Перекопская статистика.

Jun 30, 2023 07:10

Последние выстрелы Гражданской войны отгремели в Крыму в ноябре 1920 года. А год спустя в Екатеринославской гарнизонной военно-научной аудитории 11 ноября 1921 года на вечере, посвященном памяти красноармейцев, погибших при взятии перекопско-юшуньских позиций с докладом об этих событиях выступил бывший командующий 6-й армией Август Иванович Корк. Он изложил ход событий без агитационных преувеличений и окопных анекдотов.

Корк опирался на имевшиеся у него данные о силах своей армии и возможностях врангелевцев. Многое сказанное 11 ноября 1921 года расходилось с более поздними оценками исследователей.

Корк считал, что 7-11 ноября 1920 года Южному фронту противостояли 13640 штыков и 5970 сабель. У них было 180 орудий, 765 пулемётов и 48 броневиков. Точных сведений о танках и самолётах противника у Корка не было.

По данным авторов "Истории Гражданской войны", изданной в 1960 году, к ноябрю "боевые силы Врангеля, оборонявшие Крым, насчитывали 25-28 тысяч штыков и сабель, свыше 200 орудий, 5 бронепоездов, 20 броневиков и 3 танка". В октябре возможности белогвардейцев оценивались в 23 тысячи штыков, 12 тысяч сабель, 213 орудий, 1663 пулемёта, 45 танков и бронемашин, 14 бронепоездов и 42 самолёта.

В 1978 году в "Военной энциклопедии" силы Врангеля определяли в 23 тысячи штыков, до 12 тысяч сабель, 213 opудий, 1663 пулемёта, 45 бронемашин и танков, 14 бронепоездов и 42 самолёта.

Характерно, что в течение шестидесяти лет советские авторы постепенно увеличивали оценку численности врангелевских войск. В 1921 году в белогвардейской группировке насчитали 19610 штыков и сабель, в 1960 году - 25-28 тысяч, а в 1978-м - 35 тысяч.

Расхождения - очевидны, однако все эти противоречивые сведения могут оказаться истинными при условии, если будут указаны даты, по которым приводились эти оценки. Если речь шла о времени, когда войска Врангеля прорвались на правый берег Днепра, то в их рядах вполне могло находиться 35 тысяч.

Однако после разгрома белых под Александровском, Мариуполем и Каховкой их численность могла сократиться до 25 тысяч. Отступление неизбежно влекло за собой дополнительные потери.

Однако у Корка, рассказывавшего о штурме Перекопа, речь идёт уже о 20 тысячах врангелевцев. Куда же пропали ещё 5 тысяч? Тут тоже можно найти объяснение.

Дело в том, что после разгрома в Северной Таврии белогвардейцам пришлось прорываться в Крым. И хотя прорыв Кутепова был успешным, он тоже сопровождался потерями, причём из-за аномальных холодов - не только боевыми.

Однако эти предположения не исчерпывают проблему определения численности белогвардейцев. Дело в том, что в ноябре 1920 года Крым покинули 146 тысяч врангелевцев. Из них 29 тысяч - были гражданскими лицами.

То есть, в армии (и флоте) Врангеля было как минимум около 117 тысяч человек. На практике эта величина была ещё больше, поскольку далеко не все военные сбежали в Стамбул.

Почему же из предполагаемых 130-140 тысяч врангелевцев на Перекопе, Чонгаре и Арабатской стрелке находилось только 20 тысяч? Обычно ссылаются на раздутый военно-бюрократический аппарат врангелевской администрации. Кто-то охранял тыл и побережье. Некоторые части гонялись за партизанами. Часть раненых уже не годилась для службы. И всё-таки это плохо объясняет ничтожное количество белых на передовой.

Остаются вопросы и относительно некоторых видов вооружения в войсках Врангеля. Корк упоминал 48 белых броневиков. В "Истории гражданской войны" говорилось о 20 броневиках и 3 танках.

В "Военной энциклопедии" писали о 45 бронемашинах и танках. Эта величина ближе к данным Корка. Вполне вероятно, имелись в виду 45 броневиков и 3 танка. Насчет данных о 20 бронемашинах полной ясности нет.

По данным Корка, у Врангеля было 180 орудий и 765 пулемётов. В 1960 году упоминались 213 орудий и 1663 пулемёта. В 1978 году тоже говорили о 213 орудиях и 1663 пулемётах. Однако сведения Корка, видимо, были точнее, поскольку они учитывали потери белых при прорыве в Крым.

Были некоторые расхождения в данных о бронепоездах. У Корка информации о них не было. В книге 1960 года у Врангеля насчитали 14 бронепоездов в октябре и 5 - в ноябре. "Военная энциклопедия" писала о 14 бронепоездах, предпочитая статистику октября. Видимо, по мере приближения бегства из Крыма их становилось меньше.

Вопросом о белой авиации Корк не занимался. В более поздних публикациях у Врангеля насчитали 42-45 самолётов, об участии которых в последних боях на Перекопе не упоминали (возможно, из-за нелётной погоды).

Сведения о силах РККА тоже не всегда выглядели бесспорными. Корк в своём докладе говорил, прежде всего о своей 6-й армии. В её составе было 34833 штыков и 4352 сабли. 6-я армия имела 965 пулеметов, 165 орудий, 3 танка, 14 броневиков и 7 самолетов. Правда, подчинявшаяся Корку 1-я стрелковая дивизия (6191 пехотинец, 511 кавалеристов, 58 пулеметов и 24 орудия) в боях не участвовала.

Численность штурмовавшей Турецкий вал 51-й стрелковой дивизии составляла 8830 штыков и 796 сабель. Это было не самое многочисленное соединение, однако против обескровленных врангелевских корпусов этого было вполне достаточно.

Вместе с частями Блюхера действовала Огневая бригада. Всего в 51-й дивизии было 44 орудия (включая 11 6-дюймовых) и 326 пулемётов. Например, в Латышской стрелковой дивизии насчитали 85 пулемётов и 23 орудия.

Данные Корка о подчинявшихся ему махновцах выглядят скромнее, чем это указывалось в публикациях после 1991 года. По сути речь шла не о всей Повстанческой армии Махно. Корк упоминал только один отряд Каретника (С.Н.Каретникова), который насчитывал 1000 штыков и 700 сабель. У махновцев был 191 пулемёт (а не 300 или 600, как писали впоследствии).

Правда, Каретник на первых порах идти через Сиваш отказался, сославшись на его непроходимость. Для того, чтобы двинуть махновцев вперёд, потребовалось напоминание командарма. Уже после ареста Каретника, когда махновцы прорывались из Крыма, их численность оценивали в 3 тысячи бойцов.

Определённые сложности у Корка были с командованием 2-й Конной армией. Некоторое время конники Миронова оперативно подчинялись 6-й армии. Однако после взятия Перекопа 2-я Конная армия, которой ставилась задача идти на Феодосию и Керчь, "по неизвестной причине повернула на Симферополь". В итоге Керчь пришлось брать будённовцам.

В связи с докладом Корка стоит обратить внимание на маленькое примечание. В нём говорится: "Произведенная одна аэрофотосъемка не дала результатов вследствие плохого качества пленок." Это немного напоминает сюжет фильма "Служили два товарища".

Однако сведения о силах всего фронта у Корка не приводились. Согласно данным авторов "Истории Гражданской войны", к 27 октября 1920 года боевой состав Южного фронта "определялся в 99,5 тысячи штыков, 33,6 тысячи сабель, 527 орудий, 2664 пулемёта, 57 бронеавтомобилей, 17 бронепоездов и 45 самолётов". Обилие кавалеристов объясняется участием двух конных армий, не считая других соединений.

Справка 1978 года из "Военной энциклопедии" сообщала, что в составе Южного фронта РККА было 146,4 тысячи штыков, 40,2 тысячи сабель, 985 opудий, 4435 пулемётов, 57 бронемашин, 17 бронепоездов и 45 самолётов. Совпадения между двумя источниками есть только в данных о боевой технике.

А вот в численности красноармейцев наблюдаются существенные расхождения. Не совсем понятно, откуда на Южном фронте взялись дополнительно почти 47 тысяч пехотинцев и 7 тысяч кавалеристов. Возможно, это связано с учётом войск, находившихся на правом берегу Днепра. Показательно существенное увеличение числа орудий и пулемётов в информации 1978 года.

В современной справке "Википедии" информация о силах Южного фронта взята из "Военной энциклопедии". Несколько выше старых данных сведения о численности врангелевцев, которые, судя по ссылке, взяты из статьи Агеева и Солоницына "Разгром Врангеля" 1980 года.

Зато "Википедия" существенно завысила по сравнению с данными Корка численность 51-й стрелковой дивизии, в которой насчитали 30 тысяч красноармейцев (вместо 9626). На 2 тысячи убитых белых согласно этой справке пришлось 10 тысяч красных. Корк насчитал в своей армии 5027 убитых и раненых (убито было 650 человек). Разумеется, эти данные не учитывали потери трёх других армий Южного фронта.

Зато в современной справке полностью проигнорированы сведения о пленных и трофеях, захваченных войсками Южного фронта. Между тем, Корк писал: "Трофеи достались нам громадные. Почти вся материальная часть противника осталась в наших руках - вся артиллерия, за исключением небольшого количества, которое противник потопил в море; в Крыму осталось колоссальное количество артиллерийских снарядов и патронов. Было захвачено до 90 орудий, кроме тех, которые остались в Севастополе, Симферополе и т.д.

Количество захваченных пулеметов достигает 160, не считая тех, которые остались в различных складах; патронов, захваченных только на ст. Юшунь, было 20 млн. и громадное количество также в тех пунктах, где имелись базы: Сарабузы, Севастополь и т.д. Артиллерийских снарядов на ст. Юшунь захвачено до 11 тыс. и громадное количество в глубине Крыма. В Симферополе, Севастополе и Ялте осталось до 20 тыс. врангелевцев, которые сдались советским войскам."

Общий вывод командующего 6-й армии звучал так: "...боевая задача армии выполнена после четырехдневного периода (с 8 по 11 ноября) упорных боев, в которых необходимо особенно подчеркнуть чрезвычайное упорство наших частей, полное сознание необходимости достигнуть победы над Врангелем, полную готовность у красноармейцев и командного состава к самопожертвованию, терпеливое перенесение всеми бойцами невзгод боевой обстановки (плохое обмундирование при сильных морозах, голод из-за неналаженности тыла и прочее)."

https://mil.sevhome.ru/voenistor/garzhdwoina/krasarmygrw/a-shirokorad-moskva-shturm-perekopa-mify-i-realii/

Корк, Врангель, Южный фронт

Previous post Next post
Up