Leave a comment

sign_2 April 26 2024, 18:28:29 UTC
У какого древнего грузовика страшно скрежетала коробка передач? Зил-130, Газ-53, у обоих?
Зил вроде бы серьезная машина, кажется везде были синхронизаторы на передних ходах. А задний ход как включался? Прямым сдвигом шестерни? Или это у Газ-53 так?
Был ли синхронизатор у Газ на первую скорость?

Reply

gutnikov_yira April 26 2024, 18:54:57 UTC

Насколько я помню, у Газ-53 синхронизаторов не было вообще, переключения были с "двойным выжимом", а у ЗиЛ-130 синхронизаторы были.

Reply

sign_2 April 26 2024, 19:23:48 UTC
Синхронизаторов не было очень давно. Потом синхронизаторы вводились постепенно, начиная с высших скоростей. Самый последний синхронизатор появился на заднем ходу.
У меня есть подозрение, что у Газ-53 без синхронизатора была только первая скорость. У более раннего Газ-51 с синхронизаторами было хуже.

Полюбому надо освежить память. Я лет в 10 перечитал все книжки про автомобили в библиотеке. Инструкции по эксплуатации и ремонту, итд. Щас уже забыл, я уже старенький.

Reply

sign_2 April 27 2024, 05:45:29 UTC
Память освежена! У Газ-53 и Зил-130 очень похожие коробки, как будто их проектировал один инженер.
Газ-53 - 4 передачи, синхронизаторы на 3, 4 передачах.
Зил-130 - 5 передач, синхронизаторы на 2, 3, 4, 5 передачах.

Первая передача и задний ход у обеих коробок включаются не муфтами, и не имеют шестерен постоянного зацепления. Они включаются архаично - сдвигом шестерен по шлицам вала, чтобы зубчатые венцы шестерен сцепились/расцепились. Как у школьного токарного станка ТВ-4.

Поэтому страшный скрежет шестерен неизбежен при вкл заднего хода или первой передачи. Как раз в тот момент, когда продуктовый фургончик маневрирует у совецкого магазина, куда он привез совецкую жратву или хлеб.

Я точно помню последовательность из трех звуков:
1. Пришел шофер, залез в кабину - хлопнул дверью - бум!
2. Завел мотор - визг стартера, переходящий в работу мотора - вж-вж-вж-фыр-фыр-фыр!
3. Включил передачу - знаменитый скрежет шестерен - рррррррррр!

Reply

gutnikov_yira April 27 2024, 07:34:31 UTC

А по теме поста- в российских аэропортах ещё кое-где остаются автобусы АППА-4. Это кабина от Зил-130 (точнее, Зил-130 в модификации седельного тягача), к которой прицеплен длинный автобус, по виду напоминающий сразу все советские автобусы. Внутри был дикий холод зимой, сауна летом, и всегда лёгкий запах резины и бензина. И характерное громкое шипение пневматического привода дверей. И конечно, ряды советских самолётов за большими окнами, на которые я, 10-летний, смотрел с восторгом.

Reply

sign_2 April 27 2024, 07:39:51 UTC
Да! Офигенный аэродромный скотовоз с панорамными окнами.

Reply

sign_2 April 30 2024, 05:26:21 UTC
Я в детстве в 80е летел на каком то грузо-пассажирском монстре (Ил-86?). Из Адлера (или Сочи?) в Москву.
Я точно помню, что в самолет мы шли пешком всей семьей. В свой самолет мы заходили сзади работающих моторов, через ощутимые потоки горячего вонючего воздуха из двигателей, оглушенные от великого шума.

Reply


Leave a comment

Up