Многое в этой статье Бориса Гулько мне кажется спорным, особенно в части исторических параллелей и возможного повторения судеб Рима. Внешнее сходство событий еще не означает точное повторение. Общество и политические движения находятся сейчас на совсем другом уровне, как и вся цивилизация. Тем не менее этот обзор заслуживает внимания и прочтения, как обозначающий ключевые моменты в сегодняшнем развитии Америки
Уже несколько десятилетий мир наблюдает угасание западной цивилизации в Европе. Последние 8 лет, с начала президентства Обамы, этот кризис явно проступил и в Соединённых Штатах. При казавшемся неизбежном приходе к власти Хиллари Клинтон ничто бы не остановило его развития.
Новую динамику создаст неожиданная победа на выборах Трампа. Чтобы оценить шансы страны на выздоровление, имеет смысл сравнить её нынешнее состояние с историей угасания цивилизации, предшествовавшей нашей.
Почему умерла Римская империя? Выдающийся мыслитель и историк Никколо Макиавелли выделил такую причину: «Из всех перемен самой важной была перемена религии, ибо чудесам новой веры противостояла привычка к старой. И от их столкновения возникали среди людей смута и пагубный раздор. Если бы христианская религия являла собой единство, то и неустройства оказалось бы меньше; но вражда между церквами греческой, римской, равеннской, а также между еретическими сектами и католиками многоразличным образом удручала мир».
Христианство в Европе менялось долго и мучительно. От 313 года, когда император Константин издал Медиоланский эдикт, уравнявший в Риме в правах христианство и язычество, и до времени пересекших океан отцов-основателей Соединённых Штатов, создавших на основе Танаха Конституцию и Билль о правах - то, что легло в основу иудеохристианской цивилизации, как она стала зваться недавно, прошло более 14 веков. Миновали дикость Средневековья, инквизиция, долгие религиозные войны, погубившие значительную часть жителей Европы. Произошла реформация, сформировавшая протестантизм - версию христианства, с которой связано создание современных западных государств.
То, что не всякое христианство способно стать достойной базой общества, свидетельствуют печальные истории католичества и православия. Католицизм, малоспособный с его ригидной сексуальной этикой к изменениям, после столетий эксцессов религиозных войн и аутодафе, сегодня тихо отмирает в Европе и сохраняется лишь в Латинской Америке и в Африке. Православие исчезло на большой части территории, завоёванной турками Византии, а в ХХ веке чудовищно провалилось в России. После переворота 1917 года жители этой империи забыли о христианском смирении и со звериной жестокостью принялись уничтожать своих сограждан и свою страну. Они преуспели в этом и создали то, что имеют. Сейчас большой вопрос: окажется ли российское православие в новых условиях способным на возрождение веры и народа.
В современной Америке у значительного сегмента населения происходит процесс, аналогичный древнеримскому, - смена религии. Но движется он в противоположном направлении: теперь отступает христианство, а наступает язычество, сходное с античным.
В Европе христианство отмирает быстрее, чем в США. Там в большинстве стран уже давно церковь посещают лишь 5-10% населения. По недавнему опросу, 38% американцев ответили, что хотя бы раз в неделю ходят в церковь. Социологи делят эту цифру пополам и полагают, что реально она меньше 20%.
Среди божков обживающегося в Америке неоязычества, ещё не обретшего устоявшегося имени и зовущегося то либерализмом, то прогрессивизмом, - глобальное потепление, требующее принесения в жертву этому идолу современной экономики; феминизм, отвергающий традиционные роли полов и желающий видеть во всех проявлениях жизни женщин в роли мужчин; антирасизм, ставший расизмом наоборот, предполагающий предпочтительные права небелым меньшинствам и неравенство разных расовых групп перед законом; а также другие, мелкие, но противные идолы. Среди наиболее разрушительных следствий возвращения в язычество - принятие американским прогрессивным обществом античной сексуальной морали.
О той - в древнем мире - повествует социолог Давид Голдман: «Педерастия глубоко внедрилась в греческую религию и была, прежде всего, культом юности. Даже Зевс не имел иммунитета против неё и похитил прелестного мальчика Ганимеда… По греческой легенде боги превратили Нарцисса в цветок, чтобы наказать его за гордый отказ старым любовникам».
Другое явление античной морали - детоубийство. Аристотель предлагал в своей «Политике» убивать детей с физическими недостатками. Понятно, это было продолжением спартанской практики - сбрасывать в пропасть новорожденных, казавшихся слабыми. Постепенно убийство детей стало общепринятым в Греции. Обычно убивали девочек. Для секса их не очень-то использовали, в солдаты они не годились. Македонский поэт III века до н. э. Посейдиппус из Пеллы писал: «Даже богатые мужчины всегда избавляются от дочерей». Исследование, проведённое в 200 году до н. э. в греческой колонии Милетус, обнаружило у горожан 188 сыновей и только 28 дочерей.
Неудивительно, что постепенно в Греции разразилась тяжёлая демографическая катастрофа. Греческий историк Страбо (63 до н. э. - 21 н. э.) описал Грецию периода захвата её римлянами как «абсолютно покинутую территорию… Римские солдаты расселялись в оставленных домах; Афины населены статуями».
Греческий генерал, позже римский педагог Полибиус (220-146 до н. э.) свидетельствовал, что болезнь депопуляции перекинулась от греков на Рим. Современный исследователь Джон С. Калдвелл пишет: «Литературные источники, надгробные надписи и исследование скелетов показывают падение населения Римской империи, вызванное добровольным контролем над размерами семьи с помощью контрацептивов, убийством и изгнаниями детей». Читая такое, начинаешь понимать, где истоки жутковатой сказки о Мальчике-с-пальчике, которого вместе с его братишками и сестренками родители время от времени уводили в лес на съедение зверям.
Проблема депопуляции Рима решалась его правителями переселением в метрополию народов с окраин и из-за пределов империи. В 376 году римский император Валент разрешил готам, обещавшим пополнить его армию, переправиться через Дунай и расселиться на территории его империи. Но уже в 410 году царь готов Аларих захватил и разграбил Рим.
Это было ещё не разрушение «вечного города», а лишь разграбление. Разрушение совершил в 476 году начальник отряда наёмников-варваров в римской армии Одоакр, низложивший заодно последнего правителя Западной Римской империи Ромула Августа. Следующий тяжёлый удар по этой империи нанесли арабы, захватившие в IХ веке Сицилию и терроризировавшие всю Южную Италию.
Сегодня в Америке мы наблюдаем все явления, о которых читаем в истории умирающего Рима. Американское общество расколото на непримиримые лагеря, как в античности, на язычников и христиан. В последних выборах за Хиллари проголосовали на два миллиона человек больше, чем за Трампа (правда, по данным организации Vote Fraud, не менее трёх миллионов проголосовавших не являются гражданами США и не имели права голосовать, а ещё четыре миллиона - умерли до выборов. Уверен, «приведения» голосовали в основном за Хиллари). Для многих адептов нового язычества поражение демократки стало настоящей трагедией. Из-за массовых истерик отменялись экзамены в колледжах, распускались классы. Рушились старые дружбы, распадались семьи.
Проигравший лагерь составляют большинство чернокожих, свыше двух третей латинос, незамужние женщины, волнующиеся о праве на убийство своих детей, студенческая молодёжь, гомосексуалисты обоих полов, мусульмане, евреи, китайцы. Эта же коалиция дважды приводила к президентству Обаму и имеет большие шансы разрастись и привести через четыре года в Белый дом другую аналогичную фигуру. Я ожидаю, что в 2018 году мы увидим в числе сенаторов Мишель Обаму - очевидного фаворита либеральной коалиции.
Что может сделать президент Трамп, чтобы остановить неоязыческие тенденции, охватившие США? Убийства детей в сегодняшней Америке обычны не менее, чем в античной Греции. Ими являются поздние аборты, и зовётся это «выбор женщин». Младенцы появляются на свет плачущими. Они вполне живы, и живы уже несколько месяцев в матке матери. Убийства детей может сделать незаконным Верховный суд, если Трамп назначит на вакансии в нём, как обещал, консервативных юристов.
Пропаганда гомосексуализма начинается в сегодняшней Америке с детских садов, где детишек учат о естественности однополого секса. Либеральные юристы отменили в нескольких штатах результаты референдумов, признавших браком только союз мужчины и женщины. Консервативные юристы, а также намечающаяся реформа школ, смогут прервать эту проходящую повсеместно гомосексуализацию страны.
Важно обещание Трампа прекратить бесконтрольное перемещение в Штаты жителей государств, лежащих на юг от неё. Понятно, если населением США станут в большом количестве мексиканцы и венесуэльцы, страна станет похожа на Мексику и Венесуэлу.
В Римской империи периода упадка правили албанская династия, позже - германцы. В США президентом уже побывал воспитанный в мусульманской Индонезии полукениец, а главным советником госсекретаря и почти президента уже долгие годы является воспитанная в Саудовской Аравии мусульманка.
Вселяет надежду обещание Трампа предельно ограничить переселение в Америку мусульман. Напомню, такое переселение явилось заключительным этапом уничтожения Древнего Рима.
Сейчас, как во времена античности в Риме, в армию США охотно набирают неграждан страны, привлекая тех перспективами гражданства. Это сулит проблемы. Так, майор-палестинец Нидал Хасан (этот, правда, был рождён эмигрантами уже в США) на базе Форт-Худ в Техасе расстрелял 13 сослуживцев и ранил 30. Либеральный истеблишмент США старается не замечать подобные происшествия. Администрация Обамы признала случившееся в Форт-Худе не терроризмом, а ссорой на работе.
Эмиграционные реформы Трампа должны дать плоды до того, как в Америке возвысится фигура, аналогичная древнеримскому Одоакру.
Судьбоносность проблем, стоящих перед новой администрацией, объясняет, почему сегодня, когда Трамп только готовится вступить в свою должность и подбирает, надо признать, достойную команду, либеральная публика уже заходится в истерике, опасаясь, что её неоязыческая программа будет потеснена и восстановятся традиционные американские ценности, что Трамп выполнит своё обещание «сделать Америку вновь великой».