Инициативы Натансона.

Mar 12, 2017 12:49

В истории политических партий России не так много лиц, которые на протяжении сорока лет оставались бы не только руководителями, но и основателями политических объединений. Среди них особое место занимает ныне малоизвестный народник Марк Андреевич Натансон (1850-1919). Выходец из богатой семьи, он еще в студенческие годы бросил налаживавшуюся карьеру во имя революционного преобразования России.

В 1869 году он выступил в качестве организатора народнического кружка, ставшего частью движения "чайковцев". После арестов, ссылок и эмиграции ему удалось преобразовать разнородные кружки в организацию "Земля и воля". За организаторские способности Натансона называли "собирателем земли русской - Иваном Калитой", хотя собирал он не деньги для казны, а, главным образом, революционеров. Под его влиянием начинали политическую деятельность лидер социал-демократов Г.В.Плеханов и лидер эсеров В.М.Чернов.

Натансон не дождался реализации намеченных планов, так как был арестован и сослан в Якутию. Едва получив свободу, он снова взялся за партийное строительство. С 1889 года, находясь в Саратове Натансон пытался создать единую революционную партию, которая бы объединила либералов, народников и марксистов. Итогом этих усилий стала созданная в сентябре 1893 года партия "Народное право", через год разгромленная охранкой. После очередной ссылки Натансон уехал в Швейцарию, где в 1904 году стал одним из лидеров недавно образованной партии социалистов-революционеров.

Он не был сторонником террора и говорил своим соратникам: "Не торопитесь провозглашать террор. Более, чем ве­роятно, что им придется кончить. Но никогда не годится с него начинать." При этом, Натансон не хотел верить в предательство Азефа.

За время пребывания в Швейцарии он сблизился с Лениным, поддержав в годы Первой мировой войны программу "пораженчества". После Февральской революции он возвращался в Россию через территорию Германии, несмотря на протесты правого крыла партии эсеров. Уже в Петрограде Натансон, оставаясь однопартийцем Чернова и Керенского, выступал против Временного правительства и за Советскую власть.

Октябрьскую революцию он принял с оговорками, но по мере реализации советских декретов оговорок становилось все меньше. В ходе Второго Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов среди сторонников коалиции с большевиками был и М.А.Натансон. И в который раз за свою жизнь он стал основателем партии, на этот раз - левых эсеров.

Однако Советская коалиция почти сразу подверглась испытанию в виде открывшегося в Петрограде Учредительного собрания. Фракция левых эсеров сразу оказалась в сложном положении, поскольку избиралась по спискам единой партии социалистов-революционеров. Их реальная позиция могла определиться только в процессе работы парламента.

Из 705 избранных членов Учредительного собрания 370 были эсерами, 175 - большевиками, 40 - левыми эсерами, 17 - кадетами, 15 - меньшевиками, 2 - энесами и 86 - националистами разных видов. К моменту открытия Учредительного собрания прибыли 402 депутата.

Исходя из этого расклада повестку дня определяли правые эсеры. Они не хотели идти на открытый конфликт с большевиками вплоть до создания своего правительства. Сторонники Ленина тоже не делали резких шагов, пока не определится отношение Учредительного собрания к декретам II съезда Советов, однако в случае их непризнания были готовы парламент разогнать. В определенном смысле сценарий был предопределен.

Первое заседание Учредительного собрания открылось в 16.00 5 (18) января в Таврическом дворце. Уже в начале его работы стала очевидной тактика правых эсеров, игнорировавших представителей Совнаркома и ВЦИКа. Правое крыло Учредительного собрания не позволило открыть заседание Я.М.Свердлову, а доверило эту роль старейшему депутату - эсеру С.П.Швецову. Однако выборы "спикера" прошли под председательством Свердлова.

Большевики пошли на определенные уступки своим партнерам, выдвинув на пост председателя Учредительного собрания лидера левых эсеров М.А.Спиридонову, но 244 голосами против 153 был избран лидер правых эсеров В.М.Чернов. Дальнейшее заседание проходило в условиях обмена взаимными обвинениями при полном нежелании правых эсеров высказаться в отношении конкретных решений Советской власти. Они просто тянули время, чтобы превратить свои мандаты в реальную власть.

Но Ленин ждать не собирался. Несколько сдерживала большевиков возможная реакция левых эсеров. Эти сомнения разрешил самым неожиданным образом М.А.Натансон.

Л.Д.Троцкий вспоминал:

"Надо, конечно, разогнать Учредительное собрание, - говорил Ленин, - но вот, как насчёт левых эсеров?

Нас, однако, очень утешил старик Натансон. Он зашёл к нам "посоветоваться" и с первых же слов сказал:

- А ведь придётся, пожалуй, разогнать Учредительное собрание силой.

- Браво! - воскликнул Ленин, - что верно, то верно! А пойдут ли на это ваши?

- У нас некоторые колеблются, но я думаю, что, в конце концов, согласятся, - ответил Натансон".

Старый революционер не ошибся. Как только Ф.Ф.Раскольников заявил об уходе фракции большевиков, "чтобы передать Советской власти депутатов окончательное решение вопроса об отношении к контрреволюционной части Учредительного собрания", вслед за этим покинули свои места и левые эсеры.

Выступивший перед уходом В.А.Карелин заявил: "Учредительное собрание не является ни в коем случае отражением настроения и воли трудящихся масс, вследствие чего большинству Учредительного собрания предстоит задача, пользуясь своим официальным положением, стать на путь борьбы с Советской властью, утвержденной в огне Октябрьской революции... И поэтому мы уходим, удаляемся из этого Собрания."

За 12 часов работы эсеры так и не решились высказаться об отношении к Советской власти и ее декретам. Но пока они выжидали, на трибуну вышел упомянутый в стенограмме "гражданин матрос", который сразу сформулировал свои требования: "Я получил инструкцию, чтобы довести до вашего сведения, чтобы все присутствующие покинули зал заседания, потому что караул устал. (Голоса: нам не нужно караула.)"

И тут Учредительное собрание резко активизировало свою работу. По инициативе председателя было срочно отменено поименное голосование и решения стали приниматься одно за другим: "Основные положения закона о земле", "Предложение об избрании земельной комиссии", "Обращение к союзникам", "О созыве международной социалистической конференции мира", "О принятии Учредительным собранием на себя мирных переговоров с воюющими державами и об избрании полномочной делегации", "Постановление о государственном устройстве России".

Можно было подумать, что для успешной работы эсерам не хватало матроса Железнякова. Но время ушло, и следующее заседание Учредительного собрания, намеченное на 17.00 6 (19) января, уже не состоялось. Утром 7 января ВЦИК утвердил декрет о роспуске Учредительного собрания.

Многие из депутатов распущенного парламента приняли участие в Третьем съезде Советов. Среди них был и Натансон, которому предстояло через полгода стать одним из основателей еще одной партии - революционных коммунистов. Пожалуй, проживи он лет на пять больше, и его бурная деятельность породила бы какую-нибудь новую организацию.

М.В.Вишняк. Всероссийское Учредительное собрание. М. РОССПЭН. 2010.

О.Н.Знаменский. Всероссийское учредительное собрание. История созыва и политического крушения. Л. Наука. 1976. 364 с.

Л.Г.Протасов. Всероссийское Учредительное собрание. История рождения и гибели. М. РОССПЭН. 1997. 380 с.

Учредительное собрание. Россия, 1918 г. Стенограмма и другие документы. М. Недра. 1991. 159 с.

В.А.Рогов. Учредительное собрание. Проблемы современного переосмысления. ФЕМИС. Ежегодник истории права и правоведения. Выпуск 1. М. МГИУ. 2000. 221 c.

А.С.Смоловский. Общность и противоречивость теоретических и идеологических взглядов большевиков и левых эсеров. Вестник Полоцкого государственного университета. 2015. № 9. С. 77-83.

Ю.Г.Фельштинский. Большевики и левые эсеры. Октябрь 1917 - июль 1918. На пути к однопартийной диктатуре. Париж. ИМКА-Пресс. 1984. 287 с.

Предшественники, Ленин, Чернов, Натансон, Карелин, Железняков, Спиридонова, Троцкий

Previous post Next post
Up