Выставка "Предивное художество". Иконы из собрания Григория Лепса. Часть 1.

Sep 20, 2018 18:59



Всего 75 фото

В Государственном историческом музее (ГИМ) проходит выставка "Предивное художество". Иконы из собрания Григория Лепса. Выставка во многом неожиданна, хотя бы потому что в ГИМ выставлена коллекция икон певца российской эстрады, композитора и продюсера Григория Лепса. Кстати с его слов специалисты оценивают коллекцию в 25-35 млн. долларов!) Некоторые находят в этом какую-то материальную чрезмерность, провозглашая, - ах, сколько же они зарабатывают!) Но дело совсем в другом - Григорий Лепс выступает в роли коллекционера, человека кто решил поделиться с нами своими сокровищами, и эти сокровиша нам близки по духу. Человек вкладывает заработанные деньги в редкие иконописные работы и открывает это Миру продолжая, а может и возрождая традиции частного собирательства в России. По-моему, все это очень примечательно, достойно уважения и признательности. Историко-художественная ценность этой коллекции определяется не только внушительным количеством икон (их более двухсот) но и в значительной мере высочайшим качеством самих памятников. Собиратель в этом смысле отдает предпочтение сохранности авторского слоя живописи (иконописи) и высокому мастерству исполнения. В коллекции велико количество шедевров миниатюрного письма, произведений подлинных и датированных, образов редкой, а порой и уникальной иконографии. Эту отличительную особенность собрания точно характеризуют слова Н.С. Лескова: "Предивное художество" - определение которое писатель дал  иконописной святыне в рассказе "Запечатленный ангел".

Что касается меня, я давно с самого анонса хотел посетить эту выставку и составить свое личное впечатление. Коллекция любого толка есть отражение личности и внутреннего мира собирателя. Мне же было любопытно в частности, это просто собирательство или Лепс вкладывает иными словами в коллекцию свою душу!? В общем, я очень рад, что был причастен к этому не побоюсь сказать, удивительному событию в культурной жизни как столицы так и нашей страны в целом. В одной из частностей занимала одна мысль, разрешат ли фотографировать в музейном пространстве. К моей великой радости никаких препятствий как это зачастую бывает для зарубежных собраний произведений искусства хозяин коллекции не установил. И мне с большим удовольствием хочется поделиться с вами своими ощущениями и впечатлениями которые ничего не сдерживало и в основном буду выражать через визуальный ряд. В процессе обработки фотографий мы вкладываем в частности и свое ви́дение предмета созерцания поэтому в некотором роде эти великолепные работы что вы увидите приняли долю и моих ощущений, при рассматривании это можно при желании уловить. Верный признак того, что выставка и ее содержание являются удачей - это когда хочется при обработке фото наслаждаться как образами так и самим процессом. В данном случае всё так и было. Отмечу удивительную цельность этой иконописной коллекции и точно такое же общее впечатление. Я еще долго не мог покинуть выставочное пространство, все иконы отсняты и самым тщательным образом отсмотрены, впитаны можно сказать, но экспозиция не отпускала наполняя существо сдержанным золотистым сиянием, ощущением всецелой гармонии и все было мало) Надо сказать, что такое редко со мной происходит. Визуального материала будет много, он предназначен большей частью для тех кто захочет не только пролистать, просмотреть эти иконописные предивные художества, но погрузиться в мир Красоты, Любви и Света.


Специалисты отмечают несомненное достоинство коллекции - ее высокую репрезентативность. Экспозиция знакомит посетителя с иконами мастеров Оружейной палаты и работавших в ее традициях иконописцев XVIII в., с произведениями старообрядческих мастеров Поморья, Москвы, Романово-Борисоглебска, Поволжья, Прибалтики, с работами иконописцев Мстеры и Палеха, а также знаменитых выходцев из этих иконописных сел, работавших в столицах по высочайшим заказам, - М.И. Дикарева, И.С. Чирикова, В.П. Гурьянова.
02.



На выставке продемонстрированы редкие памятники иконописи XVI - начала XX вв. До сих пор эта коллекция была неизвестна широкой публике и никогда не экспонировалась. С выходом в 2012 году фундаментального каталога собрания икон Григория Лепса эта часть его коллекции была по достоинству оценена специалистами и вошла в постоянный научный оборот. Данная выставка призвана впервые познакомить зрителя с большим и ценным собранием, продолжающим традиции частного собирательства в России.

Итак, начнем. Вся информация об иконе, поименование, датировка, автор при возможности, место рождения произведения будут указываться под изображением иконы на фотографии. Если захочется рассмотреть детали - изображение кликабельно - вы войдёте в мой альбом посвященный этой выставке во Фликре где икону можно рассмотреть с увеличением.
03.


Отечество, Деисус, Распятие Христово и избранные святые. Мастерская В.И. Хохлова (?). Начало XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера.

Поражает детальность, изысканность и выразительность письма не только этой иконы но очень и очень многих.
Рассмотрим эту икону поближе фрагментами.
04.


Отечество, Деисус, Распятие Христово и избранные святые. Мастерская В.И. Хохлова (?). Начало XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера. Фрагмент.

05.


Отечество, Деисус, Распятие Христово и избранные святые. Мастерская В.И. Хохлова (?). Начало XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера. Фрагмент.

06.


Отечество, Деисус, Распятие Христово и избранные святые. Мастерская В.И. Хохлова (?). Начало XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера. Фрагмент.

07.


Отечество, Деисус, Распятие Христово и избранные святые. Мастерская В.И. Хохлова (?). Начало XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера. Фрагмент.

08.


Отечество, Деисус, Распятие Христово и избранные святые. Мастерская В.И. Хохлова (?). Начало XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера. Фрагмент.

09.


Предста. Царица. Мастерская Г.О. и М.О. Чириковых. 1907 год. Москва. Дерево, левкас, темпера.

По словам самого Лепса, коллекцию он начал собирать примерно с 2000 года - "с тех пор, как стал зарабатывать". На открытии выставки он вспоминал, что одну из первых икон в собрании он не купил, а обменял на автомобиль, "Audi A8, шестилитровую, с тремя телевизорами и двумя холодильниками. Денег в тот момент не было. Машина стоила 200 тысяч. Я оставил машину и пошел пешком".
10.



В 2012 году он впервые обнародовал свою коллекцию, издав ее каталог, - на тот момент в собрание входили 150 работ. Каталог назывался "Иконы все самые пречудные, письма самого искусного" - это цитата из рассказа Николая Лескова "Запечатленный ангел".
11.


Великомученица Екатерина с четырьмя сценами жития. Палехский мастер. Первая половина XIX века. Дерево, левкас, темпера.

До этого публично выставлялась только одна принадлежащая ему икона - преподобного Сергия Радонежского. Ее тоже показывали в Историческом музее на тематической выставке в 2014 году " Обитель преподобного Сергия". Я подробно в своё время писал об этой эпохальной выставке.
12.



В 2014 году Григорий Лепс в интервью Ксении Собчак на "Дожде" упомянул о своем увлечении - а заодно рассказал, что одну из икон для коллекции подарил ему лично президент Владимир Путин (и даже расписался на ней). Правда, эта икона именно на "сегодняшнюю" выставку не попала.
13.



Все иконы Григорий Лепс хранит дома и говорит, что у них даже нет специальной охраны: "Не потому, что сложно украсть, а потому что сложно продать. Они все учтены [вошли в научный оборот], все знают, что это мои иконы. Куда они их продадут-то? Бог накажет".
14.


О Вспетая Мати. Мстера(?). Первая половина XIX века. Дерево, левкас, темпера.

В Историческом музее говорят, что коллекция представляет большую ценность, - в том числе и потому, что все предметы в ней находятся в очень хорошем состоянии. Особенность коллекции Григория Лепса в том, что он собирает в основном подписные и датированные работы. Так, благодаря его собранию стали известны имена некоторых выдающихся иконописцев конца XIX - начала XX века. "Ничего не было известно об иконописце Иване Дмитриевиче Краузове. Работа [над каталогом коллекции] сподвигла [ученых] к разысканиям, и теперь известно, что он родился в Романове, перебрался в Москву, был старообрядцем-филипповцем, прихожанином Братского двора на Таганке», - рассказала интернет-порталу "Медуза" Елена Юхименко. Так же, по её словам, исследователи заново открыли для себя репрессированного в 1941-м и умершего в тюрьме НКВД мастера Александра Бороздина: в коллекции Лепса есть три его иконы.
15.



Самая дорогая работа в собрании, по его словам Лепса, стоит порядка ста миллионов рублей. В интервью каналу RTVI певец сказал, что собирает коллекцию "для души" и не рассматривает её с инвестиционной точки зрения.
16.


Господь Вседержитель (Спас Оплечный). Первая половина XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера.

С певцом несколько лет работал Лев Вольфсон, специалист по иконам аукционного дома MacDougallʼs. Он помогал Лепсу формировать коллекцию в соответствии с его запросами и покупать предметы для нее на зарубежных аукционах (сам певец с 2013 года находится под санкциями в США, в 2016 году ему также отказали во въезде и в Великобританию).
17.


Девять мучеников Кизических, священномученик Сисиний Кизический и преподобный Марой Сирийский со Святым Алексием Человеком Божиим и мученицей Агафией на Полях. Палехский мастер. Начало XIX века. Дерево, левкас, темпера.

В 2012 году при работе над каталогом Лев Вольфсон в интервью "Комсомольской правде" отмечал художественный вкус Лепса и называл его коллекцию "очень своеобразной": "Он, с одной стороны, любит „тонкое письмо“, многодельное, выдающихся мастеров, с другой стороны - классическую древнерусскую живопись. Еще он любит редкие сюжеты - ему удалось найти несколько уникальных икон, которые вообще существуют в одном экземпляре".
18.


Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому (Образ «Сергиево видение»). Первая четверть XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера.
19.


Богоматерь Неопалимая купина со святителем Иоанном Златоустом и преподобной Пелагией Антиохийской на Полях. Середина XIX века. Палех.

20.


Преподобная Мария Египетская в житии с преподобными Зозимой и Андреем Критскими на Полях. Середина - вторая половина XIX века. Мстера. Дерево, левкас, темпера.

Кроме того, Первый канал в репортаже с выставки рассказал, что с Лепсом сотрудничает арт-консультант Иван Самарин, специалист по русскому искусству из Лондона, в 1990-е работавший в аукционном доме Sothebyʼs. Он также помогает Лепсу приобретать иконы за рубежом. По словам музыканта, в его планах - выкупить в Великобритании образ, "который когда-то вывезли большевики, стоимостью в миллион фунтов".
21.


Крест выносной. Начало XX века. Мстера. Дерево, левкас, темпера, золото.

Немного апокалиптичного. Выставлять работы где-то, кроме Москвы, певец пока не планирует, зато рассказывает, что уже знает, какую из икон "возьмет с собой в могилу": "Очень дорогой предмет, но я пообещал человеку, который мне ее подарил, что я обязательно возьму ее с собой. Главное, чтобы залили потом хорошо бетоном могилу, потому что могут разрыть"...
22.


Святой Благоверный князь Александр Невский. Иконописец А.Д. Бороздин. 1910 год. Москва. Дерево, левкас, темпера.

Что можно добавить. Не стоит икону как таковую представлять как некое "изображение, которому молятся" или просто произведение искусства которым оно конечно же безусловно является. Иконы суть существующие в воображении картины, зримые образы различных процессов, действий, событий, происходящих "в мире богов" и эти мыслимые картины могут найти конкретные воплощения как в текстах, так и изображениях. Икона - это архетипически зримые образы, наделенные благотворным смыслом. Все что в этом мире может быть выражено в Слове (молитве) оказывается причастным к сакральному смыслу. Таким образом икона больше чем изображение, это Путь в мир горний через молитву и веру.
23.



24.



25.


Господь Вседержитель. Иконописец М.И. Дикарев. 1890-е гг. Москва. Дерево, левкас, темпера.

26.


Господь Вседержитель. Иконописец М.И. Дикарев. 1890-е гг. Москва. Дерево, левкас, темпера. Фрагмент.

27.


Спас Великий Архирей на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей. Иконописец И.С. Черков. Конец XIX - начало XX вв. Москва. Дерево, левкас, темпера.

28.



Эта икона Апостола и евангелиста Иоанна Богослова определенно выделяется среди других и чем-то неодолимым привлекает внимание.

На нижнем поле надпись частично утраченная: "... от создания мира в лето 7345, от Христа же 1838 Года месяца Мар[та] ...омъ Кириловымъ...вымъ, проживающим в селе Бол.Мор.". Село Большое Мурашкино расположено в Нижегородской области в 12 км. от родины протопопа Аваакума села Григорьева.
29.


Апостол и евангелист Иоанн Богослов. Мастер Кириллов. 1838 год. Село Большое Мурашкино Нижегородской губернии. Дерево, левкас, темпера.

Иоанн Богослов, Иоанн Зеведеев (др.-евр. "Йоханан") - один из Двенадцати апостолов, единственный из них, умерший естественной смертью. Сын Зеведея (др.-евр. Йоханан Бен-Заведи), также прозванный Богословом, евангелист, брат Апостола Иакова. В Евангелии от Марка вместе с братом прозван Иисусом "Сыном грома" (Воанергес) (3:17). Апостол Иоанн - автор Евангелия, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет.
30.


Апостол и евангелист Иоанн Богослов. Мастер Кириллов. 1838 год. Село Большое Мурашкино Нижегородской губернии. Дерево, левкас, темпера.

Художественно-символически Иоанн Богослов изображается в почтенном возрасте, в красном одеянии, с чернильницей, пером и книгой в руках и в присутствии ангела, часто орла как на фото 33 ниже.
31.


Апостол и евангелист Иоанн Богослов. Мастер Кириллов. 1838 год. Село Большое Мурашкино Нижегородской губернии. Дерево, левкас, темпера. Фрагмент.

32.


Апостол и евангелист Иоанн Богослов. Мастер Кириллов. 1838 год. Село Большое Мурашкино Нижегородской губернии. Дерево, левкас, темпера. Фрагмент.

33.


Апостол и евангелист Иоанн Богослов. Мастер Кириллов. 1838 год. Село Большое Мурашкино Нижегородской губернии. Дерево, левкас, темпера. Фрагмент.

Деисус.
34.


Деисус. Середина - третья четверть XIX века. Мстера. Дерево, левкас, темпера.

На обороте пяти икон сохранились печатные наклейки-ярлыки "Собрание христианских древностей Николая Михайловича Постникова; от руки вписано "№734" - 7 икон-чин. Мстерск. 19 век". Н.М. Постников (ок. 1827-1897 гг.), московский купец, владелец магазина по торговле иконами и церковными вещами, обладатель самой большой коллекции икон в XIX века (около трех тысяч). В 1888 году он издал каталог своего собрания в котором под номером 734 и числится данный семифигурный деисус.
35.


Деисус. Середина - третья четверть XIX века. Мстера. Дерево, левкас, темпера.

36.


Деисус. Середина - третья четверть XIX века. Мстера. Дерево, левкас, темпера.

37.


Деисус. Середина - третья четверть XIX века. Мстера. Дерево, левкас, темпера.

38.


Вход Господень в Иерусалим. Вторая половина XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера.

39.



40.


Моление о чаше. Мстерский мастер (?). Мстерская традиция (?). Дерево, левкас, темпера.

41.


Привязание к столпу. Мстерский мастер (?). Вторая половина XIX века. Дерево, левкас, темпера.

42.


Архангел Михаил со святителем Модестом Иерусалимским, священномучеником Власием Севастийским и мучениками Флором и лавром Иллирийскими. Чудо о Флоре и Лавре. Последняя четверть - конец XIX века. Мстера. Дерево, паволока, левкас, темпера; металл, эмаль.

43.



44.


Преподобный Сергий Радонежский. Конец XIX века. Мстера. Дерево, левкас, темпера.

45.


Богоматерь Утоли мои печали с преподобным Онуфрием Великим и Вонифатием Тарсийским на Полях. Мастерская М.И. Дикарева (?). Последняя четверть - конец XIX века. Москва. Дерево, левкас, темпера.

"Мы следим за работами, потому что температура и внешняя среда (дожди, влага, копоть), безусловно, оказывают на них влияние. Со мной работает специалист, который контролирует сохранность икон. Все, что перед вами, - настоящее, за любую икону могу отвечать, - отмечает музыкант.
46.



47.


Илия Пророк в пустыне. Иконописец В.П. Гурьянов. 1898 год. Москва. Дерево, левкас, темпера, цировка по левкасу.

48.


Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому (Образ «Сергиево видение»). Первая четверть XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера.

49.


Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому (Образ «Сергиево видение»). Первая четверть XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера. Фрагмент.

59.



60.



Икона на фото ниже представляет собой живописный месяцеслов на весь год. Поверхность разделена на восемнадцать горизонтальных ярусов, поделенных пополам вертикальной полосой. Для каждого месяца отведено три  горизонтальных яруса, в половину ширины иконы. Икона написана для старообрдческого обихода, о чем говорит, в частности, изображение Александра Невского под 23 ноября в схиме.
61.


Минея годовая. Вторая половина - конец XIX века. Палех (?). Дерево, левкас, темпера.

Отмечу, что изображения очень малого размера. Здесь ниже два фрагмента с великомучеником Димитрием Солунским...
62.



...и святым великомучеником Георгием Победоносцем.
63.



64.



65.


Сорок мучеников Севастийских. Палехский мастер. Около 1844-1845 гг. Оклад мастер Василий Анисимов Ковалевский. Москва. 1845 год. Дерево, левкас, темпера, металл.

66.


Мученик Трифон с бессребрениками Козьмой и Дамианом Асийскими на Полях. Мстерский мастер. Конец XIX века. Дерево, левкас, темпера.

67.


Зачатие святой Анны. Мстерский мастер. Вторая половина - конец XIX века. Дерево, левкас, темпера.

68.


Троица ветхозаветная. Палехский мастер. Вторая половина - конец XVIII века. Дерево, левкас, темпера.

69.


Троица ветхозаветная. Палехский мастер. Вторая половина - конец XVIII века. Дерево, левкас, темпера. Фрагмент.

70.



71.


Чудо святого Георгия о змии. Мстера. Середина XIX века. Дерево, левкас, темпера.

72.


Минея. Сентябрь. Мстера. Вторая половина - конец XIX века. Дерево, левкас, темпера.

73.


Спас Смоленский. Старообрядческий мастер. Начало - первая половина XIX века. Москва (?). Дерево, левкас, темпера.

74.


Святители Никола, Антипа, великомученик Пантелеимон. Мстерский мастер. Начало XX века. Москва. Дерево, левкас, темпера.

Григорий Лепс прокомментировал во время подготовки экспозиции к выставке: "Я очень доволен тем, как все получилось. Это моя первая выставка, надеюсь, что не последняя. В экспозиции не все работы. Но то, как она выглядит, мне нравится - скромно, аккуратно, со вкусом".
75.



Источники:

Материалы ГИМ к выставке "Предивное художество". Иконы из собрания Григория Лепса.
Интернет-портал "Медуза". Григорий Лепс собрал коллекцию икон ценой в десятки миллионов долларов. Ее впервые можно увидеть в музее. Александра Зеркалева
Портал газеты "Комсомольская правда". Лепс показал свою коллекцию икон стоимостью в десятки миллионов долларов.

© Vladimir d’Ar, 2018

Вторая часть

предивное художество, москва, иконы из собрания григория лепса, григорий лепс, иконы, выставка исторический музей

Previous post Next post
Up