Типография П.П. Рябушинского «Утро России» или Шедевр рационального модерна Франца Шехтеля

Feb 16, 2017 12:45



Всего 48 фото

Как ни странно, но выпустить этот материал меня сподвигла сжатая и скудная информация о том, что именно по адресу - Большой Путинковский переулок, 3 находилась редакция газеты «Рабочий» («Рабочая газета») в которой подвизался репортером Михаил Булгаков, совершавший в начале 1922-го года героические попытки завоевать литературную Москву. Так часто бывает, - начинаешь с одного небольшого эпизода, а заканчиваешь масштабным расследованием, когда перед тобой открываются удивительные затейливые человеческие судьбы, связанные непосредственно с историей нашей страны. В частности прошлое этого замечательного шедевра промышленной архитектуры в стиле модерн в авторстве Франца Шехтеля меня поразила тем, что перед тобой неумолимо проявляется целый пласт тех событий, которые оставалась бы скрытыми и ничему бы не научили. И, типография П.П. Рябушинского «Утро России» всем своим существованием побуждала разобраться в хитросплетениях истории начала XX века, политических предреволюционных, революционных и послереволюционных перипетиях судеб как семейства Рябушинских, так и самого здания этой типографии. Кроме всего прочего, вас здесь ждет небольшой приятный эстетический бонус, чего не ожидаешь от рассказов о возвращенных к жизни промышленных объектах Старой Москвы)

В начале ХХ века возрос интерес к истории России, в частности к старообрядчеству, - так возникло движение за восстановление прав русских староверов. Павел Павлович Рябушинский (1871-1924) - крупный московский финансист и промышленник, либерально настроенный политик, лидер Торгово-промышленного союза активно участвовал в этом движении. Он стремился объединить все старообрядческие течения и включить их борьбу за политическую и религиозную свободу для возрождения "Руси самобытной и независимой" на основе просвещенного старообрядчества. Сам он был глубоко верующим старообрядцем.

На совещании старообрядцев в декабре 1905 г., возник вопрос об издании своей старообрядческой газеты. Она получила название “Народная газета”. Её редактором-издателем стал идеолог старообрядчества Михаил Бриллиантов. Участвовать в её издании имели право только старообрядцы. Газета начала выходить с января 1906 г. и имела еженедельное приложение "Голос старообрядца". Широкой популярностью газета не пользовалась, тираж её не превышал 7,5 тыс. экз. В октябре 1906 г. за критику некоторых царских сановников "Народная газета" была закрыта с формулировкой за "вредное направление".
02.


Павел Павлович Рябушинский

11 декабря 1906 г. П. Рябушинский приступил к изданию газеты "Утро", предназначенной для широкого круга читателей и имеющей тираж до 17 тыс. экз. Разрешение на её издание удалось получить с трудом, и вскоре у газеты возникли ожидаемые конфликты с властями. В январе 1907 г. Московский цензурный комитет привлёк к ответственности редактора "Утра" Н.Е. Попова за публикацию статьи "Пролог русской революции. 9 января 1905". Комитет признал, что статья правдиво отразила подробности кровавой бойни, но посчитал, что она помещена "в целях возбуждения ненависти в читателях к существующему строю и лицам, стоящим во главе правительства". После публикации ряда материалов, намекающих на покровительство со стороны правительства черносотенному Союзу русского народа, газета по распоряжению московского градоначальника была закрыта 10 апреля 1907 г., просуществовав всего 4 месяца. В апреле 1907 г. П. Рябушинский в административном порядке по распоряжению генерал - губернатора высылается из Москвы на том основании, что "газета "Утро", несмотря на сделанные неоднократные предостережения, продолжает держаться противоправительственного направления".

Однако ссылка Рябушинского продолжалась недолго, и в начале сентября 1907 г. он приступает к изданию третьей, получившей наибольшую известность, газеты - "Утро России". В первом номере новой газеты её издатель заявил: "Мы предполагаем создать новый для России тип политическо-культурной газеты, твёрдо веря, что только мощная культурная работа закрепит все наши политические завоевания…"… "Политическая работа должна идти в органической связи с общекультурной и, влияя на неё, черпать в ней основы своей базы, создавая источник высокой сопротивляемости столь многочисленным у нас политическим капризам"".
03.


Открытие типографии "Утро России" стало закономерным ответом Рябушинского П.П. и его единомышленников на закрытие 3 июля 1907 Второй Государственной Думы. По своим политическим убеждениям Рябушинский был сторонником утверждения в России либерально-конституционного строя и перехода власти в руки деловой буржуазии. В 1905 году он вступил в партию "Союза 17-го октября", став членом ее Центрального комитета (из-за разногласий, в 1916 году перешел в партию "Партия мирного обновления"). Павел Рябушинский со своими новыми однопартийцами являлись наиболее радикальными сторонниками буржуазных преобразований, за что получили прозвище "молодых промышленников".

В течение месяца после закрытия Думы, Рябушинский приобрел участок на Страстном бульваре, и без промедлений заказал проект здания у архитектора Шехтеля Ф.О., эскизный проект которого был утвержден 6 июля 1907 года строительным отделением Московской городской управы…Здание Типографии построено на узком участке, входившем в начале XIX века в цепочку усадеб высшего дворянства по линии проезда (принадлежал Новосильцевой Е.А., потом Хованской М.А.), а в 1814 году перешедшем к «ювелирных дел мастеру» Бутурлину К.Г. Известный промышленник и финансист Рябушинский П.П. приобрел участок у потомков Бутурлина в 1907 году, одновременно с утверждением проекта типографии, видимо, составленного заранее.
04.


В правой части кадра видна часть конторского корпуса типографии "Утро России". 1925-1935 гг.
Есть версия, что на фото корпус еще недостроен и, что это 1907-1908 гг.

После окончания строительства он и основал газету «Утро России» - орган партии прогрессистов; картуш с названием газеты помещен в центре высокого аттика над главным фасадом.
05.


Типография "Утро России". 1909 г.

Первые номера газеты увидели свет в 1908 году. Их начали печатать в еще недостроенном производственном здании типографии. Впоследствии потребуется еще два года, чтобы его достроить. Но, главное было достигнуто - партия получила собственный печатный орган и возможность доводить свою позицию до политически активной части населения России. В короткое время "Утро России" стала самым читаемым периодическим изданием.
06.



Всего месяц спустя после выхода первого номера газета "Утро России" была закрыта, так как, по мнению властей, стала "ещё более революционной, чем первая газета Рябушинского" (т.е."Утро"). Возобновилось издание осенью 1909 г. Оно дало возможность предпринимательскому классу открыто заявить об экономических и политических требованиях. Газета стала рупором московской "прогрессистской" буржуазии, она пользовалась спросом и издавалась до своего окончательного закрытия в 1918 г.

В 1913-1914 гг. осуществлена перестройка типографии П.П. Рябушинского «Утро России» (пристройка во дворе по адресу Большой Путинковский переулок, 3) архитектором Заруцким Павлом Александровичем (на фото выше - во дворе конторского корпуса).
07.


Во время войны давление властей на газету усилилось. С 14 февраля 1917 г. она обязана была весь публикуемый материал представлять на просмотр военной цензуре. Это было вызвано тем, что 14 февраля открывалась сессия Государственной Думы и власти были озабочены, чтобы информация о думских дебатах, обещавших стать очень острыми, не стала достоянием широкой гласности.

Февральскую революцию П. Рябушинский принял с воодушевлением и активно включился в политическую деятельность. В июле 1917 г. П. Рябушинский вел с А.Керенским переговоры о вхождении в состав нового правительства представителей буржуазии. На совещании Совета торгово-промышленного союза было принято обращение к Временному правительству, опубликованное в газете "Утро России": "Только радикальный разрыв власти с диктатурой Советов, толкающей на путь разложения, может вывести Россию на путь спасения. Россия погибнет, если этого не произойдет и никакие перестановки министров этому не помогут… Безумно и преступно над телом и душой России делать эксперименты и применять отвлечённые утопии, рождённые в умах людей, живших в подполье".
08.

Павел Павлович Рябушинский

Переговоры П. Рябушинского с А. Керенским не привели к желаемому результату. Обстоятельства заставили предпринимателей искать силу, которая смогла бы остановить беспорядки в стране. От имени 400 участников политического совещания, состоявшегося 8-10 августа 1917 г. в Москве, была послана телеграмма генералу Л. Корнилову следующего содержания: "В грозный час тяжёлого испытания вся мыслящая Россия смотрит на Вас с надеждой и верой. Да поможет Вам Бог в Вашем великом подвиге по воссозданию могучей армии и спасению России". Как известно, "корниловский мятеж" был подавлен, а его зачинщики арестованы. Подвергся аресту и П. Рябушинский, который был, правда, вскоре освобождён благодаря заступничеству С. Смирнова и С. Третьякова, после чего он уехал на лечение в Крым.

Вновь на политической арене П. Рябушинский появляется в октябре 1918 г., приняв участие в совещании лидеров кадетской партии в Крыму, где он от имени предпринимателей предложил сделать ставку на иностранную помощь и призвал кадетов объединить усилия в деле создания твердой русской власти, способной противостоять большевикам. В начале 1919 г. он вошел в состав Совета государственного объединения России как представитель торгово-промышленной группы.

Последние годы жизни П. Рябушинский находился в эмиграции, но рассчитывал вернуться в Россию, надеясь на крах коммунистического режима. В 1920 г. на одном из совещаний представителей российской эмиграции он так изложил причины поражения своего класса: "Многие из нас давно предчувствовали катастрофу, которая теперь потрясает всю Европу, мы понимали роковую неизбежность внутреннего потрясения в России, но мы ошиблись в оценке размаха событий и их глубины и вместе с нами ошибся весь мир, (...) В наступивший момент стихийная волна жизни перекатилась через всех нас, смяла, размела и разбила". 19 июля 1924 г. П. Рябушинский скончался в Камбо-ле-Бен - маленьком курортном городке на юге Франции.

Типография Рябушинского "Утро России"
Теперь, немного специфической архитектурной информации о самой типографии П.П. Рябушинского "Утро России"...
09.



Здание типографии развернуто по территории участка вглубь квартала. Его производственная часть, почти недоступная для обзора с улицы, решена строго функционально. Выходящий на проезд передний конторский корпус известен как одна из лучших работ Франца Шехтеля. Она относится к его зрелому периоду, для которого характерны поиски лаконичного, монументального образа. Здесь в этих целях использована тема производственного назначения здания.
10.



Фасад центрального объема прорезан парой сплошных остекленных арок. Междуэтажные членения внутри них почти не воспринимаются, а на гладко облицованной стене вообще отсутствуют. Эту предельно простую композицию венчает сплошная широкая лента аттика над тонким карнизом. Скругленные углы и глухие боковые стены выделяют центральный объем как ядро общей композиции фасада на фоне более расчлененных крыльев.
11.



Рисунок окон здесь и там почти одинаков, отличаясь лишь размерами, но светлая окраска поперечных членений передает разбивку окон в крыльях на обычные этажи.
12.


Большой Путинковский переулок, 5

Сравнительно скромные симметричные объемы подъезда и въезда во двор выступают перед крыльями, но заглублены между стенками по сторонам участка и центральным объемом здания, что обогащают контрасты фактуры стены, остекления центра и крыльев, линейные контуры наличников.
13.



14.



В 1913-1914 гг. осуществлена перестройка типографии П.П. Рябушинского «Утро России» (пристройка во дворе по адресу Большой Путинковский переулок, 3) архитектором Заруцким Павлом Александровичем.
15.



В 1918-1920 годы в рамках ленинского плана монументальной пропаганды на здании конторского корпуса типографии «Утро России» появился барельеф. На нем изображены заводские трубы и рабочий, толкающий колесо. Надпись под ним гласит: «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят»...
16.


После 1924 года территория типографии была расширена, въездные ворота заложены и оформлены симметрично парадному входу, а окно над ними утратило цельное остекление.

Тогда же, очевидно, были надстроены оба корпуса: типографский - третьим этажом...,
17.



...а, передний - четвертым. Аттик главного фасада был прорезан окнами надстроенного этажа.
18.


1980 - 1995 гг.
В 2000-2001 годах здание было капитально перестроено под культурно-развлекательный комплекс и является одним из самых удачных примеров реконструкции в Москве. В ходе работ была снесена надстройка типографского корпуса и восстановлена надпись «УТРО РОССIИ» на аттике центрального фасада.
19.



Реставрированы керамическая облицовка и остекление здания. Внутренний двор превращен в полноценное общественное пространство, где разместились открытое летнее кафе и небольшая площадка для стоянки автомобилей. Пять уровней культурно-развлекательного центра соединяет панорамный лифт, поднимающим одновременно до 60 человек, сооруженный в стеклянной кубовидной пристройке интересно контрастирующей со старым зданием.
20.



21.



Мы находимся во дворе типографии Рябушинского.  Справа (на фото ниже) - вид конторского шехтелевского корпуса со двора.
22.



23.



24.



Именно здесь, в этом корпусе, с начала марта 1922 года Михаил Булгаков стал сотрудником  газеты  «Рабочий», опубликовав около 30 репортажей и очерков... В советское время до перестроечных времен корпуса типографии занимало издательство «Воениздат».
25.



Поэтажный план цокольного этажа типографии Рябушинского
26.


А теперь, давайте, заглянем в здание конторского корпуса. Конечно, прежней дореволюционной обстановки мы здесь не увидим. Однако, думаю, все равно, любопытно оказаться во внутреннем пространстве шехтелевского шедевра рационального модерна...
27.



Да, и хотелось сразу отметить, что интерьеры сняты давно, лет эдак пять назад на мыльницу, в то время, когда отсюда как раз «съехало» казино «Европа». Специфическая отделка еще сохранялась, так, что имеем это ввиду.
28.



29.



Существовал ли лифт в дореволюцонном здании, мне неизвестно. Этот же вполне себе современный.
30.



Мы сейчас на втором этаже.
31.



32.



33.



34.



Это окна во двор типографии.
35.



36.



37.



Сейчас мы выходим на третий этаж, где нас поджидает приятный и симпатичный обещанный бонус...
38.



Размещенное в проеме одного из шехтелевских окон третьего этажа, нас ожидает витражное чудо!)
39.



Это совершенно потрясающий витраж в духе «рыцарских мотивов»...
40.



Да, «Европа»!)
41.



Четвертый этаж...
42.



И, сюда же, - довольно обычные офисные помещения...
43.



...с видом на Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках...
44.



На фото ниже - вид во двор типографии Рябушинского со второго этажа конторского корпуса. В последнее время здесь находились рестораны Барбадос, Блэк Тай, Зен, Пик-Ап, Оскар Ярд, Шнайдер и кондитерская «Счастье». Используется даже крыша производственного корпуса  бывшей типографии. Возможно кое-кто из этого списка уже покинул территорию культурно-разлекательного комплекса «Типография»)
45.



Справа (смежное здание с конторским корпусом типографии Рябушинского «Утро России»),  - в  Большом Путинковском переулке,7, сохранился пышный четырехэтажный дом с декоративным карнизом, колоннадами в ионическом стиле, появившийся в 1903 году по проекту Константина Бурова, успевшего до революции заполнить центр десятком подобных зданий.
46.



В доме обитали люди, бежавшие из России в 1917 году. При советской власти после ремонта и надстройки тремя этажами в 1949 году отдельные квартиры здесь занимали не бедные люди, известные в Москве, стране и во всем мире. Жил здесь великий дипломат, обязанный своей фамилией деревне Старые Громыки, вблизи города Гомеля Минской губернии - видный советский дипломат Андрей Громыко.
47.


В заключение - прощальный взгляд на «Утро России»...
48.



Источники:

Типография Рябушинского П.П. «УТРО РОССИИ». Архитектура Москвы. Модерн (часть 10). Портал русстрана.рф.
Типография газеты «Утро России». Московские фабрики конца XIX - начала XX века. Портал project36.
Путинки и переулки. В них жили великие люди СССР. Лев Колодный. «Московский комсомолец» №26046 от 20 сентября 2012.

© Vladimir d’Ar, 2017

типография, шехтель, утро россии, типография рябушинского утро россии

Previous post Next post
Up