Кровь и дух. Отчаянные мятежи шиитов

Sep 17, 2019 22:31

Сулейман должен умереть

Вскоре после Кербельской битвы в доме Сулеймана ибн Сурада, авторитетного куфийского шиита, собрались пятеро старых сподвижников Али. Целью этой встречи было решить один вопрос - как искупить свою вину за предательство Хусейна. Все собравшиеся чувствовали себя в ответе за гибель своего имама и считали невозможным жить дальше, не отомстив за его смерть. На совете было решено уничтожить убийц Хусейна - или умереть.



Схватка двух воинов



Случай представился очень скоро: у ворот города появился главный виновник смерти Хусейна - Убайдаллах ибн Зийяд, сын старшего Зийада, вернувшийся из Дамаска с сирийской армией. Шииты решили немедленно дать ему бой. К этому времени на стороне Сулеймана было уже 16 тысяч сторонников, но когда он объявил военный сбор, пришли только 4 тысячи. Союзники из Басры не явились вовсе. Наместник Ибн аз-Зубайра в Куфе предложил Сулейману подождать, пока он соберет войско, и выступить вместе, но Сулейман отказался: его цель была умереть ради искупления греха, а в таком деле помощь не нужна.

Преимущество изначально было на стороне Зийада-младшего, и во время сражения к нему подходили все новые войска. Сулейман с его 4 тысячами двое суток бился с троекратно превосходящей его армией. Но на третью ночь к Ибн Зийаду подошли еще десять тысяч человек. Исход битвы стал очевиден. На следующее утро шииты отбросили ножны своих мечей - было ясно, что они им уже не пригодятся, - и пошли в бой. Сражение длилось почти до вечера, пока лучники Зийада-младшего не перебили большую часть шиитского войска, в том числе и самого Сулеймана. Остатки его армии ночью отошли за реку, сожгли мосты и вернулись в Куфу.

Аль-Мухтар против всех

Но это было только начало шиитских выступлений. Разгром и смерть Сулеймана выдвинули на первый план нового вождя шиитов по имени аль-Мухтар.

Поначалу он не имел большого авторитета и формально действовал от имени последнего сына Али, брата погибшего Хусейна, - Мухаммеда ибн Али. Сам Мухаммед при этом не предпринимал никаких действий и даже не поощрял к ним аль-Мухтара: он только туманно говорил о воле Аллаха и возмездии за убийство брата. Но аль-Мухтару, человеку убежденному и энергичному, было достаточно и этой уклончивой поддержки. Главными виновниками гибели Хусейна он считал куфийскую знать, поэтому его первой целью стало восстание против местных властей в Куфе. Он уговорил присоединиться к нему аль-Аштара, сына одного из близких друзей Али и влиятельного человека в городе, и начал подготовку к мятежу.

В ночь на 18 октября 685 года в Куфе началось восстание. Аль-Мухтар и аль-Аштар двумя отрядами пробились к центу города и осадили наместника в его дворце. Тому пришлось бежать из Куфы, и куфийская знать перешла на сторону мятежников. Таким образом, Куфа оказалась во власти аль-Мухтара и шиитов.

Дальше дела пошли менее удачно. Не теряя время, аль-Мухтар отправил армию против Мекки, поддерживавшей Ибн аз-Зубайра, но она была почти полностью разгромлена. Это пошатнуло положение аль-Мухтара. Чтобы повысить свой авторитет, он продемонстрировал своим сторонникам подлинное кресло Али: закутанное в парчу, оно превратилось в шиитскую святыню и предмет культа, к которому обращались с молитвами, как к живому существу. Но еще одно неудачное сражение против Убайдаллах ибн Зийяда окончательно подорвало репутацию аль-Мухтара. Воспользовавшись отсутствием его главного военачальника аль-Аштара, который отправился воевать с Ибн Зийадом, куфийская знать подняла мятеж. Осажденный в центре города, отрезанный от пищи и воды, аль-Мухтар несколько дней отбивался от мятежников, дожидаясь помощи аль-Аштара, которого он призвал срочно вернуться в Куфу. Ему удалось продержаться до его прихода, и восстание было подавлено. Аль-Мухтар казнил несколько сотен человек - не только тех, кто участвовал в мятеже, но и всех, кого он считал врагами Хуйсена.

Расправившись с бунтовщиками, он снова бросил войска аль-Аштара против Ибн Зийада, и на этот раз удача была на стороне шиитов: сирийцы потерпели сокрушительное поражение, Ибн Зийяд был убит, а аль-Аштар захватил крупный город Мосул и несколько соседних областей, над которыми поставил своего брата.

В тот момент, когда дела шиитов, казалось, шли как нельзя лучше, все рухнуло: аль-Аштар, воодушевленный своими военными успехами, решил отделиться от аль-Мухтара и стать самостоятельным правителем. Аль-Мухтар остался один на один с враждебной Басрой, где местная знать, возмущенная расправой над куфийской верхушкой, уже готовила карательную экспедицию против шиитской Куфы.

Продолжение в следующем посте

Начало: «Кто подожжет, того сожжем». Как наводили порядок в халифате

Дамасский халифат, шииты, Омейады, ислам, арабы, история, халифат, Течения и ереси в исламе

Previous post Next post
Up