы и желания донести до нас всё богатство и глубину русской души.
75.
76.
...А теперь, можно вернуться сюда, в наш мир... Ну, как Вы себя чувствуете?! )
© Vladimir d’Ar