Всего 50 фото
Петровский путевой дворец безусловно одно из самых примечательных исторических мест Москвы. Петровский подъездной дворец на Тверском тракте (Ленинградский проспект) - путевой дворец на въезде в Москву со стороны Петербурга. Возведён дворец в 1776-1780-х годах по проекту архитектора Матвея Казакова и представляет собой образец русской неоготической архитектуры. Екатерина II отдала приказ на строительство дворца в связи с успешным завершением Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, он служил резиденцией для знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву (отсюда его название «путевой»). Под строительство были выделены пустующие земли, принадлежавшие в те времена Высокопетровскому монастырю.
Отмечу, что этот материал скорее и более визуальный, чем информативный. Мы внимательно осмотрим Петровский путевой дворец, обойдем его вокруг, рассмотрим архитектурные детали, декор. Ряд фотографий покажутся сходными с другими, но это сделано намеренно для того чтобы читатель в подробностях впитал его неповторимый образ. Тем более во второй части этой обзорной фото экскурсии я упомяну и Михаиле Булгакове, поскольку именно здесь Мастер более или менее постоянно работал после перипетий с
ЛИТО и
Торгово-промышленным вестником. Фотографировать Петровский дворец, особенное его общие планы лучше всего тогда, когда отсутствует листва на деревьях - перед вами мартовский фоторепортаж. Как водится, погода в это время неустойчивая, то пойдет снег, то выглянет солнце. Именно поэтому фото «прохладные» по самой своей сути.
В 1770-х годах Екатерина Великая приняла решение о строительстве нового дворца, который использовался бы для непродолжительных остановок на пути из Санкт-Петербурга в Москву. В те времена путешествия монархов подразумевали частые остановки в путевых дворцах. Такие дворцы существовали на пути в Троице-Сергиеву лавру - Тайнинский и Воздвиженский дворы, а также в уездах - в Твери, Торжке, Подольске. Помимо практической пользы, возведение Петровского путевого дворца носило также символический характер и было связно с победой России в русско-турецкой войне и подписанием Кючук-Кайнарджийского мира. Руководство строительством было поручено Василию Баженову, но вскоре передано Матвею Казакову как было и с Царицыно.
02.
Петровский путевой дворец в 1811 году
В июне 1776 года до официальной закладки дворца, состоявшейся в сентябре, Матвей Казаков озаботился поисками хорошего мастера для наружных скульптурных украшений. Благодаря активности главного архитектора, работу удалось завершить в относительно короткие сроки - основные строительные работы были окончены в 1779 году, а внутренняя декоративная отделка в 1783-м. Об оперативности строительства свидетельствуют также проектные рисунки архитектора с изображением дворца в процессе возведения, которые во многих деталях отличаются от реально построенного здания. Согласно сохранившимся планам, дворец должен был иметь больше украшений. Несмотря на эти различия, значительных изменений в оригинальную композицию внесено не было.
03.
Это одно из первых сооружений в «готическом вкусе»- как его понимали на тот момент, а понимали широко: тут и не только готика, но и Турция, и допетровская Россия. Турецкие аллюзии неслучайны: свежа была победа в Русско-Турецкой войне, а Екатерина " «носилась» с «Греческим проектом» отвоевания Константинополя. За два года до закладки Петровского дворца такая романтическая архитектура впервые была явлена во временных увеселительных павильонах торжеств по случаю окончания войны, выстроенных на Ходынском поле В.И. Баженовым и М.Ф. Казаковым.
04.
Общий план Петровского путевого дворца
Успех этой архитектурной бутафории предопределил стилистику и композицию Царицына, а Петровский дворец даже выводит заданную тему на другой уровень. В нем появляется «купол св. Софии» - атрибут ряда зданий появившихся в рамках «Греческого проекта» (в первую очередь храмы: собор Св. Иосифа в Могилеве Н.А. Львова и Софийский собор в Царском Селе Ч. Камерона и И.Е. Старова). «Русскую» тему представляет крыльцо с кувшинообразными столбами и висячими «гирьками». Аналогичные «полустолбы» есть и на углах дворца. Но вообще детали по-барочному причудливы и фантастичны. Дворец окружен оградой с «крепостными» башенками, флигелями и воротами. То есть, перед нами как бы город-крепость, Константинополь-Стамбул.
05.
«Санные гонки в Петровском парке». Неизвестный художник, XIX век.
Екатерина II останавливалась во дворце всего дважды: в 1785 году она провела там четыре дня на пути из Новгорода и десять дней по дороге из Крыма в 1787-м. Существует предание (достоверность которого документально не проверена), согласно которому императрица, пребывая во дворце, отпустила личную свиту и караул, пожелав оставаться «под охраной своего народа». Следствием этого стало массовое стечение людей, едва не спровоцировавшее давку. После Павла I российские монархи использовали Петровский дворец как последнюю остановку на пути на коронацию в Кремле.
06.
Евгений Данилевский: Петровский путевой дворец в XVIII веке.
Земля, на которой начал строиться дворец, прежде принадлежала Петровскому (Высокопетровскому) монастырю. Первое упоминание о этом владении монастыря относится к 1498 году, тогда оно были весьма внушительным по размеру, доходя до границ Всехсвятского села и до современной линии Рижской дороги. Отсюда дворец, а впоследствии и парк вокруг него стали называться Петровским.
07.
Петровский дворец. Фото 1920-1940 годов.
С 4 по 9 сентября 1812 года, уходя из горящей Москвы, во дворце недолго пребывал Наполеон и императорская гвардия, расположившаяся в землянках вокруг. Французские войска не тронули дворец, однако после их ухода из города здание было разграблено местными крестьянами. В 1830 году дворец был переоборудован под холерный карантин. После реконструкции конца 1830-х годов комплекс использовался как загородная резиденция императорской семьи.
08.
Петровский дворец. Начало XX века. П.П. Павлов.
После разграбления 1812 года архитектурные работы во дворце возобновились только при Николае I. В 1826 году архитектором Иван Таманским, назначенным лично императором, был разработан план восстановления дворца, предполагавший масштабные внутренние и наружные работы. Архитектор произвёл реконструкцию по оригинальным планам Казакова. Был значительно преобразован внутренний декор: перекрытия главного зала первого этажа сменили на колонны, лепнина Круглого зала заменена росписью «гризайль», аванзалы украсили композиции из доспехов.
09.
Петровский дворец. Фото 1910-1915 годов.
В 1834-1836 годах планировалась перестройка здания. Московские архитекторы М. Лопыревский и П. Таманский разработали проекты масштабных архитектурных преобразований, которые должны были изменить фасадную часть постройки. Предполагалось стилистически приблизить фасады к английским образцам, сделав их более «готическими», однако эти проекты реализованы не были. В 1836-1837 годах по случаю приезда в Москву императора Николая I во дворце была осуществлена реконструкция парадной лестницы и фасадов, также было начато возведение в парке вокзала, завершившаяся в 1839 году.
Впоследствии вплоть до 1910-х годов преобразования и реставрацию приурочивали к коронациям императоров. Торжественный ужин и бал, устраиваемые в честь восшествия на престол нового монарха, традиционно проходили в Петровском дворце. В преддверии коронации Александра II в окрестностях дворца был выстроен большой царский павильон, окружённый галереями. Между накрытыми для народа столами были установлены фонтаны с мёдом, вином и чаем.
10.
Коронационные торжества. Петровский дворец. Фото 1896 года.
В мае 1896 года в Петровском дворце состоялась коронация Николая II. Несмотря на проливной дождь, народ, желающий увидеть государя, столпился на расстоянии от Брянского вокзала до дворца. У входа был выставлен караул из лейб-гренадеров Екатеринославского полка, императора встречали представители дворянства, духовенства и делегации иностранных государств. По прошествии нескольких дней в ходе раздачи праздничных подарков произошел трагический инцидент, известный как Ходынская катастрофа - массовая давка, в которой погибли 1 379 человек и были покалечены более 900. Во дворцовом храме прошла панихида по погибшим, однако празднества не были остановлены, что вызвало неодобрительную реакцию общественности.
11.
Коронационные торжества. Петровский дворец. Фото 1896 года.
12.
Прохождение лейб-гвардии Кавалергардского полка церемониальным маршем во время парада на Ходынском поле; на втором плане в центре - императорский павильон, справа - Петровский путевой дворец. Фото 1896 года.
Интерьеры Петровского путевого дворца до революции
13.
Вид жилых покоев Петровского путевого дворца.Фото 1896 года.
14.
Вид жилых покоев Петровского путевого дворца.Фото 1896 года.
15.
Вид жилых покоев Петровского путевого дворца.Фото 1896 года.
16.
Вид жилых покоев Петровского путевого дворца.Фото 1896 года.
Во время Первой мировой войны в Петровском дворце, как и в некоторых других, располагался госпиталь, а для облегчения транспортировки раненых во двор провели трамвайные пути. В северо-восточной стороне от дворца долгое время находился хвойный лес, на юго-западе - Ходынское поле, только в 1827 году по проекту Адам Менеласа вокруг дворца был разбит регулярный парк, ставший популярным местом для дневных прогулок. Литературный критик Виссарион Белинский писал: «Во всей Москве и окрестностях нет ничего лучше. Здесь есть все: природа, деревня и город».
17.
Петровский путевой дворец - вид с южного направления
В 1835 году в парке появился деревянный театр в неоклассическом стиле, а в 1837 году также увеселительное заведение «Воксал», в котором в ранние годы выступал Антон Рубинштейн, а также проходил концерт Ференца Листа. В середине XIX века неподалеку появился ресторан «Яр», а в XX веке одноимённое заведение располагалось в близлежащем отеле «Советский».
18.
После февраля 1917 года дворец продолжал находиться в юрисдикции Московского дворцового управления. В марте того же года в нём располагались лазарет, Петровский районный комитет, милиция.
19.
После октября 1917 года дворец находился в ведении городских властей, но в соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 13 июля 1918 года «О конфискации имущества низложенного российского императора и членов бывшего импеpaтopcкoгo дома» он переходит в распоряжение Наркомзема и Наркомпроса, а с декабря 1917 по июнь 1918 года - и Наркомата имуществ Республики. С октября по декабрь 1918-го левое крыло дворца было занято пулемётной командой, кратковременное пребывание которой нанесло зданию значительный урон - были сорваны обои, сломаны перегородки, разрушены уборные. На первом этаже главного корпуса была организована столовая общепита, а подсобные постройки и флигели использовались как её складские помещения.
20.
В июле 1920 года по настоянию наркома просвещения Анатолия Луначарского комплекс передали в ведение главного управления военно-воздушного флота.
21.
В 1923 году во дворец въехала Военно-воздушная академия имени Жуковского (одним из выпускников которой был Юрий Гагарин), она начала комплексное переустройство здания для своих нужд. В главном корпусе дворца вновь открылась столовая, а также были устроены кабинеты администрации и библиотека, левое крыло отдали типографии, правое переоборудовали в лабораторию, во флигелях разместили работников академии.
22.
Если в главных залах первого этажа частично сохранился архитектурный декор, то второй и третий были полностью перепланированы. Например, появилась вентиляционная труба, протянутая через фасад, в левом крыле заменили перекрытия, а в правом появились топливный бак и угольная яма.
23.
Осенью 1941 года в здании базировались штабы авиации дальнего действия и войск ПВО. В послевоенный период в комплексе вновь были размещены корпусы академии имени Николая Жуковского, а название сменилось на Дворец Красной авиации.
24.
Архитектура
Архитектор Матвей Казаков, никогда не выезжавший за пределы России и не посещавший Санкт-Петербурга, сумел создать уникальный архитектурный комплекс, сочетающий черты готического возрождения (факельные колонны у основного фасада) и мотивы средневековой русской архитектуры (известняковой орнамент на кирпичных стенах). Англичанин Уильям Кент создал своеобразный неоготический стиль, в котором декоративные элементы, свойственные архитектуре позднего Средневековья, располагались в соответствии с пропорциями классицизма. Нечто подобное можно наблюдать и Петровском путевом дворце.
25.
Хотя четко обозначенные скатные фронтоны и мансардные окна создают фрагментированный образ, внешний вид унифицирован благодаря большому куполу над ротондой с ярким штукатурным орнаментом в центре комплекса.
26.
Стрельчатые окна в барабане купола центрального Круглого зала, по образцу европейских готических церквей, рассеивают свет и придают всему помещению лёгкость. Вокруг главного зала располагались четыре квадратных аванзала, предназначенных для торжественных церемоний.
27.
Центральный зал дворца. Стороннее рекламное фото отеля petroffpalacehotel
План дворца включал также фланговые крылья с башенками, простирающиеся от основного фасада до низкой полукруглой стреловидной поверхности с двумя сторожевыми башнями у входных ворот. Украшающие служебные корпуса и ограду заднего двора зубчатые башни, придают комплексу сходство как с крепостным сооружениями, так и с боярской усадьбой XVII века.
28.
Хотя дворец выполнен преимущественно в неоготическом стиле, характерном для загородной застройки того времени, как внутренний, так и внешний дизайн испытал сильное влияние барокко, особенно это заметно на примере окна, окружающего купол. Казаков также добавил к прилегающему парку шестигранную башню, напоминающую мусульманский минарет. Подобная стилистическая эклектичность во многом предвосхитила развитие русского стиля в конце XIX века.
29.
Из материалов Экспедиции кремлевского строения известно, что к строительству дворца привлекли значительное число иностранных мастеров, в том числе, лично знакомого с Казаковым австрийского скульптора Иоганна Юста, занимавшегося выполнением наиболее сложных наружных и внутренних декоративных работ. Ему принадлежало скульптурное оформление Круглого зала, коринфские капители, гирлянды и некоторые другие элементы декора. Русские мастера осуществляли земляные работы, а также занимались подручными делами в строительстве - в частности, созданием купола и покрытием его железом.
30.
Иоганн Юст окончил наружные декоративные работы в октябре 1778 года. Недавние исследования реставраторов показали, как именно выглядел современный керамический декор. Купол покрыли белой жестью, для кровель использовали красную черепицу, а для слуховых окон и крыш над лестничными клетками главного зала черепицу, визуально похожую на позолоту.
31.
Наружные стены, также как и гирлянды и рога изобилия, были окрашены суриком с киноварью; карнизы между этажами, наличники и пинакли - в желтовато-розовый цвет, колонны и полуколонны - в насыщенно розовый.
32.
Стены аванзалов, купол Круглого зала и главную лестницу обрамили лепниной. Особенно примечательны гипсовые портреты с изображениями русских князей от Рюрика до Владимира на стенах залов: они выполнены Юстом по образцам аналогичных портретов Федот Шубина для Чесменского дворца в Санкт-Петербурге. Это символически отсылает к победоносным походам русских князей в Византию.
33.
34.
35.
36.
Петровский путевой дворец имеет стилистическую и символическую общность с Ходынским комплексом, также возведенным в честь победы России над Турцией в войне 1768-1774 годов. Элементы дворцового декора символизируют богатство, изобилие, монументальность, нерушимость и величие государства. Пересекающиеся рога изобилия украшали окна главного дворцового фасада. Их использование соответствует интерпретации Нестора Амбодика, предоставляющего наиболее полные сведения о символических смыслах архитектурных элементов того времени:
37.
38.
Дворец упоминается в «Евгении Онегине» Александра Пушкина:
« Вот, окружён своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружён,
Глядел на грозный пламень он.
Прощай свидетель нашей славы,
Петровский замок… »39.
В 1841 году по дороге из Санкт-Петербурга на Кавказ, в Петровском дворце недолго останавливался Михаил Лермонтов. Этот визит оказался его последним посещением Москвы.
Сейчас мы выходим к Ленинградскому проспекту
40.
41.
С юго-западной стороны в Петровском парке находится памятник Николаю Жуковскому - памятник основоположнику гидро- и аэродинамики Николаю Жуковскому. Установлен перед Петровским путевым дворцом, в котором раньше размещалась Военно-воздушная инженерная академия его имени. Открытие состоялось в 1959 году. Авторами проекта являлись скульптор Георгий Нерода и архитектор Исидор Француз.
42.
Монумент выполнен из розового гранита и представляет собой бюст учёного на постаменте с надписью: «Николай Егорович Жуковский 1847-1921». Георгий Нерода начал работу над памятником в 1958 году. Для реализации своей задумки скульптор изучал материалы, документы и фотографии, связанные с жизнью и деятельностью Николая Жуковского. Торжественное открытие монумента состоялось 21 ноября 1959 года.
43.
44.
45.
В настоящее время Петровский дворец входит в черту Москвы, а ближайшая к нему станция метро - «Динамо». С 1997 года дворец находится в ведении администрации города. В 1998-м, по инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова, Дворцу Красной авиации было возвращено прежнее название - Петровский путевой дворец.
46.
По причине многочисленных преобразований сохранились лишь немногие исторические фрагменты: декоративное оформление Круглого зала и четырёх аванзалов, главная лестница, а также некоторые предметы мебели. С 1998 года во дворце проводили реставрационные работы. С 2011 года на втором этаже и флигелях дворца располагается гостиничный комплекс, а первый этаж передан музею. Также дворец является официальным Домом приёмов правительства Москвы.
47.
48.
49.
50.
Во второй части мы продолжим осматривать Петровский путевой дворец и также узнаем, что здесь поделывал автор Мастера и Маргариты. Погода кстати на фото во второй части репортажа будет по-лучше)
Источники:
Вострышев М.И. Москва: все культурные и исторические памятники. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2009.
Зиновьева О. Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы. - 2017.
История. Петровский путевой дворец. Официальный сайт.
Клюшкина И. Петровский дворец в Москве. 1917-1940 гг. (по материалам ГАРФ и ОПИ ГИМ) // Малафеева С. Л. Царские и императорские дворцы.
Кожевников Р. Памятники и монументы Москвы. - М.: Московский рабочий, 1976.Старая Москва. - М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 1997.
Мустафин Дмитрий. Петровский путевой дворец. Dimitry Mustafin.
Нащокина М.В. Петровский дворец и его семантическая интерпретация // Малафеева С.Л. Царские и императорские дворцы. Старая Москва. - М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 1997.
Портал pastvu.com.
Тимофеева Ю.А. Происхождение готического стиля в России // Academy. - 2017.
© Vladimir d’Ar, 2019
Вторая часть. История Петровского парка. Булгаков на работе в Академии имени Жуковског в Петровском дворце.