Высоцкий монастырь в Серпухове - удивительное, молчаливое и торжественное возрождение
Jul 01, 2013 13:13
Всего 43 фото
Высоцкий монастырь был у меня в планах посещения Серпухова последним. Так и произошло. Но, выкладываю я пост о нем, почему-то, первым. Странно; захотелось нарушить устроенный самим собою порядок осмотра этого древнего русского города. Сразу скажу, место очень интересное и позитивное. Хотя в отзывах о монастыре говорилось, что фотографировать, якобы, не дают, и вообще, что там как-то там "всё странно и стерильно неестественно"...
Но, все по порядку! Я думаю, уместно будет для начала кратко ознакомиться с историческими выкладками и фактами. Без небольшого погружения в чудную историю монастыря будет затруднительно всецело ощутить его значение, духовную и физическую красоту. Для тех кто любит исторические и необычные подробности, можно ниже нажать кнопку спойлера и развернуть этот исторический экскурс и узнать для себя много нового и удивительного, чем обычно наполнена наша история, богатая событиями и чудесами. Для тех, кто это не приветствует - переходите сразу к моему рассказу и визуальному ряду. [Развернуть - там любопытные и интересные исторические выкладки] Основан монастырь в 1374 году серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и соратником Юрия Долгорукого. Сергий Радонежский лично прибыл на место и благословил строительство на Высоком серпуховском холме. От него и пошло название Высоцкий. Первым игуменом (настоятелем) монастыря стал прп. Афанасий - ученик Сергия Радонежского. После его отбытия в Константинополь им стал Афанасий младший, причисленный позже к лику святых, одна из центральных исторических личностей монастыря. Часовню над его могилой мы еще увидим. Владимир Храбрый денег не жалел, и при его помощи, практически сразу, был построен первый деревянный храм, посвященный Зачатию Пресвятой Богородицы.
В 1380 году Владимир Храбрый сыграл решающую роль в известной Куликовской битве в составе русского войска под руководством Дмитрия Донского. Его засадный полк в решающий момент сокрушительно ударил по Золотой Орде и обратил её в окончательное бегство. После возвращение домой Владимир, в благодарность Богородице, построил каменный храм Зачатия Пресвятой Богородицы. Храм поставили над братской могилой серпуховчан, погибших в этой битве. В 1396 году возвели и каменные сени храма над могилой Афанасия младшего. Монастырь всегда занимал ключевое пограничное положение и фактически являлся крепостью. Тогда Ока, на которой он стоял, являлась границей между Московским великим княжеством и Степью. К примеру, в 1382 году Тахтомыш совершил крупнейший набег на Московское княжество. Множество городов тогда было разрушено и сожжено. Высоцкий монастырь и сам Серпухов также были опустошены.
Очередное возрождение монастыря связано с Иваном Грозным, который посещал монастырь три раза и много сделал для его процветания. Однако, судьба монастыря по-прежнему не была тихой и мирной. Столетиями он находился на передовых рубежах и много раз разрушался.
Старый Зачатьевский собор обветшал и на его месте в 16-м веке был построен новый, который и сохранился до наших дней. Начало 17-го века во (времена Смуты) ознаменовалось для монастыря новыми набегами ногайских татар, поляков и, даже, запорожских казаков. Обители было особенно тяжело в те времена. Потом, при династии Романовых, монастырь начал возрождаться. А в середине 17-го века царем Алексеем Михайловичем были возведены каменные оборонительные сооружения монастыря. Именно тогда был возведен четверик Церкви Покрова и перестроен Зачатьевский собор. Именно здесь в эти времена, с 1823 по 1826 годы, проживал знаменитый Авель Прорицатель, предрекший скорую кончину Императора Александра I, восстание декабристов на Сенатской площади и восшествие на престол Николая I После революции здесь стояли латышские стрелки, находился концлагерь, военное училище, потом, в 30-х годах, казармы, склады, коммунальные квартиры. Часть построек монастыря была разрушена. Старые фотографии состояния Зачатьевского собора говорят сами за себя.
С 1991 года начинается его возрождение. С 1992 начаты полноценные восстановительные работы, а в 1994 году были обретены мощи св. Афанасия младшего.
Такова краткая сухая история монастыря. Но он был известен и многочисленными чудесами и спонтанными исцелениями. Много чудес произошло, в том числе, и на могиле Афанасия младшего. Реальный пример своей помощи обители Афанасий младший явил при осаде Серпухова крымскими татарами. Монахи тогда все бежали из монастыря. Неприятель и многие местные жители видели как из обители стремительно, на белом коне появился инок в черных развевающихся одеяниях, со смуглым лицом, черной бородой, со сверкающим жезлом в руке и, объехав стан врагов, угрожающе устремился на них. Татары были в ужасе, и сняв осаду, обратились в бегство.
Одной из главных святынь является образ Богородицы "Неупиваемая Чаша, которая знаменита многочисленными исцелениями пьяниц, алкоголиков, наркоманов и заядлых курильщиков. В 1920 году первообраз исчез, а в 1991 году его обрели - он был заново написан Александром Соколовым, современным и очень сильным иконописцем. Исцеления от иконы возобновились и продолжаются по сей день. 2.
На моём пути из усадьбы Шереметьева, что на Наре, начал накрапывать дождь, который стремительно перешел в неистовый летний ливень с молниями и оглушительными раскатами грома. Было уже больше пяти часов вечера, и я начал опасаться, что попасть в монастырь из-за непогоды не удастся. Эти мысли продолжали одолевать, пока я припарковывался на небольшой удобной автостоянке монастыря. Сплошные потоки дождя били в лобовое стекло, сверкали ослепительные молнии, стоял непрерывный оглушительный грохот, и вдруг, в какой-то момент, своим чутьем, я понял, что это все, очень даже, к лучшему. Ведь, до этого стояла изнуряющая жара, прямое жесткое солнце, и вспомнив, как я обливаясь потом взбирался на крутой Красный холм бывшей цитадели Серпухова, моё сердце наполнилось каким-то умиротворением и предвкушением чистоты и свежести, что должна наступить после дождя. Осознав, что тревожное ощущение вызвано, как обычно, тем же привычным тревожным ожиданием грустных затяжных осенних дождей, я успокоился и погрузился в размышления о нашей истории, полной разрушений, страданий, бед, отчаяния, но и великой веры, надежды и любви русских людей, живших здесь.
Сквозь зыбкую пелену льющихся дождевых потоков были видны величественные купола Зачатьевского собора, стремительную возносящуюся колокольню Всех Святых и основательные седые оборонительные башни, напоминавшие головы русских сказочных богатырей в боевых шлемах. В голове, сама собой, зазвучала грустная и трогающая душу песня Талькова "Летний дождь". Такие необычные моменты понуждают тебя остановиться, стать более чувствительным, расслабиться, и подготовиться к встрече с неизведанным, непознанным, удивительным, к встрече с самим собой, со своими, и только своими, чувствами и ощущениями. Я уже был переполнен такими впечатлениями, и наверное, совершенно логично выдержать эту чудную паузу погружения в стихию, чтобы упорядочить и привести в гармонию всплески своих впечатлений. Где-то бежали к своим автобусам последние туристы с пестрыми зонтиками, ковыляли прочь сгорбленные, неуклюжие бомжы и нищие, и я подумал, что монастырь определенно будет немноголюдным, что мне как раз и надо было.
Прошло минут двадцать, дождь прекратился также резко как и начался. Я вышел из машины и меня всецело захватил восторг от этого очищающего стихийного небесного водного потока. Было стремительно свежо, по летнему парило после ливня, сквозь рваные грозовые облака пробивались глубокая небесная синь и прямые лучи заходящего солнца. Купола церквей сверкали на солнце, монастырь как будто праздновал победу над тьмой и невежеством. Хотелось раскрыть свои руки и впитать это чудесное очищение и напоминание о том, что всегда свет обретаем после прохождения через тьму и разрушительные стихии, как внешние так и внутренние. Природа торжественно приглашала завершить мое сегодняшнее путешествие визитом в Высоцкий Серпуховской мужской монастырь.
Ощущение возрождения и духовного очищения продолжало охватывать меня, когда я вступил во внутренний двор обители, пройдя по сводчатому коридору под надвратной церковью Всех Святых. 3.
Итак, вот оно! Прямо передо мной возвышался своей громадой голубых куполов Собор Зачатия Пресвятой Богородицы. Собор был перестроен во второй половине 16-го века. Он имеет вид правильного квадрата. Двухсветный четверик пятиглавого крестово-купольного четырехстопного храма поставлен на высокий подклет, в кладку которого вошло основание старого храма. С южной, западной и северной сторон вокруг собора идет крытая двухъярусная каменная паперть в виде обходной галереи. Разновеликие галерейные арки опираются на массивные квадратные столбы. Однако, сухие архитектурные термины не в состоянии передать само впечатление от сооружения. Он полон величия, торжественной и обновленно-седой мудрости. 4.
Я еще долго стоял перед ним, не фотографируя, а впитывая свои впечатления, обрывки спонтанно возникающих мыслей и образов. Справа от него пристроена церковь преп. Сергия Радонежского - духовного отца родившейся обители. Кажется, что она неестественно соединена с собором, однако первой же ответной мыслью было то, что в этом необычном единении есть своя историческая логика. Древний Зачатьевский собор определенно был построен в старом аскетичном строгом стиле, подобным Дмитриевскому собору во Владимире. И, по всей видимости, сама жизнь, конкретные обстоятельства, события, человеческие страсти, желание жертвовать на возрождение храмов и новое строительство обители, являлись теми факторам, которые причудливо влияли на неуклонно изменяющийся облик строений и их взаиморасположение. Мы не можем знать как и почему это происходило. Единственно, что мы можем, так это видеть эту кажущуюся величавую, естественную громоздкую неуклюжесть сочетания архитектурных форм, наслоений, деталей, и, просто знать, что за этим всем стоят конкретные судьбы таких же как и мы живых людей. И, сейчас, только в созерцании архитектурных форм мы можем интуитивно проникнуть в причины, сподвигшие зодчих так всё обустроить, именно так всё возвести и отточить. Если открыть своё сердце и задать свой вопрос, вас совершенно точно коснутся смутные образы и чувства прошедших эпох, ушедших людей и народов. И эти зыбкие чувства будут строить неосознаваемые нами образы всего того, что было связано с этим местом. Наверное не стоит говорить, что я заглянул в окно прошлого, но что я точно ощутил, так это концентрированный сонм стремительных чувств, обрывки неведомых звуков и картин, набатный колокольный звон, пожары, искаженные лица, едкий дым гари, тьму запустения и разрухи... 5.
Размышляя над этим всем, я начал понемногу осваиваться. Слева от меня - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. О ней мало, что известно. Это второй, по мере основания монастыря, храм и как он выглядел изначально - нам не ведомо. Новое здание церкви появилось после нападения крымского хана Мухаммед-Гирея в 1571 году. Храм кирпичный, на высоком подклете, в котором размещались теплый погреб, кузница, хлебная, угольная. Он представлял собой тогда большую одностолпную палату соединенную галереей с Зачатьевским собором, которой сейчас нет. В 1697 году на средства Нарышкиных, Покровская церковь была перестроена в стилистике московского барокко. Высокий четверик увенчали декоративные кокошники и глава на граненом барабане. Барабан главы и фасады церкви украшали фигурные изразцы. В начале 19-го века храм был снова перестроен, но уже в стиле классицизма. Четверик увенчали треугольные фронтоны и купол с главкой на барабане. В 1872 году Покровскую церковь расширили за счет пристройки с северо-восточной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Храм всегда был действующий, в отличие от Зачатьевского, который являлся летним, то есть, был открыт для богослужений в весенне-осенне летний период. В целом храм вызывает трогательно-домашние чувства и его "намоленность" ощущается всем телом. 6.
Почувствовав некий посыл обернуться, я был особенно впечатлен видом возвышающейся над монастырем, как над всем бренным миром, надвратным храмом Всех Святых с надстроенной колокольней. Первые упоминания, относящиеся к этому сооружению относятся к 1624 году. Тогда, во время возведения мощных белокаменных укреплений монастыря, были обустроены южные ворота и надвратный храм Всех Святых. Все Святые - это святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Над вратами были выстроено, соответственно, три шатровых купола. А в 1840 году была построена сохраняющаяся и поныне Надвратная церковь-колокольня во имя Трех Святителей стиле ампир. Храм, как вы заметили, является доминантой всего монастырского архитектурного ансамбля, объединяя его в единое высокое и стремительное целое, оправдывая само название монастыря! Думаю, что зодчие, возводившие эту колокольню страстно хотели передать в её формах характерный символьный образ слова "высокий" и "высоцкий". Квадратный в плане первый ярус имеет три арочных проезда, центральный из которых - Святые ворота. Второй ярус - крестообразная в плане Трехсвятительская церковь. Ее выступающие объемы оформлены пилястровыми портиками с аттиками и фронтонами На третьем ярусе находится восьмигранная башня колокольни с арочными проемами звонов и декоративными глухими нишами. Свод третьего яруса украшают башенные часы, выходящие на четыре стороны. До закрытия монастыря на колокольне находилось 14 колоколов, самый большой из которых "весил 721 пуд". 7.
Мощное, основательно и, одновременно, легкое, изящное и стремительное, сооружение. Я никогда не был ранее в этом месте, и только по старым фотографиям могу судить об ужасающей советской разрухе всего того, что связано с подобными древне русскими сооружениями нашей истории. Но, здесь, ощущалась какая-то светлая радость обновления всех строений монастыря. Мне неизвестно, кто финансировал эту комплексную реставрацию обители, но при каждом взгляде по сторонам бросались в глаза щедрые вложения в строительство. Абсолютно не было ощущения, что на ремонте экономили. А ведь как часто бывает - фасад глянцевый, а за фасадом все напоминает о коррупции и "распиленных" деньгах. Здесь другое дело - экономии не видно. Вся реставрация проведена качественно, дорого и достойно. В любой мелочи, узорах кованых решеток проявлялась откровенная щедрость. Наверное, это не спонсоры, а РПЦ сама осуществляла ремонт и его надзор. Приятно находится в возрожденной и обновленной обители. Да и не только приятно, но и с чувством глубокого удовлетворения и мыслями, вроде, - Ну, вот теперь всё будет хорошо!
Если смотреть на Церковь Сергия Радонежского и оставлять её левее, то прямо напротив мы увидим настоятельский корпус. Там находится Церковь Иконы Божией матери "Скоропослушница". 8.
Немного правее находится Братский корпус (19-й век). 9.
А еще правее - густо заросший буйной зеленью угловой сектор двора монастыря c южной сторожевой башней. 10.
Я всегда считал, что побывать на месте, это совсем не то, что посетить объект виртуально. Мои рассуждения на эту тему были немного поколеблены появлением технологии сферических панорам, позволяющих на 360 градусов осмотреть округу. На официальном сайте монастыря есть такая возможность - виртуально прогуляться по монастырю, причем, заглянуть в такие уголки, в которые в реале заглянуть невозможно - нет допуска. И, обнаружив добротный официальный сайт монастыря, и еще более добротно и дорого изготовленный виртуальный тур по нему, я с любопытством попробовал сравнить свои реальные впечатления с красочной виртуальной прогулкой, думая, что с появлением сферической панорамы как технологии может отпасть надобность в фоторепортажах и повествованиях о своих путешествиях (ссылку на виртуальный тур вы можете активировать в конце этого материала).
Как показало сравнение - я ошибался. Виртуальный тур, конечно, это здорово. Он качественно изготовлен. Можно обойти монастырь, зайти в храмы, церкви, приделы, узнать место расположения икон, росписей, фресок, их названия, побродить по подклету, зайти в кадетский корпус, воскресную школу, братский корпус, посмотреть как обустроена монастырская гостиница и т.п. Автоматически, отмечая качественную, сложную и, наверное, дорогую работу авторов виртуального тура, я с удивлением и некоторым удовлетворением отметил, что проходя в этом туре по уже хорошо знакомым местам я не ощутил никаких особенных чувств, испытанных мной в реале. Например, я не смог, а точнее, учтиво не посмел, снимать в часовне, которая была построена над местом погребения Афанасия младшего, где располагается уникальный деревянный саркофаг с его искусно вырезанным изображением. Зайдя воочию в эту часовню я испытал какой-то неосознанный трепет и уважение к этой исторической и святой личности. Коснувшись деревянного саркофага я, как будто, получил характерный мягкий отклик, похожий на благословление. И, это не передается словами никоим образом.
Рассматривая же, на мониторе, красиво расписанные стены часовни и само хорошо видимое деревянное изваяние этого святого на саркофаге, я, вдруг, понял, что это, всего лишь, медийная картинка. Чувств и ощущений проникающих глубоко в душу не было, как не было. Это стало для меня откровением. Я, ведь, пытался проникнуть в ощущения этих ребят, изготовивших тур. И, что я, действительно, ощутил, используя эти инструменты визуальной оценки объектов монастыря, так это ответственные чувства авторов-исполнителей, их старание, желание сделать работу качественно и, что-то еще, касающееся лично каждого из них... Ну, не знаю! Может быть, когда-нибудь, я и попробую сделать нечто подобное, но это будет не выполнение работы, а попытка передать свой Путь, одновременно с чувствами и мыслями по этому поводу... И, конечно, я понимаю разницу между работой и путешествием с личными впечатлениями. 11.
Однако, это, я отвлекся. Давайте, теперь, без особых рассуждений, совершим более динамичную прогулку по монастырю. Это - заново восстановленная лестница проходящая и включающая часовню на месте, где был погребен Афанасий младший. Кстати, он сам завещал похоронить себя именно под лестницей Зачатьевского собора. 12.
13.
Это - звонница в часовне Афанасия младшего. 14.
Ну, а это как раз и есть вход в эту часовню, где находится резной деревянный саркофаг с изображением почившего святого. Как я и говорил, внутри я не снимал, но в виртуальном туре туда вполне свободно можно зайти и осмотреться... (смотреть можно в конце моего повествования по ссылке). 15.
Прямо напротив входа в часовню находится Покровская церковь. 16.
А еще дальше колокольня. 17.
Это вид Покровской церкви с места, где также когда-то был, очевидно, какой-то храм. 18.
Еще один ракурс Покровской церкви. 19.
И, еще один..., уже с западной башней. 20.
А это, я снял западную сторожевую башню монастыря, стоя спиной к Зачатьевскому собору, а правее на фото, где видна ленточка - и есть то место, где справа видны границы бывшей церкви или часовни. 21.
Наверное, именно здесь, стоит заметить, что все дорожки и пешеходные площадки монастыря выполнены дорогой брусчаткой, идти по которой довольно комфортно, в отличие от современных московских брусчатых мостовых.)
А это Зачатьевский собор с этой же точки обзора. Там, где разбит палисадник и видны кресты - место, где находилась ныне разрушенная каменная одно купольная церковь Афанасия Афонского, воздвигнутая матерью Петра Первого Натальей Кирилловной над местом захоронения Афанасия младшего. Она была построена в 1897 году, на месте ранее построенного каменного храма в 1694 году. Снесена в 1967 году нашими реставраторами, посчитавшими её не имеющей культурной ценности. Наверное, нарушала некий цельный архитектурный облик собора, по мнению советских реставраторов... 22.
Подклет Зачатьевского собора. Мощно и основательно. 23.
А теперь, обойдем левее Зачатьевский собор. Здесь мы видим остатки многочисленных когда-то захоронений в пределах собора. 24.
25.
Пройдя подальше, хорошо виден сектор бывшего древнего некрополя. Кстати, если посмотреть на фото собора справа, то хорошо виден придел Преподобного Афанасия Афонского с одной главкой. Посетить его также можно в виртуальном туре. 26.
А это собор за, как бы, бывшей древней стеной монастыря. Стена - новодел, этого её участка не сохранилось. Много стен монастыря было снесено именно в советский период. 27.
А теперь, мы стоим у Церкви Всех Святых. Она была построена в 1896 году, и стала последней храмовой постройкой Высоцкого монастыря. С тех пор, и до настоящего времени, новые храмы в обители не строились. Церковь возведена на средства потомственного серпуховского предпринимателя Николая Коншина, знаменитый род которого уходил своими корнями в далекий 17-й век. Храм задумывался в качестве усыпальницы Коншиных. Автором проекта выступил представитель русского зодчества конца 19-го - начала 20-го веков, знаменитый московский архитектор Роман Иванович Клейн. Всехсвятская церковь возведена за пределами монастырских стен, по улице Калужской, на месте более позднего монастырского кладбища.
Церковь представляет собой пример стилизации с применением элементов византийской и романской архитектур. Квадратный в плане кирпичный храм на высоком подклете был увенчан декоративным шатром и с трех сторон окружен открытой галереей на которую вели две лестницы. Первоначально, на вершине шатра возвышался массивный каменный крест. Нижний ее этаж предназначался для семейной усыпальницы, а на втором находилось само пространство храма. Внутри церкви был возведен низкий белый мраморный иконостас в византийском стиле. Сейчас храм интенсивно реставрируется. Это заметно.) 28.
Правее, за оградой, мы видим Церковь Иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" (паломнический корпус). Кстати, Неупиваемая чаша, изображаемая на иконе является Священным Граалем, а не средством от алкоголизма. Но, тем не менее, эффективно "работает" столетиями. 29.
На фото мы видим фрагменты северной стены монастыря. Решение об строительстве каменных стен монастыря принял ещё Алексей Михайлович, второй монарх из рода Романовых. Это было тогда настоятельно необходимо из за продолжающихся набегов крымских татар. Общая протяженность стен составляла 510 метров. 30.
Мощные башни монастыря значительно выступали за плоскость стен, что позволяло вести фланговый огонь по противнику. Стены строились с учетом применения артиллерии и имели три яруса для ведения огня. 31.
Еще, та же, западная башня. Мы практически вернулись к Покровской церкви. 32.
Это внутренний двор монастыря, справа - вход в Церковь Покрова. 33.
Вот мы уже и близко к Святым вратам. 34.
Бросим последний взгляд на Зачатьеский собор и весь монастырь в целом. Впечатление у меня остались самые положительные. Кто-то писал, что не дают снимать, охрана неадекватная... Снимать никто не препятствовал. Да, охрана странноватая, слегка похожая то ли на юродивых, то ли держащихся в завязке алкоголиков. Но, никаких неадекватных действия с их стороны я не увидел. Да и вообще, за мной никто не ходил, не приглядывал, я был предоставлен сам себе, что не могло не радовать.) 35.
36.
И, вот он - красавец - Собор Зачатия святой Анны. Глаз не может нарадоваться на эту совершенную и возрожденную красоту. Было слышно стройное пение в церкви Покрова и шум мощных потоков воды, как от водопада. 37.
Выйдя из монастыря я понял в чем дело. С Высокой горы был виден этот мощный рукотворный водопад на Наре, перед её слиянием с Окой. Впоследствии, я выяснил, используя найденные материалы Myserpa (см. по ссылке), что водопад является рукотворной плотиной, возведенной в начале 30-х годов прошлого века для обеспечения водозабора промышленных предприятий Серпухова и защиты города от весенних паводков. А звук у ревущей плотины совсем не техногенный, а полноценный естественный звук природного водопада, который разносится далеко вокруг насыщая торжественным гулом окрестности, дополняя и мои такие богатые впечатления. 38.
39.
Стоя на этой смотровой площадке, я понял почему Сергий Радонежский поставил обитель именно здесь. Отсюда видно всю округу, весь Серпухов. Когда Кремль стоял на Красном холме, его, совершенно определенно, было видно с этого места. Да, и стратегически месторасположение крепости было совершенно безупречно. 40.
Последние взгляды на обитель. 41.
42.
43.
Я был очень доволен.Монастырь оставил массу позитивных впечатлений. Конечно, хотелось бы посетить его исконно древним, бережно сохраненным в веках, со старыми и целыми крестами на могилах святых и героев. Но, ничего не сделаешь - последствия лихих веков и не менее лихих послереволюционных событий не прошли для монастыря без потерь. Оставалось только пожелать ему мужественно и неуклонно возрождаться и смиренно стяжать божественную любовь и Святой Дух! Было пора возвращаться в столицу. Честно говоря, не хотелось уезжать. Так пришелся мне по душе Серпухов. Покидая монастырь по Новомосковской улице, я проезжал по старому городу. Совершенно чудное впечатление. Серпухову удалось сохранить эти старые и древние улицы, хоть и в не отреставрированном виде. Но, поразило, практически полное отсутствие жизни в этой старой части многолюдного и современного города. Только свернув в старом центре направо, я увидел вдалеке современное высотное здание на Борисовском шоссе. Сознание неумолимо возвращало меня в наш обыденный мир, наполненный суетой, страстями и постоянным напряжением. Жизнь продолжалась... Источники: