Неснятое кино.

Feb 05, 2022 09:17

О Революции и Гражданской войне в своё время были сняты десятки фильмов. Сейчас трудно представить, чтобы этот список существенно пополнился. Спонсоры не для того копили деньги, чтобы оплачивать воспоминания о социальной революции. Поэтому можно подвести некоторые итоги и выделить те боевые эпизоды, которые ускользнули от объективов кинокамер.

Начну с Февральской революции. Основные детали этого исторического события были запечатлены в художественных фильмах, которые теперь, как правило, не показывают. Пропущены были эпизоды, относящиеся к провинциальным переворотам. Они были не такими эффектными и массовыми, как в Петрограде и Кронштадте.

Пожалуй, только в экранизациях книг Алексея Толстого, Каверина, Федина, Шолохова и Гайдара можно разглядеть эти провинциальные картинки. Даже эффектная с точки зрения проката катастрофа на Казанском пороховом заводе осталась невостребованной.

Та же тенденция наблюдалась и в фильмографии об Октябрьской революции. Правда, более подробно была показана обстановка в Киеве и Москве. Даже успели немножко показать Кронштадт, Ревель и Гельсингфорс, а также настроения фронтовиков. Стоит упомянуть о пропущенных кинематографистами Государственном и Демократическом совещаниях, а также о Съезде крестьянских депутатов в декабре 1917 года.

Дальше боевых эпизодов стало больше, но далеко не все из них попали в кадр. Что было пропущено? Например, конфликты в Закавказье, расстрел в Тифлисе, Шамхорская расправа над демобилизованными солдатами.

Не нашлось места на экране для конфликта в Оренбурге и боёв против Дутова. Было показано Учредительное собрание, но пропущен III съезд Советов. Практически ничего не сняли о мятеже Довбор-Мусницкого.

Обстоятельства подписания Брестского мира, пусть и с некоторыми искажениями, были показаны на экране. Однако многие трагические бои против австро-германских интервентов остались вне поля зрения кинематографа.

Особенно это касается Украины, где были такие заметные события, как оборона Херсона, расстрел в Бердянске и тяжёлое отступление к Харькову. Совсем были пропущены бои под Таллином, Псковом и Нарвой, которые если и показывали, то весьма условно. Гражданская война в Финляндии, похоже, не заинтересовала ни советских, ни финских режиссёров. Ничего не было снято о "Ледовом походе" Балтийского флота.

Начало Гражданской войны показали с большими пропусками. О боях на Северном Кавказе и Дону фильмы снимали неоднократно. При этом, обороной Батайска никто не заинтересовался. Боевые действия против белочехов на экране ограничились событиями во Владивостоке.

Сражения на Урале попали в кадр, главным образом, из-за расстрела Романовых. Ничего не было снято о боях за Самару, Симбирск и Казань. Из всего разнообразия антисоветских восстаний 1918 года кинематографистами был использован только заговор Муравьева. Почти не упоминались мятежи в Ярославле, Рыбинске, Муроме, Ижевске, Воткинске и Невьянске.

История "красного террора" попала на экран ещё в советское время. При этом покушения на Урицкого и Володарского режиссеров не заинтересовали. Полностью пропустили трагические истории Центросибири, Буачидзе и Автономова. Вне поля зрения кинематографистов оказалась Терская советская республика и оборона Грозного.

Огромным белым пятном в фильмографии остается Северный фронт РККА, если не считать экранизацию пьесы Любашевского "Музыканты одного полка". Ничего об Архангельске, Мурманске, Шенкурске и Онеге не было снято.

Южный фронт благодаря экранизациям романов Шолохова, Серафимовича и Алексея Толстого известен в кино довольно неплохо, но это, главным образом, сделано за счет Донской области, Кубани и обороны Царицына. А наиболее громкие победы красных под Орлом, Касторной и Егорлыкской кинематографисты пропустили.

А вот получить представление о положении на Украине можно или благодаря "Дням Турбиных" и "Белой гвардии", или биографическим фильмам "Котовский", "Пархоменко" и "Щорс". Восстания против австро-германской оккупации были показаны очень схематично. Свирепый григорьевский мятеж использовать в кино никто не решился. Очень скупо был показан поход Южной группы (и то - благодаря Котовскому). Бурные события в Киеве осенью 1919 года остались невостребованными.

Восточному фронту, казалось бы, повезло больше, ведь именно здесь воевали Фрунзе и Чапаев. Но это в основном относилось к действиям Южной группы. А вот непростая судьба Северной группы осталась незамеченной, включая операции 2-й и 3-й армии.

Не попали в кадр знаменитые походы дивизии Эйхе и разгром Колчака под Челябинском. Партизанское движение в Сибири в кино показывали очень условно, обходя реальных командиров, вроде Щетинкина, Кравченко, Мамонтова и Яковенко (за исключением Каландаришвили).

Деятельность Колчака, обласканного в "Адмирале", показана с характерными пропусками и искажениями. Даже Деникин, Врангель, Кутепов и Каппель попали на экран. А вот Юденич, Миллер, Болдырев и Толстов режиссёров не заинтересовали.

Ситуация на Дальнем Востоке попала в фильмы выборочно. Незамеченными остались события в Николаевске, на Северном Сахалине, Камчатке, а также некоторые владивостокские перевороты и "недовороты". Из более поздних эпизодов пропустили бои за Спасск.

Западный фронт в советском и постсоветском кинематографе если и вспоминали, то в рамках сражений под Петроградом. Даже в не очень удачном фильме о Фабрициусе эти бои показаны очень поверхностно. Трудно припомнить хоть одну ленту о боях в Эстонии, Латвии и Литве. История Белоруссии времен Гражданской и Советско-польской войн в кинематографе почти не использовалась.

Среди фильмов, снятых о Первой и Второй Конной армиях, заметных успехов не было. И уже совсем на периферии оказался интерес кинематографистов к действиям 12-й, 13-й и 14-й армий.

О боях на реке Урал был снят по сути один фильм - "Чапаев" (плюс сериал). Ничего не сняли об обороне Уральска. В стороне от киноэкрана оказалась и оборона Астрахани. Ничего не было снято о разгроме Южной армии Колчака.

Средней Азии в этом смысле повезло больше. Количество басмачей, убитых в советских боевиках, впечатляет. Однако истории Джунаид-хана и Ибрагим-бека показать как следует не успели. Ничего не было снято о боях в Туркмении против деникинцев. Режиссёры постарались обойти подробности установления Советской власти в Баку, Ереване и Тифлисе. Ничего не было снято о знаменитой Энзелийской операции.

Перечень киноперсонажей Гражданской войны очень ограничен. По сути за последние годы к ним кое-как добавили Троцкого. Даже главкомы Вацетис и Каменев существенного интереса не вызвали. Конечно, коллекция военных кинобиографий была бы полнее, если бы в ней представили, к примеру, Уборевича, Якира, Самойло, Егорьева, Снесарева, Эйхе, Геккера, Гиттиса, Вострецова, Сапожкова, Кутякова, Мокроусова и Федько.

Перечислять упущенные кинематографистами сюжеты можно очень долго. Однако, наблюдая за тем, что попадает в прокат, не очень верится, что режиссёры смогут обогатить фильмографию, начинавшуюся с работ Перестиани, братьев Васильевых, Довженко и Дзигана. Было бы ещё полбеды, если бы киношникам нечего было показать о прошлом. Хуже, что им нечего сказать современникам.

Чапаев, Котовский, Колчак

Previous post Next post
Up