Есть вещи, которые могут позволить себе лишь избранные. Если говорить о людях, то это пентхаус на Манхэттене, самостоятельное мышление, вино за восемь килобаксов на вечер + восходящая кинозвезда на ночь за каких-то двадцать... ну, или равновеликое по степени социального вызова - принципиальный отказ читать, слушать и смотреть то, что читают, слушают и смотрят все(уж простите мне это ассорти). Если же речь о странах, то это космос, самостоятельная внешняя политика, фундаментальное образование и, скажем, репертуарный театр. Все это вещи очень проблемные, затратные и не сулящие прибыли в обозримом будущем.
Репертуарный театр обречен, его нет уже практически нигде. А в Америке, скажем, и не было(если не считать спорадических вспышек Off-Broadway). Тамошнему и заезжему «театралу» предлагается сходить на 42-ю улицу, посмотреть каких-нибудь «Кошек» и считать, что ты приобщился к настоящему и лучшему в мире искусству. У нас эти функции уже лет двадцать выполняет антреприза. Люди устраивают чес по провинции, зарабатывают себе на хлеб и, как говорится, Бог им в помощь. Но разве о таком театре говорил Белинский(«Любите ли вы театр, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей?») и о таком ли театре мечтали Станиславский с Немировичем? «Художественный и общедоступный». Тогда, пожалуй, важнее было второе слово, сейчас первое.
Вырождение очевидно, да и началось оно не вчера, а в конце восьмидесятых. Если вырождается всё(от образования до промышленности) то с чего вдруг должен был уцелеть театр? Вы, конечно, можете поискать «художественное» в нынешнем Художественном театре(МХТ им.Чехова), в «Современнике», на разваленной «Таганке» или в Вахтанговском, - что-нибудь наверняка найдете. И в театре только что ушедшего от нас Петра Фоменко нашли бы. Но я сейчас говорю о тренде. Да и не только я, разумеется.
«Странно, что экономисты и финансисты решают судьбу нашего национального достояния- репертуарного театра, которому всегда завидовали европейцы и американцы. Реформа театра, конечно, нужна. Но безумие разрушать русскую театральную школу. Гранты получили лишь четыре театра в Москве и один в Санкт-Петербурге. Как может, например, Театр Вахтангова окупать сам себя? Сколько нужно играть и какие должны быть зарплаты у актеров, чтобы просто отапливать это здание? Даже мне, не экономисту, понятно, что идея самоокупаемости театра- это абсурд», - писала Юлия Рутберг год назад -
http://actrisy.ru/archives/164 Абсурд тем временем методично входит в нашу жизнь. Стремительно развивающийся конфликт в театре им.Гоголя в этом смысле очень показателен. Хороший ли это театр? Очень плохой. И таким он был, пожалуй, всегда, даже в те давние времена, когда носил «имя» Центрального театра транспорта. Но разве это веская причина для превращения театра в развлекательный центр и приватизации здания в центре города приближенными к Швыдкому и Капкову лицами? «Артисты сравнили назначение Кирилла Серебренникова с рейдерским захватом и заявили, что причина смены руководства именно у них - в месторасположении театра (очевидно, имеется в виду, что театр Гоголя находится неподалеку от центра "Винзавод", где ранее ставил свои спектакли 42-летний лауреат "Золотой маски"). Назначение художественным руководителем Серебренникова, призывающего к свержению принципов системы Станиславского, отрицающего русский психологический театр - это мощный толчок к гибели российского театра", - говорится в письме. Также его авторы утверждают, что назначение незаконно, так как у Серебренникова нет высшего театрального специального образования».
Ну, прямо совсем как дети: кого сейчас может волновать наличие или отсутствие специального образования? Новый режиссер в своем программном выступлении заявил, что пришел бороться с плесенью. Это, разумеется, метафора. Плесенью для Серебренникова являются не только обветшавшие стены, но и актерский коллектив, да и русский репертуарный театр в целом -
http://www.vmdaily.ru/news/kirill-serebrennikov-ya-bydy-rabotat-kak-prorab-chtobi-pokonchit-s-plesenu-v-teatre-imeni-gogolya1344690766.html. Глядя на это волевое лицо, я лично не сомневаюсь, что с «плесенью» во всех видах он легко справится
.