Усадьба князя Вяземского в Пущино на Наре - призрачные руины, как озорное средство погружения в себя

Jul 04, 2013 09:17



Всего 34 фото

Готовясь к поездке в Серпухов, я наткнулся в интернете на упоминание об этой необычной усадьбе, практически, в пределах самого Серпухова. Меня она определенно заинтересовала, тем более, что её называют одним из самых таинственных старых сооружений Подмосковья. Мне захотелось включить его в свой маршрут, что я и сделал...

Сюда я направлялся из Введенского монастыря, потому, что Усадьба на Наре находится с монастырем на одном берегу, и было достаточно удобно посетить одновременно и её. На карте было все понятно, и хорошо видно со спутника саму усадьбу. Однако, перемещаясь уже "вживую" по Пролетарской улице из Серпухова, я умудрился заблудиться. Вот уж привык ездить без навигатора. ) Думая, что проехал её, а оказывается - не доехал всего метров 500. Остановился и спросил у задумчивого местного жителя, наливающего воду в ведро из придорожной колонки, как проехать. Неожиданно вынырнувшие "на помощь" из придорожной чащи колоритные алкоголики и бомжи, хором, дружно и с готовностью прокричали,
- А-а-а, Барский дом!!! Это вон там!!!...

Так я и добрался до Усадьбы. Однако, проехал мимо первого въезда на территорию, и мне пришлось повернуть на втором и припарковаться у местного магазина. Колея призывно уходила буйную и стихийную растительность старого парка, но ехать в лес по незнакомой дороге и не на внедорожнике, я, на всякий случай не стал. А идти, оказалось, совсем не долго...

P.S. Этот пост лета 2013 года. По моим сведениям усадьбу уже давно начали реставрировать частные инвесторы. В каком состоянии она сейчас и будет ли (есть ли) туда доступ мне неизвестно. Однако эти руины сами по себе были тогда очень романтичны и фактурны. Не думаю, чтобы это место будет после восстановления таким же захватывающим воображение как в то время)

Первое впечатление было восторженным. Такие руины и такого масштаба, действительно, ещё надо поискать в Подмосковье. Люблю свои первые впечатления, оказываясь первый раз в интересных и любопытных местах. Они позволяют "незамыленно" впитать первые и самые чистые впечатления. Дух путешественника радостно вдохнул свежий воздух вожделения новых открытий. Главный дом усадьбы был очень большой и впечатлял, даже находясь в таком удрученном состоянии.
2.



3.



Я был не один. Перед дворцом было припарковано пара джипов. Симпатичные ребята фотографировали и фотографировались, и я включился в эту спонтанную творческую фотосессию, как говорится, на плэнере.
4.



5.



6.



Никто из них толком не знал, чья это усадьба, но в тот момент это было совсем не важно. Дух приключений и озорства проснулся в нас всех.
7.



8.



9.



10.



11.



12.



Дворец большой, и сверху, со второго этажа дворца, было видно как там высоко.
13.



Усадьба принадлежала Сергею Ивановичу Вяземскому, дяде Петра Андреевича Вяземского, друга и поэта А.С.Пушкина. У хозяина этой усадьбы был брат Андрей Иванович, и вместе, практически одновременно, они начали строить в 1790-х годах обе усадьбы - Сергей Иванович - в Пущино, что под Серпуховым, а Андрей Иванович - в Остафьево. Остафьево как Вы, наверное, знаете, постигла более счастливая судьба стать известной музеем-усадьбой.
14.



Вяземские - потомки Рюриковичей. Их родовые земли были в Вязьме, отсюда и фамилия Вяземские. После Вяземских усадьба перешла к Н.И.Новосельцевой (с 1852 года) и позже фабриканту П.И.Рябову. И, постепенно, она приходит в запустение.
О пущинской усадьбе на Наре, кроме вышеуказанных сведений, практически ничего не известно, она заброшена и разрушается. Никто толком этот объект и его историю до сих не исследовал. На спутниковой карте хорошо видно какой большой был дворцовый парк, разбитый на берегу Нары. Но, большую его часть уже выделили под дачи и личные хозяйства, так, что кольцо быта и огородов сжимается вокруг этого замечательного исторического сооружения.
15.



16.



Я знал, что где-то здесь есть симпатичная мозаика на полу какого-то этажа. Мозаика быстро нашлась на втором этаже между двумя группами фронтальных колонн дворца. Пришлось вспомнить скалолазные приемы, потому, что добраться до этого места было не так то просто.
17.



Дворец построен в так называемом палладианском классическом стиле, родоначальником которого является известнейший итальянский скульптор Андреа Палладио. А реализовывал его наследие на пущинской земле, скорее всего, Николай Александрович Львов, который был одним из самых эрудированных и остроумных людей своего времени, тайным советником, архитектором, поэтом, переводчиком, музыкантом, членом Российской Академии художеств и  приверженцем античной классики в архитектуре, в том числе и творчества маэстро А.Палладио.
18.



Внутри дворца полная разруха. Горы мусора и земли. Кое-где, даже, лежат грудами кирпичные руины внутренних мощных стен. Все заросло кустарником и деревьями. Я подумал, что в своё время, Царицынский дворец был в похожем удручающем состоянии, и ничего - возродился, хоть и в новодельном лощеном варианте. Так что возрождение возможно и здесь, было бы желание. Если добиться для этой усадьбы статуса федерального объекта исторического наследия, его восстановление совершенно реально. Это было бы уместно сделать комплексно, в ключе восстановления Серпуховского Кремля и Старого Серпухова, а в результате, этот город можно превратить в крупный туристический центр. А это - рабочие места, доходы в бюджет и прочее и прочее... Ну, да ладно, осмотримся еще немного...
19.



20.



21.



22.



23.



24.



25.



Что качается самой архитектуры, то здесь явно прослеживаются римские и греческие корни. Греческий портик под низким фронтоном, полукруглые трехчастные окна, итальянские арки в цокольной части, высокие коринфские колонны. Фронтальные коринфские колонны, как знаки царственно пышности, двумя группами по четыре, впечатляют своей мощью, стремительностью и классической красотой, несмотря на всю эту разруху.
26.



Украшенные акантом капители этих колонн до сих пор восхищают и радуют глаз. Телеобъектив здесь мне пригодился.) На фронтонах до сих пор можно увидеть изысканные лепные украшения чудных растительных гирлянд, орнаментов и физиономий фавнов с о стилизованными отвязанными римскими выражениями на лицах. Трудно, даже, представить своё впечатление, когда дворец был заново выстроен, наполнялся полноценной жизнью и творческой активностью хозяев усадьбы. Прямо, таки, захотелось еще раз съездить в Остафьево - осмотреть с новых позиций и с новыми вопросами уцелевший братский вариант.)
27.



28.



29.



Традиционно, я попытался проникнуть в исторические эмоциональные пласты Дворца, но всё перебивали грустные руины и непрерывно появляющиеся новые пытливые исследователи развалин, воспринимающие эти руины, просто, как романтичное и таинственное место - а ведь правда,как  в нашей жизни, всего этого не хватает. Я поймал себя на мысли, что руины дворца выступают лишь инструментом будящим неосознанные порывы поиска самого себя, захватывающей попыткой заглянуть  здесь в свою Тень, свою таинственную человеческую суть. И, дворец, полностью оправдывает свое существование в этом амплуа. Приехать сюда, погулять и поразмышлять, будет очень даже полезно любому, во всех отношениях.
30.



31.



А это вид дворца со стороны Нары. Угадываются очертания паркового фонтана на первом плане.
32.



Удивительно, но до 1970 года дворец был в довольно удовлетворительном состоянии, хоть и не в таком блистательном как когда-то. Есть, даже, его фото из Серпуховского музея. Посмотреть как он выглядел можно здесь. К нынешнему времени  объект числится 19 лет на балансе Серпуховской бумажной фабрики, как объект незавершенного строительства. А, часть земель усадьбы в перестройку скупили за бесценок местные жители. Возрождение этого объекта может столкнуться с местническими интересами групп граждан, которые постараются либо урвать побольше, либо устроят обструкцию.
33.



Я хотел сходить к Наре, но погода стала портиться, солнце исчезло, и я мог не успеть в Высоцкий монастырь, который был в моей программе заключительным. Бросив последний взгляд на это былое великолепие, я поспешил к автомобилю, чтобы попасть в Высоцкий монастырь, которому, по определению, повезло оказаться в составе РПЦ, что и явилось основательным поводом для его полного возрождения.
34.



35.



С дороги я бросил последний мимолетный взгляд на эти величественные призрачные руины как символ уже давным-давно разрушенной и исчезнувшей России, которой уж никогда не будет и, надавив на газ, устремился через начинающийся дождь к новым и свежим впечатлениям этого дня.
36.



Еще источники об усадьбе на Наре:
http://www.isles.ru/spots/puschino-na-nare.html
http://historykeeper.ru/usadba/184-puschinonare.html
http://www.proselki.ru/topics/puschino_na_nare/puschino_na_nare.topic.htm
http://alxlav.livejournal.com/3516.html

© Vladimir d’Ar

Сергей Иванович Вяземский, андреа палладио, греческий портик, портик, архитектура, пущино на наре, фотосессия, Россия, русская архитектура, дворец, вяземские, акант, вяземский, руины, усадьба на наре, архитектурные детали, архетипный образ русской истории, Владимир Дар, усадьба вяземского на наре, дворец вяземского на наре, Вяземский, русская история, греческие колонны, коринфские колонны, классический стиль, Владимир, дворец на наре, арки, достопримечательности серпухова, Серпухов, путешествие

Previous post Next post
Up