Оригинал взят у
1969ja в
Михаил Иванович Кононов 25 апреля 1940, Москва, СССР - 16 июля 2007, Москва, Российская Федерация
- советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1989),
народный артист России (1999)
Несмотря на то, что всенародную любовь и признание Михаил Кононов снискал романтическими и комическими ролями в легких фильмах «Начальник Чукотки», «Здравствуй и прощай», «Большая перемена», сам актер до конца жизни самой главной своей удачей и счастьем считал небольшую роль Фомы в картине Тарковского «Андрей Рублев».
Андрей Рублев 1966Эту маленькую, но чрезвычайно глубокую роль Кононов, очевидно, считал своим пропуском в бессмертие. Она и стала в итоге той планкой в искусстве и в требованиях к себе и окружающим, которую Михаил Иванович установил раз и навсегда. Наверное, поэтому с конца 80-х годов прошлого века уговорить Кононова сняться в каком-либо новом фильме было очень трудно. Сам он признавался, что творящееся ныне на экране повергает его в шок.
- Это ведь не творчество, то, что сейчас в нашем кино делается. Это какое-то обслуживание жанров, - сокрушался бывший Начальник Чукотки.
- Сплошная фальшь и жуть.
Тонкая актерская душа Михаила Кононова была чрезвычайно чутка к любым неверным нотам. Он сам вносил необычное звучание в любой актерский коллектив, в котором работал. Его Яшка-писарь в детской сказке
«Финист - Ясный сокол»
Click to view
придал удивительную легкость всему фильму и необычайную живость. И роль-то вроде второго плана, но врезается в память ярко. Удивительно солнечный персонаж. Этот писарь встал в один ряд с другим героем - Алексеем из «Начальника Чукотки», принесшим Кононову
настоящую народную славу.
Click to view
Впрочем, такую светлую характеристику заслуживает большинство романтических персонажей Кононова.
Простой, бесхитростный парень из народа, приятель из соседнего двора. Таким ворвался в советское кино Михаил в 1961 году еще студентом Театрального училища им. Щепкина, снявшись в киноленте Ивана Пырьева
«Наш общий друг».
Наш общий друг 1961 Такими были и его Колька из «Первого троллейбуса»
Исидора Анненского
Click to view
и Витька Аникин «До свидания, мальчики»
До свидания, мальчики! 1964 и Алеша Семенов «В огне брода нет»
Click to view
и младший лейтенант Малешкин из героической комедии
Виктора Трегубовича «На войне, как на войне».
На войне как на войне 1968 Но главное отличие всех работ актера - невероятная правдивость образов. Наверное, поэтому легко веришь и в его доброго садовника Зинзивера, выбравшего из двух принцесс настоящую, с добрым и чутким сердцем. Он и к сердцам зрителей умел находить ключи. Хотя оставался безжалостным к своему самому громкому триумфу - фильму «Большая перемена». Актер вспоминал, что пришел в ужас, ознакомившись со сценарием картины.
1972 Большая перемена
Большая перемена- Тогда я сказал себе если смогу преодолеть это, значит, я крепкий актер. Мне кажется, я справился с этой ролью. Естественно, при помощи блистательных актеров, которые играли в фильме, - вспоминал Кононов позже. И он преодолел. И себя, и режиссера, доказав в очередной раз, что он - гениальный актер. Он не лицедействовал, он жил в кадре. Он был Нестором Петровичем Северовым, и во многом благодаря его игре картина завоевала тот громкий успех, на который вначале мало кто рассчитывал. Секрет прост искренность Кононова помогла фильму виртуозно балансировать на тонкой грани реальности и вымысла. Возможно, поэтому Михаил Иванович с особым успехом снимался в детских кинолентах, ведь для того, чтобы тебе поверил ребенок, нужно быть предельно искренним.
Однако слишком высокая планка сыграла с артистом коварную шутку. Он так вживался в образ, что порой персонажи мстили ему. Например, во время съемок сказки
«Пока идут часы»
Click to view
где Кононов играл злого начальника королевской стражи по имени Грызун, Михаил Иванович придумал для создания более зловещего и устрашающего портрета негодяя прикрепить железные пластины на клыки. В итоге все кончилось тем, что актер сбил эмаль на зубах и потом долго лечился. Но зато персонаж получился ярким и запоминающимся. Вообще Кононов мастерски перевоплощался как в бескорыстных героев-рыцарей и весельчаков, так и в мрачных пиратов и разбойников. Одна моя знакомая,
большая фанатка фильма
«Гостья из будущего»
Гостья из будущего 1984 как-то призналась, что лишь к середине последней, пятой, серии фильма догадалась, что коварный пират Крыс и добродушный недотепа Нестор Петрович из «Большой перемены» - это один и тот же актер.
А с конца 80-х годов Кононов стал все реже появляться на экране. В 1989 году актер отметился
ролью офицера КГБ у Юрия Кары в
1989 Пиры Валтасара,
или Ночь со Сталиным
Click to view
в 1992 году сыграл маршала Ворошилова в драме
«Ближний круг».
Click to view
Последней работой Кононова стал эпизод в сериале Глеба Панфилова
«В круге первом» по книге Солженицына.
В круге первом- Я не могу себе позволить сниматься в той дури, что мне предлагают, права не имею. Хотя бы во имя своих друзей, которых уже нет в живых. Нельзя выходить к зрителю с таким убогим багажом, - объяснял Кононов свое нежелание и за большие деньги сниматься в низкопробных сериалах.
И он по-своему был прав, поскольку считал любой компромисс предательством дружбы с теми, с кем начинал свой путь в кино. А ведь однокурсниками его были Олег Даль, Виталий Соломин, Виктор Павлов… Большие актеры. Вот что рассказала вдова Кононова Наталья Павловна, с которой Михаил Иванович прожил 38 лет
- В последнее время Миша часто болел. Сильно подкосило его известие о смерти Виталия Соломина, с которым он учился на одном курсе. А кончина еще одного сокурсника - Виктора Павлова вообще аукнулась сердечным приступом. Незадолго до трагедии с Витей они встречались с Михаилом, и он уговаривал Павлова поберечь сердце, облегчить съемочный график… Витя не послушался.
А Миша все себя винил, что не уберег друга.
После этой смерти он остался совсем один…
В последние годы Кононов удалился от мира, редко появлялся на людях, поселился в деревне Бутырки под Можайском, продав квартиру в столице, где прожил со дня рождения, 25 апреля 1940 года. В деревне семья актера занималась сельским хозяйством - выращивала капусту, картошку, тыкву и щедро делилась этим с соседями.
В случае с Кононовым самое горькое, что и мир забыл о вчерашнем кумире. На церемонии прощания с артистом президент Гильдии актеров кино Борис Галкин сказал, что Михаил Кононов был человеком великого таланта и огромного внутреннего стыда. Гордый и независимый, он никогда не просил ничего, а мир, занятый своими проблемами и делами, не снисходил до нужд актера. Но в то же время было бы неправдой сказать, что последние годы Кононов провел в нищете.
Нет, у него были верные поклонники таланта и друзья, которые помогли вернуться в Москву, поддерживали морально и материально.
- То, что сегодня тиражируют газеты, рассказывая о том, что Михаил Иванович бедствовал и средства на лекарства ему собирали больные в палате, - откровенная глупость, - вспоминает друг актера Джейхун Мирзоев. - Я был дружен с ним в последние годы и неизменно помогал семье Кононовых.
Действительно, он часто и сильно болел. Проблемы с ногами - актер перенес тромбофлебит - требовали серьезного лечения, однако на операцию не решался ни один врач - слабое сердце и перенесенный инфаркт грозили тем, что Михаил Иванович мог умереть прямо на операционном столе. А за неделю до смерти я беседовал с Кононовым, который лег в ЦКБ с пневмонией. Он даже заявил мне, что впервые за долгое время его не беспокоят ноги.
Попросил меня принести ему в палату котлет - ему очень нравилось, как их жарит моя жена. Увы, это была наша с ним последняя встреча. >>>>>>>>>>>>>>> Биография - Актеры советского и российского кино Михаил Кононов: «Прости, жизнь, и прощай»
__________________________
Известный английский писатель Уильям Сомерсет Моэм несколько раз в той или иной форме прощался с прошлым. Для меня это повествование - попытка непредвзято разобраться, искренне и честно, в своей собственной душе. Пусть кто-то сочтёт мои мысли своего рода покаянием - или признанием в уважении к мужественным и талантливым людям, с которыми свели меня жизнь и работа в театре,
кинематографе, в сельском быту.
.......................Михаил Кононов:
Слишком большая перемена "Последний звонок Нестора Петровича"
"Последний звонок Нестора Петровича" .......................................- Он сам не поверил тому, что он написал?
- Да. Он думал, что его притянут за распространение антисоветских слухов, как в старые времена. Он бы сказал: “Как антисоветских? Вот у меня был живой прототип, который мне все это рассказывал”, и тут его бы уже никто не притянул. Это как рассказать первоисточник мифа о Прометее. А мы не нуждались в первоисточнике.
- То есть это было его алиби, его оправдание
для советских времен?
- Для советских и для постсоветских. Этот роман лежал долгие годы в журнале “Дружба народов”. Они требовали цензурных сокращений, эротику убирать. Был случай, когда этот роман уже начали печать, но возмутились наборщики и набор рассыпали - издательство “Советский писатель”, ленинградское отделение... Не надо было на него давить. Человек один раз выступил таким божественным органом, слухом своим уловил что-то, - и написал
.,..................>>>>>>> Татьяна ВОЛЬТСКАЯ
Радио «Свобода», 28 мая 2009 года
Фильмы с участием Михаила Ивановича Кононова 1972 Здравствуй и прощай
Здравствуй и прощай 1975 Капитан Немо
Капитан Немо 1977 Кольца Альманзора
Click to view
1978 Комедия ошибок
Click to view
2 серия 1979 Таежная повесть
Click to view
1981 Василий и Василиса
Василий и Василиса1997 Царевич Алексей
Click to view
Михаил Кононов. Начальник Бутырки
Click to view
Кононов Михаил Иванович
- «Чтобы Помнили»