У какого древнего грузовика страшно скрежетала коробка передач? Зил-130, Газ-53, у обоих? Зил вроде бы серьезная машина, кажется везде были синхронизаторы на передних ходах. А задний ход как включался? Прямым сдвигом шестерни? Или это у Газ-53 так? Был ли синхронизатор у Газ на первую скорость?
Синхронизаторов не было очень давно. Потом синхронизаторы вводились постепенно, начиная с высших скоростей. Самый последний синхронизатор появился на заднем ходу. У меня есть подозрение, что у Газ-53 без синхронизатора была только первая скорость. У более раннего Газ-51 с синхронизаторами было хуже.
Полюбому надо освежить память. Я лет в 10 перечитал все книжки про автомобили в библиотеке. Инструкции по эксплуатации и ремонту, итд. Щас уже забыл, я уже старенький.
Память освежена! У Газ-53 и Зил-130 очень похожие коробки, как будто их проектировал один инженер. Газ-53 - 4 передачи, синхронизаторы на 3, 4 передачах. Зил-130 - 5 передач, синхронизаторы на 2, 3, 4, 5 передачах.
Первая передача и задний ход у обеих коробок включаются не муфтами, и не имеют шестерен постоянного зацепления. Они включаются архаично - сдвигом шестерен по шлицам вала, чтобы зубчатые венцы шестерен сцепились/расцепились. Как у школьного токарного станка ТВ-4.
Поэтому страшный скрежет шестерен неизбежен при вкл заднего хода или первой передачи. Как раз в тот момент, когда продуктовый фургончик маневрирует у совецкого магазина, куда он привез совецкую жратву или хлеб.
Я точно помню последовательность из трех звуков: 1. Пришел шофер, залез в кабину - хлопнул дверью - бум! 2. Завел мотор - визг стартера, переходящий в работу мотора - вж-вж-вж-фыр-фыр-фыр! 3. Включил передачу - знаменитый скрежет шестерен - рррррррррр!
А по теме поста- в российских аэропортах ещё кое-где остаются автобусы АППА-4. Это кабина от Зил-130 (точнее, Зил-130 в модификации седельного тягача), к которой прицеплен длинный автобус, по виду напоминающий сразу все советские автобусы. Внутри был дикий холод зимой, сауна летом, и всегда лёгкий запах резины и бензина. И характерное громкое шипение пневматического привода дверей. И конечно, ряды советских самолётов за большими окнами, на которые я, 10-летний, смотрел с восторгом.
Я в детстве в 80е летел на каком то грузо-пассажирском монстре (Ил-86?). Из Адлера (или Сочи?) в Москву. Я точно помню, что в самолет мы шли пешком всей семьей. В свой самолет мы заходили сзади работающих моторов, через ощутимые потоки горячего вонючего воздуха из двигателей, оглушенные от великого шума.
Зил вроде бы серьезная машина, кажется везде были синхронизаторы на передних ходах. А задний ход как включался? Прямым сдвигом шестерни? Или это у Газ-53 так?
Был ли синхронизатор у Газ на первую скорость?
Reply
Насколько я помню, у Газ-53 синхронизаторов не было вообще, переключения были с "двойным выжимом", а у ЗиЛ-130 синхронизаторы были.
Reply
У меня есть подозрение, что у Газ-53 без синхронизатора была только первая скорость. У более раннего Газ-51 с синхронизаторами было хуже.
Полюбому надо освежить память. Я лет в 10 перечитал все книжки про автомобили в библиотеке. Инструкции по эксплуатации и ремонту, итд. Щас уже забыл, я уже старенький.
Reply
Газ-53 - 4 передачи, синхронизаторы на 3, 4 передачах.
Зил-130 - 5 передач, синхронизаторы на 2, 3, 4, 5 передачах.
Первая передача и задний ход у обеих коробок включаются не муфтами, и не имеют шестерен постоянного зацепления. Они включаются архаично - сдвигом шестерен по шлицам вала, чтобы зубчатые венцы шестерен сцепились/расцепились. Как у школьного токарного станка ТВ-4.
Поэтому страшный скрежет шестерен неизбежен при вкл заднего хода или первой передачи. Как раз в тот момент, когда продуктовый фургончик маневрирует у совецкого магазина, куда он привез совецкую жратву или хлеб.
Я точно помню последовательность из трех звуков:
1. Пришел шофер, залез в кабину - хлопнул дверью - бум!
2. Завел мотор - визг стартера, переходящий в работу мотора - вж-вж-вж-фыр-фыр-фыр!
3. Включил передачу - знаменитый скрежет шестерен - рррррррррр!
Reply
А по теме поста- в российских аэропортах ещё кое-где остаются автобусы АППА-4. Это кабина от Зил-130 (точнее, Зил-130 в модификации седельного тягача), к которой прицеплен длинный автобус, по виду напоминающий сразу все советские автобусы. Внутри был дикий холод зимой, сауна летом, и всегда лёгкий запах резины и бензина. И характерное громкое шипение пневматического привода дверей. И конечно, ряды советских самолётов за большими окнами, на которые я, 10-летний, смотрел с восторгом.
Reply
Reply
Я точно помню, что в самолет мы шли пешком всей семьей. В свой самолет мы заходили сзади работающих моторов, через ощутимые потоки горячего вонючего воздуха из двигателей, оглушенные от великого шума.
Reply
Leave a comment