Отвечает
lady-elberg Яркая личность. Сейчас учится в университете на арабиста. Служила в армии, работала на заводе. Специалист по психологии и системам связи. Пишет прозу и стихи. Очень вдохновляющий журнал для тех, кто склонен к саморазвитию и творчеству.
1. Как ты думаешь - какое из твоих имен (фамилий, прозвищ, имен героев) лучше всего выражает твою суть?
- Прозвища я не люблю, и, вероятно, поэтому они никогда ко мне не «приклеивались». Я всегда очень уважительно относилась к своему имени и не позволяла другим его коверкать. Исключение - очень близкие друзья. Так что, вероятно, именно моё настоящее имя лучше всего выражает мою суть. После приезда в Израиль у меня была соблазнительная мысль сменить имя, но я вовремя одумалась (то есть, у меня есть второе имя - но это другой разговор, это личное). На самом деле, я разделяю верования древних персов. А верили они в то, что имя человека - это судьба. Имя даётся нам при рождении, и имени суждено наложить отпечаток на нашу последующую жизнь. Моё имя в переводе с греческого означает «неумирающая», или «воскресшая». Грех менять такое имя, разве нет?
2. Почему «виртуальная личность», автор ЖЖ, становится частью тебя? Как это происходит? И вообще - в каких ты отношениях с этой «леди Эльберг»?
- У меня довольно-таки интересные отношения с ЖЖ, и у них не менее интересная история.
Я пришла на ЖЖ с другого сайта, Ли.Ру. Точнее, я не пришла, а меня сюда пригласили. Я бы даже сказала, притащили. Моя хорошая френдесса сказала мне, что тут гораздо лучше, чем на Ли. Ру, что публика тут серьёзнее - да и вообще, тут какая-то другая атмосфера. Я завела дневник под ником w-a-t-e (Wate - это имя одной из моих героинь).
Сначала на ЖЖ мне не понравилось. Тут всё было сложнее, чем на Ли.Ру - в плане настроек и не только. Кроме того, публика казалась мне сборищем снобов, которые спят и видят, чтобы повыпендриваться друг перед другом (и в этом что-то определённо есть…). Но потом я притёрлась. У меня появились новые и интересные френды, я с интересом читала ленту друзей и вела разные культурные и не очень споры. Всё шло очень хорошо до лета 2006 года. До того самого лета, когда началась вторая ливанская война. Мои добрые френды, которые до этого были очень вежливыми людьми, разделились на два враждующих лагеря - одни поддерживали сионистов, а другие - террористов. Они показали себя с другой стороны. Причём я и не подозревала, что эта сторона у них есть. Они вели баталии в моём журнале, причём внимания на меня практически не обращали. После войны я посмотрела на журнал и поняла, что тут слишком много грязи, будь то мои мысли о войне или же трёп моих «друзей». После долгих размышлений я удалила журнал и создала другой, под ником tzhfonit. На иврите «цфонит» означает «северянка» (раньше я жила на севере Израиля). Кстати, именно под этим ником я больше всего известна в ЖЖ.
В новом журнале было очень свежо и уютно. Пожалуй, это был первый журнал, которому я начала доверять по-настоящему личные вещи. Тогда я уже забросила бумажные дневники, так как решила, что мне вполне хватает ЖЖ. Именно в этом журнале я пережила все периоды, которые обыкновенно переживает среднестатистический пользователь - «писать на публику», «зачем вообще писать», «не о чем писать», «кто я в ЖЖ» и тому подобное. И в какой-то момент этот журнал стал для меня заколдованным. Я много раз удаляла его, уходила отсюда по разным причинам, а потом всё равно возвращалась. А совсем недавно мне сделали чудесный подарок - купон на переименование. И я из северянки превратилась в леди Эльберг. И так заколдованный журнал меня к себе окончательно приковал.
С леди Эльберг у нас отношения очень тёплые. Мы хорошие подруги, или, если точнее сказать, друзья. Журнал для меня - это место, где я, прежде всего, могу поговорить с самой собой. А также могу пообщаться с умными и интересными людьми (благо я окружила себя подобными). За всё время моего пребывания в ЖЖ граница между мной и леди Эльберг стёрлась практически до конца, и мне самой иногда бывает не по себе при мысли, что в этом журнале так много от меня. С другой стороны, я считаю достижением тот факт, что я превратилась из искусственно созданной виртуальной личности в человека, который ведёт личный журнал в Сети.
3. Тебя часто «находят» руководящие должности. Ты бы хотела руководить сервисом ЖЖ? С чего бы ты начала на этом посту?
- На мой взгляд, руководящие должности никогда никого не находят, их находит человек. Я вообще не верю в то, что работа может найти человека. Человек находит свою работу, он находит свою должность и своё место.
Вообще, это хороший вопрос. У каждого руководителя есть определённые цели и принципы, которыми он руководствуется в своей работе. Для меня главное - это работа с людьми, так что руководство сервером ЖЖ мне рано или поздно наскучило бы. Я из тех людей, которые быстро находят общий язык с другими и хорошо устанавливают контакты. В армии я посвящала много времени созданию особых отношений в коллективе, воспитывала в подчинённых доверие к себе и к другим. Я делала всё для того, чтобы люди чувствовали себя уютно, чтобы они не ощущали какого-то давления со стороны руководящих лиц, чтобы они не боялись говорить о своих ошибках и неудачах, а наоборот приходили ко мне и, признавая свои ошибки, просили помощи. В итоге наш коллектив был очень дружным, все были друг за друга горой и, что тоже немаловажно, делали свою работу на высшем уровне.
Я не поддерживаю руководителей, которые ставят во главу угла принцип «я - начальник, и я всегда прав. Ты должен подчиняться». Руководящая должность обязывает. В первую очередь, она обязывает к процессу самосовершенствования. А ещё - к тому, чтобы, по возможности, учиться у своих подчиненных, чувствовать их и чётко подмечать самые незаметные проблемы. Мне самой всегда везло с руководителями, и я каждый день говорю за это «спасибо», потому что хороший руководитель - это редкость.
У каждого руководителя, конечно же, есть определённые честолюбивые планы. Власть - это приятно вне зависимости от того, что это за власть. Думаю, я бы стала руководить сервисом ЖЖ, если бы руководствовалась именно честолюбием. Правда, на мой взгляд, становиться руководителем сервиса ЖЖ мне рановато, так как я ещё не до конца изучила все тонкости блогосферы. Да и не горю желанием их изучать, если уж говорить честно. А начала бы я с организации различных культурных и образовательных проектов. Кроме того, я продумала бы стратегию продвижения молодых и талантливых писателей, поэтов, фотографов и художников в ЖЖ. Можно было бы устроить какие-либо конкурсы, вероятно, встречи в реальной жизни. Я вижу талантливых людей, проблема которых - в том, что их никто не замечает. В общем, я много тут могу наговорить. Вопрос в том, как ЖЖшная общественность воспримет подобную «Реформацию». Распродажи постоянных эккаунтов гораздо интереснее для общественности, чем чужое творчество…
4. Мне кажется, литература - главное дело твоей жизни. Я, как обычно, ошибаюсь?
- Литература - это дело моей жизни, вне всяких сомнений. Но - главное ли? Я не люблю формулировки «что-то - это главное дело в моей жизни», или «я посвятила свою жизнь тому, что…». Я не только писатель, но и поэт, а также профессиональный музыкант - пианист. Кроме того, я - практик НЛП, консультант по проблемам в рабочем коллективе. Я увлекаюсь скульптурой и лепкой. Очень важную роль в моей жизни играют личные отношения, а также учёба и предстоящая карьера - я будущий историк и востоковед-арабист. Так что главных дел жизни у меня, можно сказать, несколько, и все они важны. Я считаю, что человек должен развиваться всестороннее и уделять внимание разным областями жизни. В пользу литературы я могу сказать, что без неё я своей жизни не представляю. Я самовыражаюсь, в основном, через писательское творчество, и мне будет очень тяжело, если я вдруг перестану писать.
5. Как ты считаешь - автор может неожиданно и сильно изменить свою «манеру письма»? Или «человек - это стиль»?
- Стиль автора должен меняться со временем. Автор должен расти над собой, он должен учиться на своих ошибках, анализировать их, принимать к сведению определённые вещи. Творчество - это движение. Нельзя решить, что вы достигли высшей точки, и сейчас вы пишете идеально. Творчество - это башня, где бесчисленное количество этажей. Каждый этаж - это коридоры, и в каждом из коридоров есть двери. Дверей очень, очень много. И автор должен постепенно открывать их и изучать то, что находится за дверьми. Совершенства не бывает - и это дополнительный стимул к тому, чтобы совершенствоваться. Что может быть приятнее мысли о том, что мы постоянно становимся всё лучше и лучше, и этому нет границ?
6. Можно написать совершенно, ни на одну строчку, не автобиографический роман? Или, опять же, всегда «главный герой - это я»?
- Одна из моих самых любимых френдесс сказала замечательную фразу: «У творческого человека нет ничего личного, потому что всё личное - в том, что он пишет». Или рисует, или фотографирует - не суть. Что бы ни делал человек, он сознательно или подсознательно пропускает это через призму личных переживаний. А творчество - это нечто совершенно особое. Любой писатель пишет, прежде всего, для себя и о себе. Поэтому люди любят говорить, что все писатели - в какой-то мере эгоисты. Подумать только - все их романы и повести написаны о них самих! Как человек должен любить себя, чтобы раз за разом, да ещё так упорно, писать о себе?
7. Автору необходимо общение с читателями, коллегами по ремеслу? Чем может помочь и чем помешать такое общение?
- Прежде всего, автору необходимо общение с читателями. Когда я общаюсь со своими читателями, то понимаю, что написанное мной - это не пустой звук, что это не просто написанные на бумаге слова. Люди делятся мыслями, чувствами и ощущениями, задают вопросы. Когда вам задают вопросы по поводу того, что вы написали, это очень хороший знак. Это значит, что вы написали что-то действительно стоящее. Разумеется, есть разные читатели… но это уже другой вопрос. Общение с читателями может ещё и принести разочарование - такое тоже бывает. У меня это было на первых порах. Это случается, в основном, тогда, когда люди не понимают того, что ты написал. Или, скажем так, не хотят пропустить это через себя. Я всегда очень тонко чувствую подобные вещи, и это чутьё раньше приносило мне очень много страданий. Ещё в общении с читателями порой выходят на свет забавные вещи. Особенно когда читатели спрашивают: «С героем произошло то-то и то-то… вы списали это с себя? У вас тоже было что-то подобное?».
Общение с коллегами по ремеслу тоже необходимо, но это должны быть правильные коллеги. Я делю своих коллег по мастерству на две группы - люди, которые на моей волне, и которые на другой волне. Обычно люди на другой волне на мою волну настроиться не могут (или же не хотят), и поэтому такое общение очень часто оставляет тяжёлое впечатление. Для меня найти людей «моей волны» очень непросто, но они есть. С этими людьми обычно очень легко. С одной стороны, они замечают мелкие недочёты и очень конструктивно критикуют. С другой - они видят совершенно особые вещи, которые вряд ли заметит читатель. Это могут быть какие-то мысли между строк, намёки, интересные слова. И, конечно, с коллегами «моей волны» очень хорошо обсуждать тонкости творческого процесса. На эту тему с нужными людьми я могу говорить бесконечно, и эти разговоры, на мой взгляд, духовно обогащают всех собеседников.
8. При написании книги важнее расчет или вдохновение?
- Я считаю, что хорошая книга не может быть написана по расчёту. Вообще, в жизни ничего хорошего по расчёту не делается. И я не верю во вдохновение, потому что вдохновение - это миф, который придумали ленивые творческие люди для оправдания собственной лени (рассказы про муз - это из той же оперы).
Я верю в писательскую попу, которой писатель должен владеть не менее хорошо, чем словом и темой. А ещё я верю в то, что книга должна быть написана от души. Вероятно, в нашем мире, где правят деньги и холодный расчёт, эта мысль может показаться глупой и наивной, но я продолжаю в это верить. Только написанное душой будет по-настоящему хорошо написано. Проблема современной литературы в том, что она написана рассудком, а не душой. И очень часто она написана по расчёту. Молодым писателям дают очень мало стимулов для того, чтобы писать сердцем и душой, и вряд ли будут давать когда-то. А молодым писателям на первых порах стимулы просто необходимы - когда я начинала писать, меня практически никто не поддерживал, и порой мне приходилось очень тяжело. Поэтому будущее литературы видится мне в тёмных красках.
9. Ты веришь в писательские технологии?
- Существуют приёмы лепки, существуют приёмы плетения из бисера, людей учат рисовать, вышивать, вырезать по дереву. Чем же писательское мастерство отличается от всех остальных видов творчества? Я склоняюсь к мысли, что писательскому творчеству можно научить. Я не верю в талант, я верю в силу человеческого желания и в силу человеческой воли. Если человек захочет научиться писать, то он обязательно научится. Есть чудесная книга авторства Стивена Кинга, человека, которого я считаю Мастером и одним из своих учителей. Она называется «Как писать книги». Тому, что не верит, что можно научить человека писать, я советую почитать эту книгу. Вы узнаете много нового. Да и вообще, советую почитать. Отличная книга.
10. Как ты относишься к рекламе в издательском бизнесе? Можно продавать книги «по-честному», без шумных рекламных кампаний?
- Очень хочется сказать, что я верю в силу слова и чистоту писательских помыслов, а также и в то, что они сильнее рекламы, но это было бы ложью. Реклама нужна всегда и везде. Конечно, было бы гораздо приятнее тонуть в романтических мечтах о том, что книга рано или поздно найдёт своего читателя. Но почему бы не помочь вашей книге, если вы так сильно хотите её опубликовать, донести сказанное до читателей и начать-таки раздавать автографы? В писательском бизнесе творческий процесс и реклама идут рука об руку, и я не думаю, что кто-то будет с этим спорить. Есть что-то неприятное в том, что автору нужно рекламировать самого себя, и я тоже это чувствую. Но, на мой взгляд, это основано на стереотипах. Кто-то из известных людей сказал: «Половину жизни ты работаешь на своё имя, а потом оно работает на тебя». Я согласна с этим утверждением на сто процентов.
11. В чем еще проявляются твои творческие наклонности?
- На мой взгляд, творческий человек - это стиль жизни. Это определённый взгляд на вещи. Так что творческий человек - это в первую очередь творческая личность, а уже потом какой-то определённый вид творчества.
Как я уже говорила выше, я занимаюсь скульптурой и лепкой. Я вяжу, вышиваю, плету из бисера. В последнее время у меня появилась страсть к дизайну. Кроме того, я очень хочу научиться рисовать, а также меня притягивает искусство фотографии. Я вообще очень увлекающийся человек, просто я не люблю браться за всё сразу. Я предпочитаю достичь определённого уровня мастерства в одной области, а потом переключаться на что-то другое.
12. Почему любимой стране прощаешь все (и даже если не прощаешь - все равно в ней остаешься), а нелюбимой - ничего (или все равно избегаешь)?
- Это очень сложный вопрос, но я надеюсь, что у меня получится на него ответить. По крайней мере, я постараюсь ответить на него так, чтобы мысли мои были понятны не только израильтянам, но и всем остальным. Израиль - это совершенно особая страна. У этой страны есть два лица. Одно лицо принадлежит доброму дедушке-еврею, который любит всех и рад всем. Второе лицо - это лицо воинственного сиониста, которому любовь и радость незнакомы вообще. То, какое лицо вам покажет эта страна, зависит от того, как вы будете к ней относиться и будете ли принимать определённые вещи. Для того, чтобы понять израильтян, нужно быть израильтянином - я убеждаюсь в этом практически каждый день. Израильтянин - это понятие, которое заключает в себе очень много. В том числе, и любовь к своей стране, способность прежде всего принимать её такой, какая она есть, а потом уже думать о том, как её улучшить. Я сама по себе сионистка и человек правых взглядов, поэтому мне очень тяжело принимать некоторые вещи. И, тем более, прощать некоторые вещи. Это относится и к проигранной ливанской войне, и к неудачной операции «Литой свинец». На мой взгляд, невозможно просто простить. Нужно прощать, пропуская через себя. Я знаю, что моя страна не идеальна, что правительство моей страны делает ошибки, а люди, живущие в моей стране, порой ведут себя недостойно. Но в мире нет ничего совершенного, и это - лишнее тому подтверждение.
У меня очень сложное и неоднозначное отношение к России, к стране, откуда я приехала. Я не случайно не называю её своей родиной, потому что для меня родина - это не страна, в которой родился человек, а страна, в которой он чувствует себя дома. В России я никогда не чувствовала себя дома. Нет, мне очень редко говорили о том, что я еврейка, и, конечно же, я счастливо избежала конфликтов на этой почве. Просто эта страна меня не принимала. Она выталкивала меня, и я ощущала это почти физически. Меня отвергала страна, меня отвергали люди. Я чувствовала себя так, будто я чужая. В Израиле это ощущение пропало очень быстро. Уже через полгода я чувствовала то, чего в России не чувствовала никогда - я стала частью этого общества.
Одна из особых черт израильтян - это чувство единства. Мы - граждане этой страны, и мы вместе. Войны нашей страны - это наши войны. Радости нашей страны - это наши радости. Это единство всегда поражает людей из других стран. Они говорят: «Какая сила есть у вас, которая постоянно помогает вам быть одной большой семьёй? Откуда вы черпаете столько мужества и противостоите, фактически, всему миру?» Поэтому-то я и говорю - для того, чтобы понять, как мы можем прощать всё своей стране, нужно быть израильтянином. Нужно видеть это изнутри.
Насчёт нелюбимых стран. Если ты подразумеваешь Россию - меня просто-напросто туда не тянет. Я спрашиваю себя - а зачем мне туда ехать? И ответа не нахожу. Вероятно, когда-нибудь я всё же приеду погостить, но на данный момент что-то внутри меня сопротивляется этой поездке…
13. Может человек освободиться от стереотипов своего воспитания и культуры? Если может - стоит ли это делать?
- Я считаю, что одним из наиважнейший дел в жизни человека является освобождение от стереотипов, которые ему кем-то навязаны (а также и от тех, которые он навязал себе сам). Стереотипы пригибают к земле, они замедляют процесс роста над собой. Кроме того, они лишают человека индивидуальности. Недавно я слышала забавное мнение о том, что стереотипы помогают людям находить общий язык. Что же, в этом есть рациональное звено. Правда, лично я с такими людьми общий язык не найду никогда.
Стоит ли это делать? Разумеется, стоит. Но только в том случае, если человек хочет жить своей жизнью и быть собой. За отказ от стереотипов нужно заплатить определённую цену, которая может показаться многим чересчур высокой. Мадемуазель Шанель сказала: «Мне не важно, что вы думаете обо мне, потому что я о вас вообще не думаю». Очень часто за бытие самим собой люди платят одиночеством. Впрочем… нужные люди понимают всё равно. А в жизни по-настоящему важны только по-настоящему нужные люди.
14. Любовь должна быть вечной - иначе это не любовь?
- Евреи говорят: «Нашего Бога нельзя описать фразой «Бог - это…». Нашего Бога можно описать только фразой «Бог - это не…». То же самое для меня - любовь. Она может быть вечной, она может быть длиной в долю секунды. Когда у меня спрашивают, о чём мой роман, я говорю, что он о любви. Тогда мне говорят: «О любви - это слишком поверхностное определение. В мире столько книг, которые написаны о любви!». А я говорю: «Все книги в мире написаны о любви. Они пишутся о любви, они будут написаны о любви. И так будет до тех пор, пока человек не ответит на вопрос «что такое любовь». А на него он не ответит никогда. Потому что любовь - это любовь. А мы - просто-напросто смертные». Любовь никогда себя не повторяет, и для каждого она своя. А вечность… опять же, что такое вечность для простого смертного? Вряд ли мы можем понять, что такое вечность.
15. Можно научиться воспитывать детей на ошибках своих родителей?
- Думаю, что при желании можно, но будет ли это правильным? Мне кажется, все родители подсознательно воспитывают детей на ошибках своих родителей… просто можно по-разному анализировать эти ошибки, делать разные выводы. Лично я бы воспитывала своих детей не на ошибках, которые совершили в процессе моего воспитания родители, а пользовалась бы удачными приёмами, которые они применяли.
16. Как ты думаешь - что помогает человеку изменяться? Как найти для себя нужную мотивацию?
- Человеку не может помочь никто, кроме самого человека. Помнишь? «Спасение утопающих - это дело рук самих утопающих». Я различаю внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внешняя мотивация - это когда ты хочешь измениться либо для того, чтобы оказать впечатление на других, либо чтобы стать как кто-то (по сути дела, это одно и то же). Внутренняя мотивация - это когда ты делаешь что-то прежде всего для того, чтобы измениться внутренне или же изменить своё отношение к какой-либо ситуации. То есть, когда ты хочешь сделать что-то для себя или ради себя. Обычно всякие завистники говорят, что нельзя жить для себя и делать всё, мотивируя это собственными эгоистичными желаниями. Жить для себя нужно, более того - если человек не научится жить для себя, то, на мой взгляд, он не сможет научиться жить и для других.
17. Тебе знаком «кризис достижения цели»? Что помогает находиться в гармонии со своими целями?
- Давным-давно у меня не получилось поступить в российский ВУЗ. Я шла к этому, рвала когти и прогрызала себе дорогу зубами, а потом всё развалилось, как карточный домик. Мне было шестнадцать лет, я была соплячкой с красным дипломом и честолюбивыми мечтами о ВУЗе, и мне даже в голову не могло придти, что меня, такую неподражаемую, не возьмут в этот ВУЗ. Для меня это был крах инженера Гарина, по-другому и не скажешь. Я не привыкла проигрывать. И я не умела проигрывать. И теперь не умею, но учусь.
Я считаю, что причины всех неудач кроются в человеке. Если у вас что-то не получилось - сядьте в любимое кресло, закурите и проанализируйте ваш путь. Один раз, второй раз. И так далее. Пока вы не найдёте свою ошибку - а ошибка обязательно найдётся. После того, как вы нашли ошибку, вы можете начать сначала. Именно так сделала я. Только уже не в России, а в Израиле. Мои размышления открыли мне глаза на многое - к примеру, я пришла к выводу, что на самом деле отнюдь не хочу быть врачом, и что это было внушено мне бабушкой и мамой. Я думаю, что это самое действенное средство в борьбе с «кризисами цели» - проанализировать свою цель. Может, она уже устарела? А нужно ли вам это делать? Зачем? Для чего? Может, в сложившихся обстоятельствах вы могли бы от этой цели отказаться? Очень часто хотя бы на один вопрос «нужно ли» вы получите отрицательный ответ. Потому что кризис цели редко приходит просто так.
Ко второй части вопроса - гармония со своими целями. Во-первых, нужно выбирать достойные цели. Бенджамин Франклин действовал следующим образом. Он предлагал сначала выбрать жизненные приоритеты - то, ради чего мы живём. Любовь, деньги, работа и т.п. Потом он говорил о выборе достойной цели. Затем к достойной цели предлагалось написать генеральный план. Далее следовал план долгосрочный, потом - краткосрочный, и, наконец, план на день. Всё выглядит довольно-таки просто. И, разумеется, действует. Если кто-то не верит - пусть почитает биографию Бенджамина Франклина и поинтересуется тем, чего этот человек успел достичь за свою жизнь. Для того, чтобы быть в гармонии со своими целями, их надо регулярно пересматривать. И, вероятно, дописывать что-нибудь новенькое. Я обычно пересматриваю раз в два-три месяца. А Достойную Цель - раз в год.
18. Ты бы хотела, закончив обучение, заниматься наукой?
- Вне всяких сомнений. Я не понаслышке знаю, что такое физическая работа. Я мыла посуду в кибуцной столовой за пять шекелей в час, я работала на заводе, я была горничной и официанткой в отеле. Увы, я не из тех бравых представительниц прекрасного пола, которые могут остановить на скаку коня, и я не могу похвастаться голосом Ричарда Львиное Сердце, от крика которого приседали даже кони. Я маленькая и слабая женщина, и здоровье у меня тоже не такое уж и хорошее. На мой взгляд, женщине вообще не желательно работать физически - это дурно влияет на её женственность (если вы не видели «женщин», которые работают на заводах и в отелях, то вам исключительно повезло). Кроме того, наука у меня в генах. Я всегда мечтала о работе, которая позволит мне зарабатывать деньги не физическим трудом, а умственным. На данный момент наилучшим вариантом для себя я считаю продолжение учёбы и кафедру. Хотя профиль журналиста-арабиста меня тоже вполне устроил бы. Но об этом, конечно, говорить ещё рано.
19. Ты можешь себе представить «ленивое счастье», без постоянного труда и преодоления себя?
- Меня воспитывали в духе «для того, чтобы что-то получить, нужно немного попотеть», и я с этим согласна на все сто процентов. Бывает ли ленивое счастье? Думаю, что бывает. Дело в том, что счастье для каждого своё. Если мы говорим об ощущении счастья как таковом - конечно, может, потому что такое счастье обыкновенно в мелочах, и свойственно оно людям, которые умеют видеть эти самые мелочи и находить в них счастье. У такого счастья немного пассивный характер, достаточно уметь радоваться мелочам. Если мы будем говорить о других вещах, как, к примеру, любовь и отношения, то не может. Отношения нужно строить, а отношения строятся не только на цветах, любви, ахах и вздохах. Отношения - это решения, компромиссы, кризисы, ошибки, поражения, удачи и победы. Невозможно получить счастливые и крепкие отношения, не приложив определённых усилий. То же самое относится, предположим, к карьере и к деньгам. На мой взгляд, карьера, отношения и деньги - это неотъемлемые критерии счастья. А вообще - я уверена в том, что основа счастья находится где-то в душе, на очень личном уровне. Это тоже можно назвать ленивым счастьем, просто нужно найти это в себе. Без этого элемента человек никогда не будет по-настоящему счастлив, даже если сбудутся все его мечты.
20. Мир можно спасти?
- Я позволю себе ответить на этот вопрос историей, которую в первой половине восьмого века поведал нам господин по имени Малек Ибн Дайнар.
«Я увидел монаха на горе, подошёл к нему и сказал: «Монах, научи меня, расскажи мне - как я могу отречься от этого мира?». Монах спросил: «Есть ли у тебя Коран?». «Да», ответил я. «Но я хотел бы услышать что-нибудь и от тебя». Монах сказал: «Я люблю обращаться к книгам. Однажды я был в одном монастыре, взял одну из книг и открыл её. Вот что я прочитал: «Человек! Зачем тебе знать то, чего ты не знаешь, если ты не пользуешься даже тем, что тебе известно?».