Вчера17/4 апреля 2016 года, в Неделю 5-ю Великого поста, я грешный сподобился впервые увидеть нашего нынешнего Главу Донской митрополии, митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия (Иванова 1964 г.р), который совершил Божественную литургию в храме Воздвижения Креста Господня села Троицкое Неклиновского района (об этом храме я ни раз писал в своих предыдущих рассказах).
Я приехал в храм к восьми утра, мне хватило времени записать имена близких мне людей на обедню, поставить свечи, приложиться к иконам. Службы еще не было и я вышел на улицу. К храму уже подъезжали казаки с кадетами, подходили прихожане и гости прихода узнавшие о предстоящем везите владыки. Погода выдалась хорошая, светило солнце, пели птицы, во всю цвели весенние цветы, что безусловно поднимало всем и без того радостное настроение. Преосвященный приехал, как и планировалось ровно в девять утра, подъезжающую с митрополитом машину, встречал колокольный звон, благочинный и районный глава с цветами. По всему пути следования от места прибытия до храма, казаки с казачатами встречали владыку выстроившись в две шеренги. Я, конечно, видел его ранее, лишь по телевиденью, но сегодня, как говориться, вживую и так близко.
Доброе и вместе с тем почтенно-строгое лицо, черная монашеская мантия, белый клобук с крестом, две панагии, ухоженная, окладистая борода, сосредоточенный взгляд и даже игуменская поступь в каждом шаге выдавали в нем не просто архиерея, а человека облеченного всей полнотой духовной власти, много послужившего церкви и находящемуся в милости у Святейшего Патриарха Кирилла.
В храме меж тем началось пение, встречавшие владыку люди, в том числе и я зашли за ним в храм. Началось архиерейское богослужение, торжественное и завораживающее своей красотой и величием. Я стоял вблизи от преосвященного и когда в течение службы он благословлял молящихся, я ощущал невыразимый прилив духовных сил, даже не побоюсь этого слова, благодать. Да и вообще православными верующими должно особо цениться священническое, а особенно архиерейское благословение. Величайший святой Иоанн Златоуст благословение священных лиц называет оружием духовным, которое делает христианина безопасным со всех сторон. Святой Григорий Двоеслов повествует, что в одном монастыре строили здание. Нужно было поднять очень большой камень. Созвали множество рабочих для этого, но ничего не могли сделать. Тогда позвали на помощь преподобного Венедикта, игумена монастыря, и, как только он, сотворив молитву, дал свое благословение, камень был поднят с такой легкостью, как будто в нем и не было никакой тяжести.
Возможно, некоторые скажут, что такая сила благословения священнического принадлежала только святым, а не обыкновенным грешным пастырям. На это я бы ответил, что, действительно, священники «подобострастны всем человеком» и поэтому-то каждый священнослужитель, совершая Св. Тайны, смиренно молится, чтобы Господь очистил его недостоинство. Поэтому те, кто без веры просит священнического благословения, не получают никогда желаемого. И это бывает не по недостоинству иерея, а по маловерию просящего; ибо каков бы ни был иерей, но он совершает дело Божие, на которое получил в Таинстве Священства благословение свыше, и есть только орудие этой благодати. Об этом же пишет и Святой преподобный Варсонофий Оптинский:"Великое дело - архипастырское благословение. Сам епископ может быть и грешным, как все люди, но его благословение и молитвы могут иметь и имеют великую силу".
Через благословение священническое и, конечно, прежде всего, епископское Господь невидимо посылает всякое добро тем, кто искренне и с усердием просит на «добро» (Иак. 4:3) и с верой принимает его. Святой Игнатий Богоносец писал, что, если кто с пренебрежением относится к священническому благословению, тот есть безбожник и отрекается от Христа, Который поставляет священников.
Мне кажется, важной стороной священнического и архиерейского благословения является так же и духовная правопреемственность, ведь к примеру, преосвященный Меркурий еще в детстве был иподиаконом у пастыря благочестивой жизни Митрополита Псковского и Порховского Иоанна (Разумова 1898-1990гг), который в свою очередь был келейником у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского 1867-1944). Епископскую хиротонию Меркурия в 2000 году в Богоявленкском кафедралном соборе, совершали тогдашний Святейший Патриарх Алексий II (Ридигер 1929-2008), Митрополит Слуцкий и Минский Филарет (Вахромеев) и еще десять самых уважаемых и значимых митрополитов в нашей церкви, духоносность их благословения, по-моему, ни у кого сомнений не вызывает.
Меж тем, служба подошла к концу и митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий обратился к молящимся с архипастырским словом. В котором, мне запомнились слова о том, что если мы увидим, что в нас есть желание властвовать, если увидим внутри своей души желание господствовать над другими, мы должны глубоко и искренне покаяться, потому что в этом стремлении мы никогда не обретем Бога. Только служение другим людям, самоотверженное, искреннее, истовое, несмотря на скорби и лукавства сего мира, способно сделать человека сильным и дать ему те возможности, используя которые, он в состоянии изменить и свой внутренний мир, и мир окружающий.
В конце обращения владыка, сказал, что с особой радостью молился сегодня в Крестовоздвиженском храме - одном из старейших на Дону, за свою историю претерпевшем осквернения и разрушения. Особо запомнились его слова: «Здесь чувствуешь мощь наших предков, их энергию, духовную силу, которую они вкладывали в эти стены. Но через эти стены дышит дух нашего народа, дух нашей веры, дух нашей свободы и дух нашей любви к Богу. Берегите этот храм, приходите в него. Мы такие разные, противоречивые, но всех нас одинаково любит Господь и покрывает Своей милостью».
Я ехал домой и все думал о прошедшем богослужении, о словах митрополита, сколько в них силы, красоты, благости. Как все таки хорошо, что Господь сподобил меня, недостойного, побывать на таком богослужении и тем более в том хаме, где крестили меня и многих моих предков, вся почти двухсотлетняя история которого связана и с историей моего рода. Увидеть такого человека, получить от него благословение … За все Богу слава!
( фото сделанные мной при описуемом событии)
выход из алтаря
сосредоточенность пред архипастырским словом