Всего 66 фото
Продолжаем нашу прогулку по Зимнему и Солнечному Царицыно. Её вторая часть будет больше архитектурно-пейзажной. Мы рассмотрим внимательно творения великих архитекторов Василия Баженова и Матвея Казакова, да еще и с разных ракурсов поскольку познать задуманный образ архитектурного творения можно только раглядывая и осмыслимая его буквально со всех сторон.
Напомню, что мы уже были (
в первой части) в парке Царицыно, осмотрели павильоны и строения парка, прошли вдоль Большого Царицынского пруда, побывали у Среднего дворца (Оперного дома), у Виноградных ворот, на Большой поляне за Большим Царицынским дворцом. Теперь же выходим на дворцовую площадь к парадному фасаду Большого дворца и осмотрим его удивительные и затейливые строения. Парковая архитектура Царицыно совершенно по иному воспринимается именно при полной снежной солнечной зиме. Именно это соображение кстати и побудило меня совершить эту прогулку. Так что, вперед!
Прямо перед нами Фигурный мост - визитная карточка Царицыно. Но мы сейчас через него не пойдем, а выйдем на простор - на дворцовую площадь к фасаду Большого дворца.
02.
Дворцовая площадь
03.
Фигурный мост
04.
Рассмотрим этот мост подробней. Фигурный мост (наряду с Фигурными воротами) - самые первые постройки Василия Баженова в усадьбе Царицыно. Его оформление выражало все те архитектурные принципы, которые архитектор использовал при создании царицынского ансамбля. Это уникальное и одно из самых красивых сооружений русского зодчества второй половины XVIII века.
05.
Название «Фигурный» было дано самим Баженовым, тем самым он хотел подчеркнуть праздничность и нарядность своей первой царицынской постройки, созданной в 1776 году.
06.
Фигурный мост служил парадными воротами и входом со стороны прудов. С этого места открывалась прекрасная панорама на дворцовые сооружения, пруды, парк и всё окружающее пространство.
07.
08.
Кавалерские корпуса - условное название трёх сооружений, входящих в комплекс дворцовой застройки Царицынского дворцово-паркового ансамбля. Построены по проектам и под руководством Василия Баженова в ходе создания подмосковной загородной резиденции Екатерины II. Третий Кавалерский корпус возведён в 1776-1779 годах; Второй и Первый Кавалерские корпуса - в 1784-1785 годах.
Здание Второго Кавалерского корпуса имеет необычную форму в виде гармоничного объема с восемью углами, за что ему было дано второе название - Восьмигранник. Второй Кавалерский корпус возводился одновременно с Первым Кавалерским корпусом в 1784-1785 годах, совсем незадолго до увольнения Баженова Екатериной II. Чуть ниже расскажу о нем подробней.
09.
Второй Кавалерский корпус
Хлебный дом. Здание предназначалось для размещения кухонь и хозяйственных служб; возведено в 1784-1785 годах по проекту и под руководством Василия Баженова в ходе строительства подмосковной резиденции императрицы Екатерины II. Название «Хлебный дом» здание получило в XIX веке из-за размещённых на парадных фасадах особых горельефов в виде каравая и солонки. Здание является одной из самых интересных построек Баженова, а также - самым большим сооружением архитектора из сохранившихся в Царицыне и вообще в Москве.10.
Хлебный дом
Галерея с "зубастой" аркой. Эта каменная галерея построена в 1784-1785 годах. Это чисто декоративное сооружение и, скорее всего, автор постройки Василий Баженов хотел с ее помощью визуально соединить два значимых сооружения царицынской усадьбы - Большой дворец и Хлебный дом.
11.
Каменная галерея
Арка соединяет две башенки, украшенные остроугольными верхушками и сердечками, что придает строению праздничный вид (в отличие от Большого дворца и Хлебного дома, имеющих более скромное оформление). За счет этого, композиция, созданная архитектором, напоминает декорацию к сказочному спектаклю. Василий Баженов успел закончить строительство до того, как был разжалован Екатериной II и Каменная галерея с зубастой аркой сохранились до наших дней практически в первоначальном виде.12.
13.
Хлебный дом
Дворцовая площадь Царицыно. Храм Пресвятой Богородицы Живоносный Источник
14.
15.
Мы видим храм посвященный чудесному образу Пресвятой Богородицы Живоносный Источник. Он расположен между Третьим и Вторым Кавалерскими корпусами. Это самое раннее строение в музее-заповеднике и единственная постройка, включенная Василием Баженовым в созданный им архитектурный ансамбль. Посвящение Иконе Божией Матери Живоносный Источник является довольно-таки редким. Этот древний образ почитается за многие чудеса, считается, что икона исцеляет от физических недугов и помогает чаяниям женщин зачать ребенка. Мы еще вернемся к этому храму и осмотрим его более подробно.16.
Большой Царицынский дворец входит в комплекс застройки Царицынского дворцово-паркового ансамбля. Построенный Матвеем Казаковым в 1786-1796 годах на месте разобранных зданий Василия Баженова, дворец стал главной постройкой для несостоявшейся подмосковной резиденции Екатерины II. Выполненный в характерном для Царицына стиле псевдоготики, Большой Царицынский дворец несёт в себе явные черты классицизма и является ярким памятником архитектуры XVIII века. За всю свою историю постройке не нашлось достойного применения, уже в начале XIX века она стала превращаться в живописную руину. Я застал в свое время это довольно обескураживающее, но безусловно романтичное состояние Большого дворца и Царицынского комплекса в целом.
17.
В 2005-2007 годах руинированное здание, от которого оставались лишь внешние стены, было восстановлено в процессе реставрации и реконструкции дворцово-паркового ансамбля. Реконструкция здания подверглась жёсткой критике в СМИ экспертами - реставраторами и архитекторами. В настоящее время дворец используется для размещения экспозиций музея-заповедника «Царицыно», для проведения художественных выставок и концертов.
18.
Новогодняя стильная Царицынская елка 2018.
19.
Каменная галерея (галерея "с зубастой" аркой) с внутреннего двора Хлебного дома.
20.
Хлебный дом. Перед его фасадом можно увидеть памятник великим зодчим Царицынского комплекса - Василию Баженову и Матвею Казакову.
21.
22.
Василий Баженов
23.
Матвей Казаков
24.
Мороз и солнце - день чудесный!...
25.
Большой дворец - вид с юго-востока
26.
Внутренняя территория Хлебного дома.
27.
28.
29.
Большой Царицынский дворец со стороны Большой дворцовой поляны.
30.
Несколько ракурсов Большого Царицынского дворца со стороны Большой поляны.
31.
32.
33.
Большая поляна
34.
35.
36.
37.
38.
Сейчас мы направляемся к Первому Кавалерскому корпусу.
39.
...А справа у нас Хлебный дом.
40.
Строился Первый Кавалерский корпус одновременно со Вторым Кавалерским и имеет с ним общие черты во внешнем декоре: портик, отмеченный изящными кирпичными колоннами, также завершается фронтоном-кокошником со сходным рисунком. Небольшое здание в плане имеет форму квадрата с изъятой со стороны угла трапециевидной частью. Внутри распланированы три небольших помещения с передней. Корпус, вероятно, предназначался для прислуги. В XIX веке за ним закрепилось ещё одно название - Управительский дом. Однако настоящий Управительский дом, разобранный в начале века, находился между Большим дворцом и Хлебным домом.41.
В 1870-х годах здание было приспособлено под дачу и в таком виде эксплуатировалось до Октябрьской революции. В 1918 году его занял только что образованный Совет рабочих депутатов. В 1932 году корпус надстроили двумя этажами, в нём разместился исполком Ленинского района Московской области. В 1950-е-1970-е в здании располагалось музыкальное училище. Реставрационные работы проводились в 1987-1994 годах, надстроенные этажи были разобраны и Первый кавалерский корпус обрёл первоначальный вид. Сейчас в нём размещается дирекция ГМЗ «Царицыно».
42.
Первый Кавалерский корпус - вид с востока
43.
Непосредственно рядом с ним находится Второй Кавалерский корпус. Он построен в 1784-1785 годах. Иногда его называют «Лакейский дом» или «Восьмигранник» по форме планировки. В плане здание представляет собой правильный восьмиугольник; в центре планировки - большой круглый зал, вокруг которого расположены 16 помещений, из них половина - большие квадратные комнаты, остальные - небольшие смежные треугольные. Четыре главных фасада дома ориентированы по сторонам света и оформлены изящными портиками, которые завершаются фантастическими фронтонами-кокошниками с ажурным белокаменным декором. Колонны портиков, сложенные из кирпича с белокаменными вставками, смотрятся нарядными и воздушными; декор фронтонов с композициями из звёзд, трилистников и лучей, вероятно, содержит намёк на масонскую символику. Фронтоны, ориентированные на север и юг, отличаются от западных и восточных по рисунку.
44.
Предполагается, что корпус строился для дворцовой прислуги; в одном из отчётов Баженова здание именуется «Лакейским домом». Однако существует и другая гипотеза: здесь должна была разместиться купальня наподобие римской термы. В центральном зале, вероятно, должен был существовать бассейн. Косвенно на это указывает изображённая в баженовском плане здания лестница, ведущая на крышу - принимать солнечные ванны на крышах купален было модной практикой XVIII века.
45.
В некоторых публикациях XIX века о Царицыне Второй кавалерский корпус упоминается как мыльня или купальня. Возможно, что предназначение здания менялось в ходе работы над царицынским ансамблем. За всю свою историю здание практически не эксплуатировалось, постепенно превращаясь в руину. К началу реставрационных работ от него оставались лишь внешние стены (внутренние были разобраны на стройматериалы в 1930-е годы). Реставрация проводилась в 1985-1994 годах. С 1995 года здесь размещались выставочные залы, а с 2001 года - служебные помещения дирекции ГМЗ «Царицыно».
46.
47.
Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Первоначально на месте храма находилась деревянная церковь «…о пяти главах, крыта чешуёю зеленью, расписана тремя красками, …перед церковью колокольня рубленая, деревянная, расписана красками разными», построенная боярами Стрешневыми как приходская в их имении, носившем тогда название «Чёрная грязь».
48.
Каменный храм был возведён в 1722 году по заказу политического деятеля и учёного, господаря Молдавии (1710-1711 годы) князя Д.К. Кантемира. В 1759-1765 годах по воле Матвея Дмитриевича Кантемира храм был полностью перестроен (архитектор неизвестен). Был построен северный придел во имя великомученика Димитрия Солунского, созданный в память отца. Вскоре храм стал княжеской усыпальницей - в 1771 году в нём погребли князя М.Д. Кантемира, а позднее и его супругу А. Я. Кантемир.49.
В 1775 году для возведения Царицынского дворца Екатерина II выкупила у Кантемиров их имение. Архитектор Василий Баженов при составлении проекта дворцового комплекса сохранил церковь в ансамбле возводимых построек.50.
51.
После создания дворцового ансамбля храм перестраивался в 1883-1885 годах под руководством архитектора П.Н. Лавина: появился южный придел во имя иконы Казанской Божией Матери, была расширена трапезная. Колокольня подверглась существенным изменениям: зафиксированная на баженовских планах небольшой двухъярусной, не выше купола самого храма (тем самым не выделясь по высоте среди окружающих дворцовых построек), она была перестроена в три яруса, став вертикальной доминантой застройки.
52.
53.
Сейчас мы направляемся к Третьему Кавалерскому корпусу и у нас снова в прямой видимости Фигурный мост. Еще пара ракурсов этого удивительного сооружения Василия Баженова.
54.
За более двусотлетнюю историю Фигурный мост не раз ремонтировался, но все проведенные работы не затронули его исторический вид. Это одно из лучших творений Баженова в стиле неоготики в Царицыне.
55.
56.
57.
Третий Кавалерский корпус строился в 1776-1779 годах. Иногда именуется "Дворцом с круглой залой". По своему стилю и оформлению корпус сильно отличается от двух других и близок к Малому дворцу. В баженовских документах упоминается как «Третий дом» - в ряду с Малым и Средним дворцами.
58.
Расположен Третий Кавалерский корпус на живописном холме возле Среднего Царицынского пруда - к нему выходит фасад со скруглёнными углами. С другой стороны у корпуса имеется выступающая часть в виде полуротонды, обращённая к Фигурному мосту. Изящная постройка увенчана башенкой-бельведером.
59.
60.
61.
Особенностью сооружения является планировка, задуманная Баженовым с особой выдумкой. Главным залом корпуса является круглый зал, который одной стороной выявлен снаружи как полуротонда, а другой стороной спрятан в основной объём постройки. Корпус возведён на том самом месте, откуда Екатерина II в летнюю ночь 1775 года любовалась фейерверками на Царицынских прудах.62.
В заключение пара фото "Большого моста через овраг". Большой мост через овраг (Готи́ческий мост) - мост, входящий в комплекс застройки Царицынского дворцово-паркового ансамбля. Это выдающийся памятник архитектуры XVIII века, возведённый в 1778-1784 годах по проекту и под руководством Василия Баженова в ходе строительства подмосковной резиденции императрицы Екатерины II.
63.
Восьмидесятиметровый мост является шедевром отечественного мостового строительства. Он не только самый крупный из сохранившихся мостов XVIII века, но и обладает уникальными художественными особенностями производя впечатление цельности и гармоничности.
64.
Массивность конструкции мастерски декорирована и визуально облегчена. Здесь в полной мере представлен баженовский «театр архитектуры»: утилитарное сооружение оформлено «не по статусу» богато.
65.
Ну, на этом пожалуй мы и закончим прогулку по Зимнему и Солнечному Царицыно. День был действительно чудесный - Мороз и Солнце! Редко такие дни выдаются сейчас. Пусть их будет больше!)
66.
© Vladimir d’Ar, 2018
Первая часть. Царицыно. Мороз и Солнце.