Четыре года назад, в апреле 2020, прошла новость: австралийские учёные сделали образец эффективного литий-серного аккумулятора и собирались наладить опытный промышленный выпуск. Проблема литий-серных аккумуляторов, по сравнению с обычными литий-ионными (то есть литий-никель-марганец-кобальт-оксидными), в их быстрой деградации из-за сульфатирования электролита. Австралийцы утверждали, что им удалось решить эту проблему и при этом добиться более высокой удельной ёмкости и скорости зарядки. В честь такого интересного достижения я сделал пост на Дёрти.
Что же: три первых комментатора просто высмеяли меня на разные лады, имея в виду, что-де сообщений о разных новых аккумуляторах много, а толку мало. Четвёртый же решил блеснуть умишшей и заявил буквально следующее:
На сегодня только одна характеристика еще может ЗНАЧИТЕЛЬНО меняться. Это цена. Остальные (емкость, циклы) - нет.
С той поры прошло не очень много времени. Китайцы подняли ёмкость аккумуляторов минимум на 40% и грозятся ещё. Так что все предсказатели конца прогресса уже идут лесом.
Но как быть с литий-серными аккумуляторами? Действительно, про них что-то не особо было слышно. Однако необходимо учесть один момент. Такие производители, как CATL или BYD, очень сильно вложились в совершенствование других технологий. Начинать что-то принципиально новое им крайне невыгодно. Австралия же не имеет таких крупных производителей. Тем не менее, я встречал скудные сообщения в прессе, что некие китайские разработчики ставили успешные эксперименты с литий-серными элементами - причём вначале упоминалось сотрудничество с австралийцами, а потом и нет. В частности, испытывали литий-серные батареи на небольших дронах.
А теперича
свежая новость:
Молодая компания Lyten из США разослала производителям автомобильного оборудования из США и ЕС первые серийно выпущенные образцы литий-серных аккумуляторов (Li-S) для оценки их возможностей. Образцы также получила компания Stellantis, которая в мае 2023 года инвестировала в Lyten значительные средства и теперь надеется увидеть отдачу.
...Компания смогла приступить к мелкосерийному производству аккумуляторов ёмкостью 6 А·ч на своей опытной линии в Сан-Хосе, штат Калифорния. Именно эти аккумуляторы в формфакторе «мешочек» были разосланы заинтересованным производителям и компании Stellantis в частности. Литий-серные аккумуляторы в цилиндрическом формфакторе производитель обещает начать выпускать позже в текущем году.
Параллельно опытному производству революционных аккумуляторов компания Lyten проектирует крупномасштабный завод для их выпуска. На сегодняшний день компания Lyten привлекла более $410 млн долларов в виде акционерного капитала, включая деньги от Stellantis и даже $4 млн от Министерства энергетики США. Все они считают разработку Lyten очень и очень перспективной.
Как можно понять, ключевая идея, заложенная в аккумулятор Lyten, та же, что и в более ранних разработках - особая мембрана между катодом и анодом. И эта фирма также выпускает уже опытно-промышленные образцы.
Главное: пока наши досужие знатоки бухтят «этого не может быть, потому что не может быть никогда», люди, у которых имелись «лишние» 410 миллионов долларов, вложились в разработку.
Ведь те, у кого есть много миллионов на венчурные инвестиции, накопили эти миллионы не потому, что бескорыстно раздавали всем деньги, а совсем наоборот. Так что можно надеяться, что и на сей раз траты не уйдут впустую, а вернутся в виде новой прогрессивной технологии. На благо, конечно, инвесторов - но и всего общества тоже.