На самом деле опыт касается только двух вузов - родного ИГХТУ и KIT. Так что, быть может, я обобщаю зря, но, думается, что нет. Дома я вел у студентов лабораторный практикум по физике, а здесь, в Карлсруэ - то же самое по физхимии, точнее, по теоретическим аспектам. Но в Иванове через физико-химический практикум я проходил студентом, так что есть, с чем сравнить. Итак...
В Германии студенты тоже распределяются по "ударным группировкам" (УГ) по два-три человека и тоже сдают коллоквиумы в рамках практикума, но на этом сходства, пожалуй, заканчиваются. Самое главное отличие - преподаватель закреплен не за группой (подргуппой) студентов, а за лабораторной работой. Один преподаватель ведет одну лабораторную у всех студентов по очереди, причем за раз к нему приходит не больше двух УГ. Максимум 4 человека одновременно. В России приходилось одновременно работать с 10 студентами по всем лабораторным в рамках практикума и самому составлять для них расписание: когда какую работу кто выполняет. Здесь в Германии расписание составляет ответственный за курс. Преподавателю оно особенно и не нужно: я знаю, что у меня занятия во вторник по моей теме, а какая именно группа сегодня придет - не важно, все равно студентов я увижу в первый раз. Важно отметить вот что: в один временной отрезок преподаватель ведет только один курс, раз или два раза в неделю часов по пять. А это значит, что педагогическая нагрузка в Германии существенно меньше. И на одного препода приходится меньше студентов. Периодически в российской печати всплывают данные о том, что это не так. Либо врут, либо не учитывают аспирантов и постдоков. Но это не просто грубое приближение, это "удаление", потому что, во-первых, их куда больше, чем профессоров и доцентов, а, во-вторых, они полностью покрывают практику. Профессора этим не занимаются.
Коллоквиумы сдаются не по общим темам, а по темам лабораторных перед их выполнением. В России тоже необходимо проверить готовность, но оценку за это не ставят и коллоквиумом не называют. Отчет в Германии сдается в письменном виде. Обе эти особенности вытекают из привязки преподавателя к лабораторной работе: с ним студенты встречаются один раз. В Иванове лабораторные защищались устно. Это выматывало, но освобождало от внеклассной "проверке тетрадей". Пожалуй, устрная защита и для студентов полезнее, а отчет все равно надо писать в лучшем виде.
Кроме этого, в рамках практикума в Карлсруэ - обязательные доклады, подход к которым самый серьезный. Курирование докладчиков тоже входит в педагогическую нагрузку. Про свой первый блин на этом поприще
я уже писал.
Ну и напоследок, про студентов. Немцы всегда готовы. Чего-то не знают, где-то плавают, но чтобы прийти, не имея понятия о лабораторной - никогда! Не берусь судить, в чем здесь дело - в менталитете или в организации лабораторных. Придешь неготовым - получишь за коллоквиум 4 (низший балл), до выполнения лабораторной тебя не допустят и получишь много проблем. А в России среди еще 10 одногруппников всегда можно отсидеться, почитать методичку прямо на паре, пока товарищей препод опрашивает. Он все равно сразу 10 человек не "окучит", максимум - 6. Однако как бы я не увещевал своих российских студентов, что не допущу (и не допускал бываючи) и что они нерационально тратят свое время, а когда нужен будет зачет, будет поздно - все равно половина готовилась к лабам во время лаб... Так что, пожалуй, менталитет играет роль.