Oct 31, 2020 09:22
Рассматривая ситуацию на Правобережной Украине в мае 1919 года, возникает соблазн найти легкий выход из кризиса, закончившегося крупномасштабным восстанием. Однако предотвратить недовольство крестьян в условиях войны было задачей нереальной. Можно было смягчить некоторые требования со стороны деревенской бедноты, но и это не решало проблемы. Восстания никуда не исчезли.
А вот предотвратить мятеж 6-й стрелковой дивизии, которой командовал Н.А.Григорьев, было вполне по силам для командования РККА. Устранить атамана могли и энергичный комиссар, и чекисты, и любой большевик. Обезглавив мятежную дивизию, командование 3-й Украинской армии могло тут же назначить нового командира. Конечно, резкая смена начальства повлияла бы на настроения красноармейцев. Часть дивизии, особенно - Верблюжский полк, все-таки подняли восстание. Другие просто разошлись бы по домам.
Скорее всего, деморализация григорьевцев не позволила бы им совершить дальние походы до Екатеринослава, Кременчуга и Белой Церкви. Без командира восставшие оказались бы зажатыми в районе Знаменки и Александрии. В худшем случае они бы захватили Елисаветград. Без поддержки григорьевских частей масштабы погромов были бы существенно меньше.
Вполне вероятно, что для подавления мятежа потребовалось бы не больше двух бригад. К 15 мая с григорьевцами было бы покончено. После разгрома уцелевшие мятежники разбежались, примкнув к петлюровцам и махновцам, как это и было в реальности. Быстрый разгром григорьевщины позволил бы командованию РККА перебросить высвободившиеся войска в Донбасс, создав некоторые сложности для деникинского наступления. Скорее всего, провал мятежа в районе Знаменки успокоил бы горячие головы в Гуляйполе. Хотя, с другой стороны, успехи иногда приводят к опасному самообману и новым ошибкам.
Григорьев Н.А.