Археологический музей Стамбула. Главное здание. Византия. Христианство. Часть 6.

Feb 16, 2018 14:52



Всего 76 фото

В этой шестой части нашего осмотра Стамбульского Археологического музея мы увидим бо́льшей частью экспонаты связанные с христианским контекстом столицы Византийской империи - Контантинополя. Как мы помним, Стамбул в 1453 году пал под жестким напором турецкого султана Мехмеда II Завоевателя. Конечно право этого самого завоевателя позволило туркам хозяйничать в величайшей городе мира как им захочется. В результате Константинополь был разграблен, множество церквей, уникальных античных сооружений и памятников было уничтожено. Впоследствии этот грустный процесс только непрерывно и обреченно продолжался - те церкви что уцелели были обращены в мечети, в том числе и святыня христианского мира - Айя-София. Но наследие Византийской империи было столь значительным что за столетия завоевателям не удалось полностью стереть следы православной христианской культуры. И хотя множество древних церквей были снесены, многометровый культурный слой позволил по определению законсервировать многие ценнейшие и редкие артефакты. Их мы и видим с вами сейчас в Главном здании Археологического музея Стамбула. Итак, продолжим осмотр музея.

Еще немного светских артефактов найденных в ходе археологических раскопок в Стамбуле.

Элементы конструкций открытой цистерны в пригороде Константинополя Хебдомон (The Hebdomon). Мрамор. V-VI век.
02.



Элементы конструкций открытой цистерны в пригороде Константинополя Хебдомон (The Hebdomon). Мрамор. V-VI век.
03.



Находки из раскопок 50-х годов прошлого столетия дворцов Антиоха (Antiohus) и Лауза (Lausus).
04.



Бюст женщины. Мрамор. II-III век до н.э. Фрагмент облицовочной плиты ротонды. Бодрум. Копия. V век. Римский период. Создана в Византии. Возможно являлся частью коллекции скульптур декорировавший внутренний интерьер ротонды дворца.
05.



Левая нога статуэтки из Древнего Египта. Серо-зеленый камень. XXV-XXVII династия. VII-V вв. до н.э. Элементы скульптур из раскопок, возможно принадлежавших из дворца принцессы Аникии-Юлианы (дочери римского императора Олибрия, родилась около 462 года в Константинополе). III-V вв.
06.



Элемент балюстрады. Мрамор. Первая половина VI века.
07.



Угловой блок с отрывком из поэмы с упоминанием имени Константина Великого. Мрамор. 524-527 гг.
08.



Теперь черед и всего того что связано с христианством в Византийской империи.

Фрагмент арки "с павлином" главного антаблемента церкви. Присутствует отрывок из поэмы с упоминанием имени Константина Великого. Мрамор. 524-527 гг. Вторая часть этой арки (левая сторона) как раз и именно "с павлином" должна была находиться в археологическом парке музея под открытым небом, но мне ее не удалось в этот раз обнаружить. Очевидно всё из-за ремонтных работ фасада музея.
09.



Находки XII-XIII веков.
10.



Дева Мария молящаяся. Изображение на обоих сторонах. Монастырь Георгия Победоносца. Раскопки в Гюльхане в 1921-22 гг. X-XI век.
11.



Монастырь Георгия Победоносца древний. Он был расположен примерно там где сейчас находится султанский дворец Топкапы, парк Гюльхане. Монастырь тогда располагался рядом с арсеналом (что и определило его поименование в честь Георгия Победоносца) и Большим дворцом византийских императоров. Был основан в начале XI века императором Константином IX Мономахом (1042-1055 гг.) который и был похоронен впоследствии на его территории. Монастырь сохранился и работал до самого падения Константинополя в 1453 году. До IV Крестового похода с момента своего строительства, византийский императорский двор совершал ежегодные визиты в монастырь 23 апреля - день памяти святого Георгия...

Рельеф Иконы Девы Марии в молении. Мрамор. Монастырь Георгия Победоносца. Раскопки в Гюльхане в 1921-22 гг. XI век.
12.



Инкрустированная колонна. Фрагменты иконы святой Евфимии. Фрагменты западной арки Никейской церкви. Часть надгробия метрополита Стефана. Мрамор. I век.
13.



Инкрустированная колонна. Церковь Иоанна Крестителя (Prodromos). Мрамор. Первая половина VI века.
14.



Фрагмент облицовки покрытой глазурованной плиткой. Из церкви святого Иоанна Крестителя (Studius). X-XI вв.
15.



Колонна с инкрустациями. Была отделана по всей поверхности колонны аметистом и зеленым стеклом. Мрамор. 524-527 гг.
Раскопки в районе Saraçhane (османский мост через реку в Эдирне). Церковь святого Полиэвкта (Polyektos),
16.



Реконструкция интерьера церкви святого Полиэвкта. Стамбульский археологический музей. Видна схема организации стен нефа: экседры опираются на стены и квадратные пилоны, далее схема аналогичная многим храмам того времени: св. Иоанна в Эфесе, св. Ирины, св. Софии...

Церковь святого Полиэвкта была возведена во здравие принцессы Аникии-Юлианы в 524-527 годах. Это самый ранний пример базилики Константинополя. Здание храма находилось приблизительно в центре византийского города, на середине пути от восточной оконечности мыса Акрополя к Феодосиевым стенам, и на полпути между Золотым рогом и Мраморным морем. Рядом были расположены акведук Валента и колонна Маркиана (Марциана). Перед храмом располагался большой мощеный мрамором атриум. Пол самого храма был приподнят на 5 метров выше уровня земли, сохранились нижние ступени массивной лестницы, ведущей из атриума в нартекс.17.



Две колоссальные фундаментные стены делили храм на три нефа. Сверху на этом основании располагались две пары экседр с изображениями распустивших хвосты павлинов. Расположенные друг напротив друга, полукруглые экседры была обрамлена арками, несущими посвятительную надпись. Фрагменты их сохранились.
18.



Перекрытый арочным сводом подземный ход вел из нартекса в расположенную под алтарем храма сводчатую крипту. В нее также можно было попасть из алтаря по двум лестницам. Алтарь храма был возведен на прямоугольной каменной платформе, выравнивающей перепад рельефа на месте храмовой площадки. Амвон, согласно древней традиции, располагался под куполом в центре храма. Над амвоном возвышался опирающийся на экседры широкий купол, снаружи купол церкви был вызолочен. К 526 году, еще до завершения строительства юстиниановского храма Св. Софии, церковь Св. Полиевкта являлась самой большой и представительной постройкой не только столицы, но и Восточной империи.
19.



Фрагменты фресок из цикла жития святого Франциска Ассизского. Из южного нефа церкви монастыря Akataleptos.
20.



Фрагменты фресок из цикла жития святого Франциска Ассизского. Из южного нефа церкви монастыря Akataleptos.
21.



Фрагменты фресок из цикла жития святого Франциска Ассизского. Из южного нефа церкви монастыря Akataleptos.
22.



Фреска Божья Матерь Kuriotissa.
23.



Мозаичное панно. VI-VII век. Находилась в нише апсиды. Стамбул.
24.



Элементы мозаики. Главный вход в северный фасад ротонды (?). Церковь в монастыре Myrelaion.
25.



Элементы мозаики. Главный вход в северный фасад ротонды (?). Церковь в монастыре Myrelaion.
26.



27.



Икона Богоматери и Спасителя. Раскопки в районе Saraçhane. Икона-портрет апостола. Мрамор. Первая половина VI века.
28.



Находки из раскопок в районе Saraçhane. Первая половина VI века.
29.


30.



Фрагмент саркофага императора Константина Великого. Порфир. IV век.
31.



Саркофаг из захоронения императора в церкви Святых Апостолов. Мрамор. Первая половина IV века - V век.
32.



Церковь Святых Апостолов в Константинополе - уничтоженный в 1461 году православный храм на месте нынешней мечети Фатих в районе Фатих города Стамбул. Был местом упокоения византийских императоров. Ряд святынь и сокровищ храма, похищенных в ходе Четвёртого крестового похода (1204), хранятся в базилике св. Марка в Венеции (Италия).33.



Саркофаг из захоронения императора в церкви Святых Апостолов. Мрамор. Первая половина IV века - V век.34.


35.



Находки в районе Влахерн.
36.



Влахе́рны - северо-западный пригород Константинополя, со времён Юстиниана известный церковью Богородицы, где в 910 году произошло знаменитое явление Богоматери верующим. При расширении городских стен в 627 г. район включён в состав города. Здесь находился императорский дворец, который с 1081 г. стал основной резиденцией монарха. Иоанн VI Кантакузин был коронован в дворцовой церкви. В 1453 г. турки ворвались в Константинополь, пробив стены именно Влахернского квартала.

Фрагмент рельефа всадника. Мрамор. Balat. IV-V вв.
37.



Фрагменты отделки церкви Константина Липса монастыря Константина Липса. Мрамор. X-IX вв. Церковь Константина Липса (патриций и флотоводец) построенная в одноименном монастыре во времена византийского императора Льва VI в 907 году при жизни Липса.
38.



Фрагмент настенной плиты с частью надписи и орнамента из гробницы императора Феодосия. Мрамор. Первая половина XIV века.
39.



Фрагмент оконной решетки. Церковь монастыря Константина Липса. Мрамор. X-IX вв.
40.



Находки при раскопках Церкви монастыря Константина Липса.
41.



Икона святого в воинском облачении. Церковь Константина Липса. X век.
42.



Фрагменты рельефа (from the North Church). 1. Cornice fragment with peacock. 2. Relief fragments of peacock. 3. Relief fragments with bird from aspe. 4. Fragment of eagle figures. Мрамор. Раскопки 1929 and 1966 гг. X век.
43.



Архитектурные фрагменты с бюстом святого. Раскопки в Фетхе. Мрамор. XIV век.
44.



Архитектурные фрагменты с бюстом святого. Раскопки в Фетхе. Мрамор. XIV век.
45.



Фрагменты рельефов. Голова императора. Раскопки в Карие ( монастырь Хора). Мрамор. XIII-XIV вв.
46.



Находки на территории Монастыря Пантократора. Мраморный реликварий. Стеклянный стакан со следами свинцовых красок. Бокал из горного хрусталя. Первая половина XII века.
47.



Монастырь Пантократора (сейчас мечеть Зайрек) представляет собой второй по величине (после собора святой Софии) памятник византийского зодчества, сохранившийся от христианского Константинополя. Начиная с 1118 г. императрица Ирина Комнина строила на этом месте монастырский комплекс (церковь, библиотека, больница) в честь Христа Пантократора. После её смерти в 1124 г. строительство продолжил император Иоанн II, который возвёл к северу церковь в честь иконы Богоматери Милостивой и соединил её (не позднее 1136 г.) с монастырём крытым переходом с часовней Михаила Архангела. Оба венценосных ктитора были погребены в часовне, так же как и император Иоанн V из династии Палеологов.
Фрагменты раскраски оконных стекол. Монастырь Пантократора. Первая половина XII века.
48.



Саркофаг изготовленный по форме человеческой фигуры. Мрамор. Фатих. V-VI вв.
49.


50.



Во времена христианства саркофаги уже делались с отверстием для оттока разложившихся органических масс и вентиляции. В противном случае, газы, выделяемые при разложении, могли разорвать каменный гроб.  И это отверстие - отличительная черта христианского саркофага от античного.
51.


52.


53.



Саркофаг. Свинец. Раскопки в районе Kocamustafapaşa. Стамбул. V-VI вв.
54.


55.



Изображение креста-голгофы на свинцовом саркофаге.
56.



Настенные погребальные плиты. Храм римско-католической церкви, сооружённый в 1325 году.
57.



Настенная надгробная плита английской пары. Мрамор. Arap Camii. 1391 год.
58.



Настенная погребальная плита Преподобного Иоанна. Храм римско-католической церкви, сооружённый в 1325 году монахами доминиканского ордена на месте более ранней часовни Святого Павла 1233 года. Мрамор. 1347 год.
59.


60.



Колокол с Галатской башни. Бронза. XIV век.
61.



Галатская башня.
62.



Гала́тская башня известная ещё в пятом столетии расположена в европейской части Стамбула на высоком холме района Галата. Её видно почти со всех точек центральной части города. Высота башни 61 метр, диаметр - 9 метров, высота над уровнем моря - 140 метров. Башня является одним из символов города.

Надгробные плиты. Arap Camii. Галата.
63.


64.


65.



Архангел Михаил. Настенная плита. Мрамор.
66.



Алтарь с гирляндами. Район Kuruçeşme. Мрамор. II-I вв. до н.э.
67.



Надгробная плита. Монограмма Иисуса Христа в круге с буквами альфа и омега. С посвятительной надписью. Район Kuruçeşme. Мрамор. V-VI вв.
68.


69.



Большой сосуд. Мрамор. Heybeliada.
70.



Правовой документ византийского императора Анастасия I (ок. 430, - 8 или 10 июля 518 г.), регулирующий порядок прохода кораблей через пролив Дарданеллы и прохождение таможни. Мрамор. Абидос. Византийский период. VI век.
71.



72.



В заключении немного о заливе Золотой Рог. Галата кстати справа через пролив.
Так Константинополь изображался в средние века. Картина XIX века.
73.



Звенья цепи, перекрывавшие Золотой Рог. Средние века. Картина. Константинополь. Бухта Золотой Рог. Галата.
Вид с цепью, перекрывающей Золотой Рог в XV столетии. Основано на рисунках Германа Шеделя от 1493 года.
74.



Многим не понятно как же осуществлялась блокировка акватории Золотого Рога. Средневековая гравюра и реконструкции музея открывают нам систему перекрытия Золотого Рога тяжелыми цепями с использованием деревянных поплавков.
75.



76.


Столица Византии - Константинополь в XV веке: считанные годы спустя Константинополю предстоит трагически стать Стамбулом.

По большому счету осмотр Стамбульского Археологического музея нами завершен. За рамками этого материала остались те залы что были закрыты в связи то ли с ремонтом в музее, то ли со сменой экспозиций и возможно с чем-то еще. В заключительной части моего рассказа об этом удивительном музее - Археологический парк Стамбульского музея под открытым небом. Это особая часть музея - артефактов там очень много и примечательных. Это будет скорее медитация на историю Византии. Ну, в общем пока это все.

Источники:

Материалы Стамбульского археологического музея

P.S. Если у читателя появится возможность найти неточности и сообщить мне нужные детали для корректировки материала о Стамбульском археологическом музее буду премного благодарен.

© Vladimir d’Ar, 2018

Часть 1. Археологический музей Стамбула. Музей Народов Древнего Востока. Хетты. Ворота Иштар.
Часть 2. Археологический музей Стамбула. Музей Народов Древнего Востока. Гении-ангелы города Кальху.
Часть 3. Археологический музей Стамбула. Музей Народов Древнего Востока. Древнеегипетская коллекция.
Часть 4. Археологический музей Стамбула. Главное здание. Основная экспозиция. Троя, Эллада.
Часть 5. Археологический музей Стамбула. Главное здание. Римский период. Византия.
Часть 7. Археологический музей Стамбула. Археологический парк под открытым небом.

#византия, главное здание, #археологический музей в стамбуле, христианство, музей, #стамбульский археологический музей, istanbul archaeology museums, стамбульский археологический музей, византия, археологический музей в стамбуле, #istanbul archaeology museums

Previous post Next post
Up