Право свободно торговать излишками сельскохозяйственной продукции, предоставленное в марте 1921 года, не могло ограничиться исключительно крестьянами. Неизбежно сельское население Советской России должно было использовать свою денежную выручку для такого же свободного приобретения промышленных изделий. Следовательно, правительству предстояло расширить список разрешенных для продажи товаров.
С учётом недавнего кризиса раньше других была введена свободная торговля в "северной столице". 28 марта 1921 года СНК принял декрет "О местном свободном обороте продуктов сельского хозяйства в г. Петрограде и Петроградской губернии."
Уже в апреле 1921 года право на свободную заготовку продуктов для продажи населению получили кооперативы. Однако частичные послабления не решали вопрос о будущем торговли.
Неудивительно, что в первой половине 1921 года торговцы предпочитали использовать базары, не рискуя вкладывать деньги в новые магазины и лавки. На Кубани, Украине и в Сибири на первых порах свободная торговля была приостановлена до получения задолженности по продразверстке.
На первых порах вместе с продовольствием, покупавшимся на свободном рынке, сохранялось нормированное снабжение работников государственных предприятий. Однако уже в течение 1921 года началось сокращение круга лиц, имевших право на продуктовые пайки.
Ситуация менялась очень быстро. Из 35 миллионов человек, состоявших на государственном довольствии в первой половине 1921 года, к концу года осталось 6 миллионов человек, а к концу 1922 года - 2,8 миллионов человек.
Общий подход к товарообмену был сформулирован в резолюции "Об экономической политике", принятой на X конференции РКП(б). В ней говорилось: "Основным рычагом новой экономической политики признается товарообмен. Правильные взаимоотношения между пролетариатом и крестьянством, создание вполне устойчивой формы экономического союза обоих этих классов на период перехода от капитализма к социализму невозможны без установления систематического товарообмена или продуктообмена между промышленностью и земледелием. В частности, осуществление товарообмена необходимо как стимул к расширению крестьянских посевов и к улучшению крестьянского земледелия."
Признание необходимости "систематического товарообмена" подразумевало выработку новых норм. Первое уточнение в торговые правила внес декрет Совнаркома РСФСР от 24 мая 1921 года "Об обмене", в котором говорилось: "Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности. Примечание. Право обмена, покупки и сбыта не распространяется на те материалы и изделия, относительно которых имеются специальные постановления Центральной власти."
До весны 1922 года частным торговцам запрещалось продавать соль, птицу, кожаное сырье, пушнину, животные и растительные волокна, а также лес и лесоматериалы. Особенно строго ограничивалась торговля солью и даже ее провоз без разрешения. 29 августа 1921 года ВЦИК и СТО своим декретом запретили премирование солью.
Однако уже 19 июля 1921 года СНК РСФСР существенно расширил сферу торговли, издав "Инструкцию о порядке открытия и производства всякой торговли и правила надзора за нею." Согласно этому декрету разрешалось производить "открытую продажу и обмен продуктов сельскохозяйственного производства, изделий из них и предметов кустарной и фабрично-заводской промышленности, за исключением товаров, производимых из сырья и материалов, предоставленных государством на особых договорных условиях".
Торговать разрешалось всем лицам, достигшим 16 лет. Купля-продажа могла производиться "в закрытых помещениях, а также на площадях, рынках и базарах". Контроль за соблюдением установленных правил возлагался на местные Коммунальные отделы и отделы Здравоохранения.
Выдача разрешительных свидетельств для торговли в закрытых помещениях осуществлялась Отделами Управления исполкомов. При этом необходимо было предъявить вид на жительство, воинское свидетельство, трудовую книжку и справку об уплате налогов. Надзор за своевременным открытием и закрытием торговли возлагался на милицию.
Работа торговых палаток, будок, киосков и лотков регламентировалась почти так же, как и в закрытых помещениях. В стационарных магазинах, кроме того, устанавливались определённые часы работы.
Строго воспрещалась торговля предметами, на которые объявлена государственная монополия. Устанавливался запрет на сбыт или обмен недоброкачественных или фальсифицированных продуктов. За нарушение правил торговли могли привлечь к судебной ответственности.
Результаты не заставили себя ждать. В течение следующих месяцев многие частные лица приступили к оформлению патентов для торговой деятельности. В зависимости от размеров торговля делилась на 6 разрядов: 1-я - торговля с рук, 2-я - лотки, рундуки и столы, 3-я - лавки, 4-я - полуоптовые магазины, 5-я - оптовая торговля и 6-я - услуги ресторанов, бань, мельниц и т.п.
Большинство оформленных патентов относилось к 1 и 2 разряду. Всего же частные лица в 1921-1922 годах открыли 405,6 тысяч магазинов, ларьков и палаток, что составляло 92,7 % постоянных торговых точек. Кроме того, было оформлено 141,5 тысяч патентов на разносную торговлю. Частных магазинов насчитывалось 116,5 тысяч. Однако открыть постоянную торговую точку удавалось немногим. Например, в Симферополе из 1073 торговых точек 737 (86,7%) в 1922 году принадлежало ко 2 разряду.
К концу 1922 года картина немного изменилась. При полном доминировании частных предпринимателей в розничной торговле, среди них по количеству патентов преобладали владельцы лотков, рундуков и палаток. Из 547,1 тысяч патентов, выданных во второй половине 1922 года частным лицам на право торговли, 25,9% приходилось на различных "коробейников" 1-го разряда, 52,8% - на долю ларьков и палаток и лишь 21,3% - на долю магазинов. Однако и этих небольших заведений оказалось достаточно для того, чтобы торговля заметно оживилась.
М.М.Жирмунский писал: "В течение этого промежутка времени пустота, образовавшаяся с введением нэпа между различными элементами производства в стране, не связанными между собой нитями товарообмена, начала заполняться, главным образом, за счет частной предприимчивости". Более того, количество торговцев в городах даже превысило дореволюционные показатели.
В Москве на 15 марта 1923 года количество частных торговых точек достигло 13453, а всего по городам РСФСР их было 276,6 тысяч. Значительно медленнее росла торговая сеть в уездных центрах и селах, где во многих случаях преобладал натуральный обмен. Впрочем, низкая покупательная способность крестьян не позволяла приобретать промышленные товары в большом количестве.
В докладе на VII Московской губпартконференции 29 октября 1921 года В.И.Ленин сказал: "С товарообменом ничего не вышло, частный рынок оказался сильнее нас, и вместо товарообмена получилась обыкновенная купля-продажа, торговля." Отсюда следовал вывод о необходимости эту торговлю регулировать.
Соответствующие проверки начались с официальных учреждений. 6 октября 1921 года ВСНХ принял постановление, согласно которому для регулирования государственной торговли был образован Центральный Торговый отдел (ЦТО). 27 октября 1921 года Совнарком РСФСР издал декрет о порядке реализации продукции национализированных предприятий.
Контролируя сбыт продукции крупнейших промышленных предприятий, правительство могло влиять на товарооборот. Так, 1 мая 1922 года было учреждено Управление Регулирования Торговли (УРТ). 9 мая 1922 года при СТО была создана Комиссия по внутренней торговле (Комвнуторг).
Были расширены и права кооперативов. На первых порах их возможности не позволяли всерьез конкурировать с десятками тысяч торговцев. К 1 сентября 1921 года товарные запасы Центросоюза оценивались в 1534 тысяч рублей золотом. Для закупки кооперативы могли использовать 400-500 тысяч рублей золотом.
И хотя в пересчете на девальвировавшиеся рубли эти суммы измерялись миллиардами, но для натурального обмена это было каплей в море. Требовался правильный учет возможностей реализации кооперативных товаров. 26 октября 1921 года СНК издал постановление "О порядке привлечения потребительской кооперации органами государства к выполнению товарообменных и заготовительных операций".
Впрочем, первые неудачи в обуздании частной торговли сопровождались и позитивными результатами в ликвидации "мешочничества", которое оказалось неспособным противостоять упорядоченному товарообмену. Если еще в мае 1921 года местные власти искали способы предотвратить самостоятельный вывоз продовольствия в города, то уже к октябрю 1921 года в Московской губернии мешочники стали редкими гостями, а затем практически исчезли.
По мере роста товарообмена формировалась система оптовой торговли. На первых порах она была исключительно государственной, однако со временем появились полуоптовые частные магазины, а затем - и чисто посреднические фирмы. Например, неудача с реализацией в селах эмалированной посуды была тут же скорректирована перекупщиками, сбывшими этот товар в городах.
Логическим завершением растущих посреднических операций стало учреждение товарных бирж. Первая из них открылась в августе 1921 года в Саратове. В Москве товарная биржа ВСНХ и Центросоюза приступила к работе в декабре 1921 года.
К этому моменту в РСФСР работало 6 товарных бирж. В следующем году было открыто 79 бирж. Оптовые операции охватили даже Сибирь. Здесь открылось 7 товарных бирж: в Новониколаевске, Томске, Иркутске, Барнауле, Красноярске, Омске и Бийске.
Масштаб биржевой торговли даже превзошел показатели дореволюционной России. Если в 1913 году в России действовало 94 биржи, то в СССР их число в 1926 году достигло 109. Эта величина в три раза превышала показатели Германии 1920-х годов.
Через некоторое время уже потребовалось регламентировать биржевую торговлю. 23 августа 1922 года Совет Труда и Обороны принял постановление о товарных биржах. Участниками биржевых операций, наряду с государственными и кооперативными предприятиями, могли быть "частные торговые и промышленные предприятия, уплачивающие промысловый налог не ниже 5 разряда по торговле и 10 разряда по промышленности". 20 октября 1922 года СНК РСФСР издал декрет о фондовых биржевых операциях.
Вместе с обновлёнными биржами, возобновились традиционные торговые мероприятия в виде ярмарок. 7 февраля 1922 года открылась Ирбитская ярмарка, действовавшая с XVII века и прервавшая работу в 1918 году. Несмотря на название, ее проводили не в Ирбите, а в Екатеринбурге.
Через месяц в Москве состоялась Всероссийская контрактная ярмарка. А летом 1922 года после продолжительного перерыва открылась Нижегородская ярмарка.
Масштабы торговли к середине 1920-х годов уже никого не удивляли. Вместе с тем, на первых порах государственным органам приходилось мириться с тем, что значительная часть выросшего ассортимента товаров, производившаяся государственными предприятиями и не подлежавшая продаже через частные торговые заведения, продавалась частникам. Более того, ни для кого не было секретом, что многие изделия покупались у официальных учреждений для перепродажи по завышенным ценам.
В этих условиях государственная торговля выглядела, как средство распродажи казенного имущества. Рабоче-крестьянская инспекция (РКИ) установила, что некоторые тресты текстильной промышленности (Орехово-Зуевский, Богородско-Щёлковский, Иваново-Вознесенский) под видом торговли сбывали государственную продукцию частным торговцам. В.Чернятин в газете "Красноярский рабочий" от 9 апреля 1922 года язвительно писал: "Вы думаете это торговля?... Это аукцион."
Характер частной торговли был хорошо известен. По данным справочника "Народное хозяйство СССР" 1932 года, в 1922-1923 годах частный капитал контролировал 75,3% всего розничного товарооборота, в то время, как государственная и кооперативная торговля занимали только 24,7% оборота. В оптовой торговле 76,6% оборота находилось в руках государства.
И.В.Сталин в докладе на курсах секретарей укомов при ЦК РКП(б) 17 июля 1924 года говорил: "Оказалось, что частный капитал внедрился не в производство, где риску больше и капитал оборачивается медленнее, а в торговлю, в ту самую торговлю, которая составляет, как говорит Ленин, основное звено в цепи процессов в наше переходное время.
И, внедрившись в торговлю, частный капитал укрепился там до того, что у него оказалось в руках около 80% всей розничной торговли и около 50% всей оптово-розничной торговли в стране. Объясняется это молодостью и неналаженностью наших торговых и кооперативных аппаратов, неправильной политикой наших синдикатов, злоупотреблявших своим монопольным положением и вздувавших цены на товары, слабостью нашего Комвнуторга, обязанного регулировать торговлю под углом зрения государства, наконец, неустойчивостью нашей тогдашней совзначной валюты, бившей, главным образом, крестьянина и тем понижавшей его покупательную способность."
Государственное регулирование торговли обеспечивалось прежде всего контролем над крупными промышленными предприятиями и их продукцией. Вторым моментом укреплявшим регулирующую фунцкию государства стало укрепление финансовой системы. Кроме того, накапливался опыт в государственной и кооперативной торговле, которые научились конкурировать с частными магазинами.
Впрочем, судьбу частников предполагали решать не методами свободной конкуренции. Во-первых, монополия государства в сбыте различных товаров позволяла быстро упразднить многочисленные послабления в торговле.
Во-вторых, частные заведения перестали выглядеть, как ускользавшие от облав грузы мешочников или прячущиеся от милиции лотки коробейников. Многочисленные лавки и магазины были под пристальным контролем фининспекторов, легко находивших налогоплательщиков. И в-третьих, закладывались основы централизации торговли.
Уже в мае 1924 года был учрежден Наркомат внутренней торговли СССР, созданный путём объединения Комвнуторга и Наркомпрода. Это учреждение пока не собиралось подменять собой все виды торговли. Все зависело от того, насколько сложившаяся система реализации промышленной и сельскохозяйственной продукции будет соответствовать нуждам Советской страны.
С.В.Бондарев. Рыночная торговля в Петрограде в 1917-1921 гг. Кандидатская диссертация. СПб. 2015. Е.В.Булюлина. Формирование и деятельность местных органов управления торговлей РСФСР в 1920-е годы. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 41 (179). Вып. 38. С. 45-49. Декрет Совета Народных Комиссаров. Инструкция о порядке открытия и производства всякой торговли и правила надзора за ней. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1944, стр. 641-643. А.В.Дроздков. Создание рыночной инфраструктуры в Сибири в условиях нэпа (1921-1923 гг.). Известия Алтайского государственного университета. 2012. Вып. 4-1 (76). С. 81-88. Г.И.Ермашкевич. Попытки возрождения предпринимательской деятельности в Беларуси в годы нэпа (на примере развития торговли в 1921-1929 гг.). Иппокрена. 2017. № 2 (31). С. 194-200. М.М.Жирмунский. Государственное содействие развитию товарного оборота: обзор деятельности Управления регулирования торговли ВСНХ по 1 июля 1922 года. М. Урт. ВСНХ, 1922. 79 с. Ю.Н.Задавысвичка. Частная торговля в Крыму в годы НЭПа. Культура народов Причерноморья. 1998. № 4. С. 79-86. Л.Б.Залкинд. Внутренняя торговля СССР (Торговые обороты). Народное хозяйство СССР. № 23-24. Н.Л.Зыкова. Историография частной торговли в годы нэпа в Восточной Сибири: к проблеме изучения. Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2012. № 10. С. 205-213. А.П.Килин. Частное торговое предпринимательство на Урале в годы нэпа. Екатеринбург. Уральское отделение Российской Академии наук. 1994. 80 с. А.П.Килин. Частная торговля и кредит на Урале в 20-е годы. Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург. Издательство Уральского университета. 2003. Вып. 3. С. 118-147. Алек Нов. Новая экономическая политика. Alec Nove. An Economic History of the USSR. Penguin. Books. Middesex. 1982. С. 38-84. Н.И.Полетаева. Торговое предпринимательство в Беларуси в годы новой экономической политики (1921-1929). Веснік БДЭУ. 2014. № 3 (104). С.43-50. Советская торговля за 30 лет. Сборник статей. М. Госторгиздат. 1947. C. 31-53. В.А.Тысченко. Зерновая торговля в Среднем Поволжье в 1921-1929 гг. Автореферат кандидатской диссертации. Самара. 2004. Четвертый отчет Петроградского Экономического Совещания Совету Труда и Обороны (за апрель-сентябрь 1922 г.). Петроград. Типография Губфинотдела. 1923. С. 24-33. П.В.Юрлов. Торговое предпринимательство в Приенисейском крае (1920-1929 гг.). Автореферат кандидатской диссертации. Иркутск. 2016. П.В.Юрлов. Феномен государственной торговли в Сибири в начале нэпа (1921-1923 гг.). Гуманитарные науки в Сибири. 2015 г. Т. 22. № 1. С. 73-78.