Съезд крестьянских депутатов.

Mar 02, 2017 13:05

Победа большевиков в Октябре многим противникам Советской власти казалась недоразумением, которое легко будет исправить с помощью оружия, саботажа и, наконец, путем подрыва изнутри. Оружие в лице Краснова, Рябцева и других не оправдало возложенных на них надежд. Не очень помог и саботаж чиновников. Но в политической системе Советов существовал важный изъян: в ней не были представлены многочисленные Советы крестьянских депутатов. II cъезд Советов представлял преимущественно рабочих и солдат.

Правда, солдаты были в большинстве крестьянами, но они составляли лишь малую часть из огромной массы сельского населения России. Нужен был съезд крестьянских депутатов, но, учитывая огромное влияние эсеров, этот форум мог стать мощным противовесом ВЦИКу и Совнаркому. Для таких предположений были основания, поскольку ЦИК, избранный I съездом Советов крестьянских депутатов, относился к большевикам крайне враждебно. Тем не менее, в ходе подготовки нового съезда лидеры социалистов-революционеров почувствовали перемену обстановки.

Прежде всего, на съезд пришла не одна партия, а фактически две, принципиально расходившиеся в отношении к Октябрьской революции. Левые эсеры одобрили "Декрет о земле", открывший возможности для реализации их программы, и вели переговоры о формировании "социалистического правительства" совместно с большевиками. Правые эсеры не принимали большевиков не только, как правящую партию, но и как оппозицию.

Разноголосица в политических позициях позволила одновременно созвать Крестьянский съезд сразу двум ЦИКам: ВЦИК 2-го созыва и Исполкому Всероссийского совета крестьянских депутатов (ВСКД). Благодаря растущему влиянию левых эсеров большинство делегатов на этот раз выступало за Советскую власть, уже издавшую "Декрет о земле". Второй Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов открылся в Петрограде 10 (23) ноября 1917 года. Однако старый ЦИК предпочел назвать это заседание Чрезвычайной конференцией и только 30 ноября (13 декабря) объявил об открытии съезда.

К 18 ноября (1 декабря) из 330 делегатов с правом решающего голоса 195 были левыми эсерами 65 - правыми эсерами и центристами, 37 - большевиками. По ходу работы численность участников съезда, добиравшихся до столицы по непроезжим проселкам и сильно замедлившимся железным дорогам, постепенно увеличивалась. Председателем съезда была избрана левоэсеровский лидер М.А.Спиридонова. Пользуясь своим преимуществом, левые эсеры совместно с большевиками провели переизбрание Исполкома ВСКД, высказались за его слияние с ВЦИК и формирование "однородного социалистического правительства".

В президиум съезда попали 12 левых эсеров, 12 правых эсеров, 1 эсер-максималист, 4 большевика и 1 беспартийный. 12 (25) ноября из Могилева срочно вернулся В.М.Чернов, почувствовавший угрозу утраты влияния на крестьянские Советы со стороны партии эсеров. Левое крыло крестьянского форума не было устойчивым. Попытки большевиков самостоятельно повлиять на решения съезда пресекались самими левыми эсерами. Г.Е.Зиновьеву, поднявшемуся на трибуну, не дали говорить.

Попытка В.И.Ленина присутствовать на съезде в качестве Председателя Совнаркома была отвергнута большинством голосов, и ему пришлось выступать, как обычному делегату. Однако проигнорировать позицию большевиков не позволяли решения II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Поэтому В.И.Ленин смог трижды выступить на съезде (14-го, и дважды 18-го ноября), и его выслушали внимательно. "Декрет о земле" дал Председателю Совнаркома мандат, признаваемый во всех селах, где произошел передел земли.

Один из эсеровских лидеров Марк Вишняк вспоминал много десятилетий спустя, как после его выступления против большевиков один солдат встал и крикнул: "Ты не трожь нашего Лёнина. Он святой!" Неслучайно в резолюции съезда "О власти", внесенной левыми эсерами, наряду с требованием создания правительства "из всех социалистических партий, от народных социалистов до большевиков включительно" присутствовало требование "осуществления программы II съезда Советов". 15 (28) ноября был одобрен доклад президиума съезда об условиях объединения ВЦИК и крестьянского Исполкома, после чего на съезде с приветствием от имени ВЦИК выступил Я.М.Свердлов. И тут сотни крестьянских депутатов двинулись в сторону Смольного.

Эта процессия была красочно описана Джоном Ридом: "После приветствия председателя ЦИК Свердлова огромная крестьянская толпа устремилась на улицу с криками: "Конец гражданской войне! Да здравствует объединённая демократия!" Ночь уже наступила, и на обледенелом снегу отражались бледные блики луны и звёзд. На набережной выстроился в полном походном порядке Павловский полк. Его оркестр играл "Марсельезу".

Под громкие приветственные крики солдат крестьяне выстроились в колонну и развернули огромное красное знамя Исполнительного комитета всероссийских Советов крестьянских депутатов, на котором было заново вышито золотом: "Да здравствует союз революционных трудящихся масс!". Затем следовали другие знамёна, знамёна районных Советов. На знамени Путиловского завода было написано: "Мы преклоняемся перед этим знаменем, чтобы создать братство всех народов!". Откуда-то появились факелы, осветившие ночь тёмно-багровым светом. Тысячекратно отражаясь на гранях льда, дымились они над толпой, с пением двигавшейся по набережной Фонтанки под взглядами многочисленных и молчаливых изумлённых зрителей."

В 18.00 16 (29) ноября в Смольном открылось соединенное заседание ВЦИК, Чрезвычайного съезда Советов крестьянских депутатов и Петроградского Совета. Был заслушан и обсужден доклад о слиянии ВЦИК и Исполнительного комитета, избранного на Чрезвычайном крестьянском съезде, и принята резолюция, подтверждающая декреты II съезда Советов о мире и о земле и декрет ВЦИК о рабочем контроле.

Разговоры об "однородном социалистическом правительстве" без Ленина и Троцкого закончились формированием коалиции большевиков и левых эсеров. Лидер правого и центристского крыла партии эсеров В.М.Чернов попытался сохранить остатки своего влияния путем отделения своих сторонников от большинства съезда. 347 делегатов покинули Крестьянский съезд и провозгласили себя альтернативным Всероссийским съездом Советов крестьянских депутатов на позициях защиты Учредительного Собрания. Председателем отколовшейся части съезда был избран В.М.Чернов.

Левые эсеры были исключены из рядов социалистов-революционеров и поневоле должны были формировать отдельную партию. Оставшиеся на Крестьянском съезде 428 делегатов довели свою работу до конца, избрав Исполком Всероссийского совета крестьянских депутатов, председателем которого стала М.А.Спиридонова, а ее заместителями - левые эсеры Карелин, Устинов и Г.Н.Сухарьков. Из состава нового крестьянского ЦИКа во ВЦИК были доизбраны 81 левый эсер, 25 большевиков и беспартийных и 1 эсер-максималист. В Совнарком были введены 7 левых эсеров, не считая заместителей и членов коллегий. Система Советов стала единой, объединив большинство населения России.

Джон Рид. Десять дней, которые потрясли мир. М. Государственное издательство политической литературы. 1957. 352 с.

О.Г.Попова, М.И.Люхудзаев. Левые эсеры и формирование советской государственности. Проблемы истории России. Выпуск 2. Екатеринбург. 1998.

Н.П.Марченкова. Подготовка блока большевиков с левыми эсерами. Власть и общество России в прошлом и настоящем. Сборник статей. М. 2000. С. 417­-432.

Л.Н.Литошенко. Социализация земли в России. Новосибирск. Издательство "Сибирский хронограф". 2001. 531 с.

В.В.Фирсуков. Правительственное соглашение большевиков и левых эсеров как возможная альтернатива однопартийной системе власти. Наше Отечество. Страницы истории. Сборник статей. Выпуск 3. М. 2004.

Ленин, Чернов, Свердлов, Зиновьев Г.Е., Аграрный вопрос, Спиридонова, Карелин

Previous post Next post
Up