Налог на бездетность
Елена Кудряшова Очевидно.что налог на бездетность мог бы эффектино компенсировать расходы государства на стимулирование рождаемости! И более того стимулировать саму рождаемость.
C инициативой ввести налог на бездетность еще в январе 2013 года
выступил глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Русской Православной Церкви протоиерей Димитрий Смирнов: "Я предлагал налог на бездетность или малодетность. Если ты не хочешь идти на подвиг рождения детей или не можешь, поучаствуй в этом деньгами, небольшим налогом".
К счастью или на беду, дело не дошло даже до разработки соответствующего законопроекта, и пока о налоге на бездетность слышно лишь в контексте инициатив и предложений различных политических, религиозных и иных общественных объединений, которым государственная власть поддержки не высказывает.
Ещё в 2006 году президент Владимир Путин пояснил, что введение налога не имеет под собой моральных оснований. «Закон всегда морален, иначе это плохой закон. Мне представляется, что закон о введении налога на бездетность не имеет под собой моральных оснований, и принят быть не может», - прокомментировал указанный вопрос глава государства.
Тем не менее, данная тема с различной частотой вновь и вновь выносится на обсуждение в качестве государственной меры, направленной на стимулирование рождаемости в стране, поддержку материнства и детства и улучшение демографической ситуации в целом.
В 2010 году сбор для сотрудников старше 20 лет, не имеющих детей, предлагали узаконить челябинские депутаты: руководитель регионального отделения партии «Единая Россия» в Челябинской области Владимир Мякуш планировал выйти с данной инициативой на федеральное правительство.
Налог на бездетность, действовавший в СССР с ноября 1941 года, был официально установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.11.1941 года «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР». Существенные изменения (касательно категорий лиц, не подлежащих обложению соответствующим налогом, и размера налоговой ставки) в данный правовой акт были внесены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия - звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». В последующем, вплоть до 1991 года, указанные нормы изменялись и дополнялись, но принципиально сам налог как обязательный платёж в пользу государства просуществовал в фискальной системе России до января 1992 года.
Налог обязаны были уплачивать граждане, не имеющие детей: мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и замужние женщины в возрасте от 20 до 45 лет. При этом в народе данный платёж именовался «налог на яйца» в силу того, что ставил женщин и мужчин в неравное положение. Последние, не имея детей, обязаны были уплачивать налог на бездетность независимо от своего матримониального положения. Женщины же облагались налогом на бездетность только в том случае, если состояли в зарегистрированном браке и не имели детей. Тем самым государственно хоть и косвенно, но поощряло рождение детей вне брака.
Налог имел дифференцированную ставку в зависимости от заработка плательщика по месту основной работы. По мере роста благосостояния граждан нижние границы налогооблагаемого заработка поднимались. Налог исчислялся и удерживался по месту основной работы вместе с подоходным налогом с той же суммы заработка.
Стандартно применялась 6-процентная ставка налогообложения. Для граждан, чей заработок рассматривался как невысокий (конкретные суммы определялись нормативным актом), устанавливалась пониженная ставка налога. С работников творческих профессий, независимо от фактического размера заработка, налог взимался по максимальной ставке.
Уплата налога прекращалась с момента рождения ребенка. Также от уплаты налога освобождались семьи, которые ребенка усыновили.
Освобождались от обложения налогом на бездетность:
- военнослужащие и их жёны;
- учащиеся средних и высших учебных заведений - мужчины и женщины в возрасте до 25 лет;
- инвалиды I и II групп инвалидности;
- пенсионеры;
- лица обоего пола, если им или их супругам по состоянию здоровья, в соответствии с решением врачебной комиссии, противопоказано деторождение;
- граждане, у которых дети погибли или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны;
- молодожены в течение 1 года с момента регистрации брака;
- Герои Советского Союза и лица, награжденные орденом Славы трех степеней.
Целью введения данного налога было привлечение средств бездетных граждан к расходам самого государства на воспитание и содержание детей в детских учреждениях, оказание помощи многодетным семьям и одиноким матерям, а также косвенное влияние на демографическую ситуацию в стране.
И если с достижением первой цели - пополнение бюджета - данный налоговый сбор по логике вещей справлялся, то на стимулирование рождаемости и, как следствие, увеличение численности населения в стране советов он вряд ли повлиял.
Представляется, что как во времена существования СССР, так и на текущий момент, и как в России, так и в любой другой стране непременным условием успешной демографической политики государства является создание достойных социальных и материальных условий жизни его граждан.
К слову сказать, прямых фискальных поборов с людей за отсутствие детей (независимо от причин такового) законодательство других стран не знало. В виде исключительной меры подобная система на непродолжительное время вводилась в некоторых государствах в критические переломные периоды: например, на этапе послевоенного восстановления или на стадии начального развития вновь созданного государственного образования:
- налог на бездетность вводился в 351 году до н. э. в Древнем Риме цензором Камиллом;
- в 1909 году аналогичная норма была введена в Болгарии;
- 6 декабря 1926 года Бенито Муссолини ввёл в Италии налог на холостяков;
- в середине XX века бездетные граждане Монголии обязаны были нести дополнительное налоговое бремя, и связано это было с тем, что страна была практически на грани вымирания - её население составляло около 800 000 человек (на сегодняшний день - 3 000 000).
На сегодняшний день дополнительное налоговое бремя для бездетных граждан России если и существует, то в косвенном виде. Скорее приходится говорить о налоговых льготах для лиц, на обеспечении которых находится один или несколько детей. Выражается это в том, что согласно нормам действующего Налогового кодекса РФ граждане, имеющие детей, вправе уплачивать обязательный подоходный налог в размере 13 процентов не со всей суммы своего заработка, а с некоторыми вычетами из неё.
Эта норма содержится в
подп. 4) п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ, согласно которой граждане - плательщики подоходного налога, имеющие детей, вправе использовать соответствующие стандартные налоговые вычеты.
Данный налоговый вычет предоставляется каждому из родителей, супругу (супруге) родителя, каждому из усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, супругу (супруге) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
- 1 400 рублей - на первого ребенка;
- 1 400 рублей - на второго ребенка;
- 3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;
- 3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.
Налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет. При этом, вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей/приемных родителей по их выбору на основании заявления об отказе одного из них от соответствующего вычета.
Применение налогового вычета производится в зависимости от категории налогоплательщика:
- с месяца рождения ребенка,
- с месяца, в котором произошло усыновление,
- с месяца, в котором была установлена опека (попечительство),
- с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка на воспитание в семью
- до конца того года, в котором ребенок достиг соответствующего возраста или смерти ребенка.
При этом вычет предоставляется за период обучения ребенка в образовательном учреждении, включая академический отпуск.
Весной 2013 года в Государственной Думе РФ на рассмотрении находился законопроект (Проект Федерального закона РФ "О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса РФ") об увеличении сумм вычета:
- на первого и второго ребёнка - с 1 400 до 3 000 рублей;
- на третьего и каждого последующего ребёнка - до 4 000 рублей;
- на ребёнка инвалида - до 12 000 рублей.
Законопроект был принят в первом чтении без каких-либо поправок и замечаний, однако 17 июня 2013 года было принято решение о переносе рассмотрения соответствующего законопроекта на неопределенное время. Объясняют это тем, что экономический рост в стране в 2013 год не совпал с ожидаемыми показателями, в связи с чем законодательным инициативам, предполагающим рост бюджетных расходов, был дан обратный ход. На сегодняшний день никаких поправок в
ст. 218 Налогового кодекса РФ вносить не планируется, соответственно, об увеличении размера налоговых вычетов на детей говорить в ближайшее время не приходится.
Перечень использованных нормативно-правовых актов:
- Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года N 223-ФЗ
- Налоговый кодекс РФ (Часть вторая) от 05.08.2000 года № 117-ФЗ
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21.11.1941 года «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР»
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия - звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»