Российская экономика не готова к новой фазе глобального кризиса. Сдувание пузыря на рынке сырья и обвал цен на нефть при отсутствии адекватных мер со стороны руководства страны ускорят деградацию нашей экономики.
На пути к хаосу
Мировая экономика под грузом накопленных структурных дисбалансов медленно, но верно сползает в новую фазу глобального кризиса. Это скольжение не в силах оттянуть ни масштабная эмиссия со стороны Федеральной резервной системы (ФРС) США и Европейского центробанка (ЕЦБ), контролируемых финансовой олигархией, ни хаотизация Ближнего Востока, ни провоцирование нестабильности на финансовых рынках с целью сдувания пузырей на товарно-сырьевых биржах.
Коренная причина не прекращающегося уже который год спада в мировой экономике всем понятна. По различным оценкам, размер глобального рынка деривативов (производных финансовых инструментов) варьируется от 850 триллионов до 1,5 квадриллиона долларов, что в 15-25 раз превышает размер мировой экономики.
При этом сами спекулянты, которые уже долгие годы смотрят сквозь розовые очки и наотрез отказываются воспринимать любую негативную информацию о разрастании кризисных явлений в мировой экономике и международной валютно-финансовой системе «долларового империализма», начинают осознавать масштабы бедствий в дышащей на ладан «экономике казино», принимая при этом позу испуганного страуса. С помощью беспрецедентной за всю историю статистических наблюдений эмиссионной накачки финансовых рынков и монетизации сначала корпоративных, а затем государственных долгов финансовой олигархии удалось предотвратить развал этой глобальной пирамиды.
За период с середины 2008 по 2011 год размер активов ФРС США, ЕЦБ, Банка Англии, Банка Японии (отражающий совокупный объём эмиссии) увеличился в 2,5-3 раза. Это позволило переложить убытки финансовых спекулянтов и международных банков, являющихся краеугольным звеном глобального управляющего класса, на плечи рядовых граждан. Именно этим во многом объясняется скачок за последние 4 года величины государственного долга США с 65 до 106% ВВП, ЕС - с 65 до 87,2%, а Японии - со 167 до 220%.
При этом с фундаментальной точки зрения ситуация выглядит просто удручающе. Еврозона уже сейчас находится в состоянии усиливающейся рецессии, экономика и промышленность Китая испытывают сильнейшее охлаждение с 2008 года, а экономика США держится на плаву только благодаря беспрецедентному бюджетному дефициту (9-13% ВВП) и статистическим манипуляциям с оценкой инфляции и безработицы.
Даже недавняя приостановка печатного станка практически не повлияла на ситуацию в реальном секторе США, а лишь помогла снять розовые очки с глаз спекулянтов. Опубликованные на днях данные лишь подтвердили, что наращивание эмиссии со стороны ФРС и ЕЦБ и заливание дешёвой ликвидностью финансовых рынков не только не позволяет разрешить глубинных причин кризиса, но лишь загоняет их вглубь экономического организма и возводит на качественно новый, более высокий уровень.
Об этом говорят и текущие индикаторы, используемые для краткосрочных прогнозов: запасы нефти, отражающие соотношение её производства и потребления, объём производства в реальном секторе, индексы деловой, производственной и потребительской уверенности, уровень безработицы, темпы инфляции, данные по корпоративным прибылям, ценам на недвижимость и т.д.
Не случайно даже Всемирный банк и ООН, которые наряду с МВФ и ВТО являются инструментами продвижения геоэкономических интересов США и транснационального капитала, в своих последних отчётах в качестве главного риска для мировой экономики и уровня жизни подавляющей части населения планеты называют необоснованно высокие цены на сырьё и продовольствие. Их вздувают финансовые спекулянты, скупающие эти ресурсы, чтобы обезопасить свои деньги, вырученные с помощью деривативов. Они на корню душат все и без того крайне робкие и непоследовательные попытки вырваться из приближающегося кризиса.
Неадекватность реакции
А что тем временем происходит у нас в стране? Совершенно очевидно, что российская экономика - ни финансовая система, ни банковский сектор, ни промышленность, ни аграрный комплекс, ни бюджетная система - не готова к разрастанию кризисных явлений в мировой экономике. Она даже не готова к снижению цен на нефть ниже 90 долларов за баррель на сколько-нибудь продолжительный промежуток времени. Если в I квартале 2008 года ненефтяной дефицит федерального бюджета не превышал 2% ВВП, то в январе - марте текущего года он составил около 12% ВВП.
То есть экономика трубы загнивает даже на фоне высоких цен на нефть. Если в первой половине 2008 года при ценах на нефть выше 100 долларов за баррель российская экономика росла на 6,5-7%, а прирост обрабатывающих отраслей составлял 8,5%, то с января 2010-го по апрель 2012 года на фоне 40-процентного роста цен на нефть (до 126 долларов за баррель) темпы роста в обрабатывающей промышленности рухнули с 8,2 до 1,3%, а прирост ВВП оставался на отметке в 4,3%. Более того, в марте-апреле текущего года Росстат и Министерство экономического развития зафиксировали снижение ВВП и выпуска продукции в промышленном секторе, что означает скатывание российской экономики в рецессию.
Широко разрекламированный выход российской экономики и промышленности на докризисный уровень 2007 года обусловлен бурным ростом финансовых спекуляций, ускоренной распродажей минерального сырья и расцветом оптово-розничной торговли импортными товарами. Только по официальным данным Росстата, сегодня объёмы выпуска продукции в машиностроении, станкостроении, приборостроении, авиакосмической отрасли, выпуске высокотехнологичного оборудования и прочих наукоёмких отраслях на 10-20% ниже отметок 2007 года.
Кризис 2008 года наглядно показал, что, спасая свои материнские компании и затыкая дыры в балансах, транснациональные банки станут вывозить капитал из европейской периферии, заморозят все кредитные операции, парализуют финансовую систему и спровоцируют многократное усиление обвала экономики, промышленности и занятости в нашей стране.
Сегодня совокупный размер активов российской банковской системы (80% ВВП) в 2,5-3 раза ниже показателя экономически развитых стран и уступает совокупным активам одного только швейцарского банка UBS. Учитывая нынешнюю денежно-кредитную политику Банка России, превратившегося в филиал Федеральной резервной системы США и сведшего всю денежно-кредитную политику к печатанию рублей в обмен на притекающие нефтедоллары и иностранные кредиты, это спровоцирует утрату контроля над банковской системой и лишит экономику источника финансирования капитальных вложений.
Российский рубль, который на протяжении последних 20 лет псевдорыночной вакханалии, разграбления государственной собственности, разрушения промышленности и утраты финансово-экономического суверенитета по сути дела стал перекрашенным долларом. Сколько в страну придёт долларов - столько же будет напечатано рублей по официальному курсу валют. Эмиссия рубля никоим образом не отражает потребности отечественных несырьевых отраслей обрабатывающей промышленности, банковского сектора и населения в денежных ресурсах.
Именно по этой причине основным фактором, ограничивающим развитие обрабатывающей промышленности, по данным Росстата, наряду с коррупционными поборами и экономической неопределённостью является непозволительно высокая стоимость кредитных ресурсов. В условиях, когда ставка рефинансирования Банка России (8%) сопоставима с рентабельностью в обрабатывающей промышленности и аграрном секторе, а средняя ставка по банковским кредитам (18-25%) в три раза превышает норму рентабельности в наукоёмких производствах и машиностроении, можно смело забыть про любую модернизацию и обещанное властями «слезание с нефтяной иглы».
Платить опять придётся нам
При почти неизбежном на крайне негативном макроэкономическом фоне снижении цен на нефть для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов Минфин и Банк России поставят под удар всю российскую экономику. После 15-процентной девальвации рубля в мае-июне текущего года они могут в очередной раз пойти на обесценение рубля, а значит и доходов населения.
Принимая во внимание критическую зависимость российской экономики от импорта целого ряда товарных групп - начиная от продовольствия и медикаментов и заканчивая бытовой техникой, электроникой и оборудованием - очередной обвал рубля крайне сильно ударит по уровню жизни и без того бедного в своём большинстве населения. Он неизбежно спровоцирует скачок социальной инфляции, усилит бегство капитала, обеспечит спад затухающего промышленного производства и поставит крест на самой идее модернизации, так как сделает запретительно дорогим импорт современного оборудования и технологий и в очередной раз расширит пропасть между добывающими и обрабатывающими отраслями.
Да, безусловно, под усиливающимся давлением властей Росстат будет вынужден и впредь «рисовать» красивые цифры по инфляции, в разы занижать норму безработицы (с учётом скрытой безработицы и неполной занятости она превышает официальную оценку в 3,5 раза и зашкаливает за 18%) и «бороться с бедностью» с помощью занижения величины прожиточного минимума.
Напомню, что в IV квартале 2011 года российские власти в предвыборном угаре умудрились урезать величину прожиточного минимума на 6,5% на фоне только официальной инфляции в 6,1%, удорожания продовольствия на 11% и дефляторе ВВП свыше 15%. Этот приступ предвыборного оптимизма позволил сократить на бумаге численность бедных граждан практически на 9 миллионов человек прямо накануне парламентских и президентских выборов.
Однако эти статистические манипуляции не способны компенсировать увеличивающуюся брешь в карманах миллионов российских граждан, которые не могут понять, почему 70% населения становится беднее, в то время как сырьевые монополии захлёбываются от наплыва нефтедолларов, государственные резервы распухают от избыточных бюджетных доходов, госбанки спускают сотни миллиардов долларов на финансовые спекуляции, а масштабы коррупции, только по официальным данным МВД, увеличились за 2011 год в шесть раз.
И это не считая отложенной на 1 июля индексации тарифов естественных монополий, 15-процентный скачок цен на газ и ЖКХ, увеличение акцизов на бензин (на 3-5%) и спиртосодержащую продукцию (до 25%), а также вступление в силу поправок в законодательство, которые подразумевают скрытую от глаз населения приватизацию бюджетной сферы и резкий рост платности базовых социальных услуг. По сути, речь идёт о продолжении откровенно людоедской и не совместимой с жизнью 80% населения России политики монетизации льгот и перекладывания социальных расходов на плечи рядовых граждан.
Вместо того, чтобы ограничивать масштабы коррупции и воровства (35% федерального бюджета), повышать собираемость налогов, бороться с засильем монополий и проводимым ими ценовым беспределом, российские власти предпочитают перекачивать российские нефтедоллары в офшорные гавани и воспринимают Россию как трофейное пространство по перерабатыванию населения в замки и счета в фешенебельных странах.
Такая политика усиливает деградацию структуры российской экономики, примитивизацию производства и утрату финансово-экономического, научно-технического и производственного потенциала, превращает Россию в люмпенизированный сырьевой придаток глобальных корпораций. При этом совершенно непонятно, о какой «модернизации» российской экономики может в принципе идти речь в условиях, когда 65% ВВП, 73% инвестиционных потоков и 85% прибылей оседают в карманах сырьевых олигархов, естественных монополий, металлургов, финансовых спекулянтов и оптово-розничных сетей.
Не говоря уже о том, что непродуманная и зачастую откровенно вредительская экономическая политика нынешних властей, направленная на обеспечение бесперебойной распродажи природных недр, присвоение и проедание нефтедолларов, усугубляется втягиванием России на «Титаник» ВТО, в рамках которого средневзвешенный размер импортных пошлин снижается в 2 раза, а российские власти утрачивают и без того крайне скудные возможности для оказания адресной поддержки отечественной обрабатывающей промышленности и наукоёмким производствам.
http://gazeta-pravda.ru/content/view/11929/34/Жуковский Владислав
Старший аналитик ИК "Риком-Траст"