Взлет и падение Гранадского эмирата

Feb 04, 2023 13:05


Гранадский эмират был последним и, возможно, самым блестящим из исламских «королевств» в Испании. В XIV-XV веках он считался едва ли не самым богатым и процветающим государством своего времени.



Боабдил вручает испанцам ключи от Гранады

По красоте и роскоши Гранаду сравнивали с Дамаском и Кордовой, а по культуре и уровню жизни - с Багдадом и Каиром. Эта репутация была вполне оправдана: Гранада, как последний оплот ислама в Испании, сконцентрировала в себе все ресурсы арабской Андалусии. На небольшом пятачке земли между Гибралтаром и Сьерра-Невадой теснились почти полтора миллиона мусульман.

Благодаря удачному географическому расположению в Гранаде с избытком хватало земельных ресурсов и источников воды. В местных горах добывали золото, серебро, драгоценные камни, железо, свинец и ляпис-лазурь. Изготовители шелка и красок разводили шелковичных червей и кошениль. Оружейные мастера делали ценные кольчуги и мечи, женские драгоценности из Гранады считались образцом утонченности и стиля.

Дорогие ткани из тяжелой парчи, золотого атласа и расшитого серебром бархата славились далеко за пределами страны и особенно ценились в христианской Европе, где их использовали для пышных нарядов придворной знати и церковных облачений.



Наглядным воплощением расцвета эмирата являлась его столица. Гранаду описывали как богатый и красивый город со множеством мечетей, башен, мощеных улиц и мостов. В пригородных садах и на склонах гор, усеянных виноградниками, строились роскошные виллы для знати и богачей. Город окружали плодородные долины, где росли фруктовые и оливковые рощи, плодоносившие круглый год. Благосостояние Гранады было настолько велико, что большинство городских жителей ели дорогой пшеничный хлеб и только зимой переходили на просо.



Альгамбра

Но культурный и экономический блеск эмирата был обманчив и противоречив. Большая часть богатств сосредотачивались в руках знати, которая тратила огромные средства на развлечения и предметы роскоши, не заботясь ни о чем другом. Когда в результате войн и потери территорий ресурсов стало не хватать, власти резко увеличили налоги и начали выжимать средства из всего, что еще приносило прибыль: торговли, ремесленного производства, сельского хозяйства.

В стране разразился экономический кризис. Жителям стало не хватать буквально всего: продуктов, строительных материалов, предметов обихода, денег. Закрывались рынки, пустели целые улицы, ветшали дома, зарастали травой кладбища. К тому времени, когда кастильцы подошли к стенам Гранады, город был уже наполовину разрушен местными аристократами, которые продолжали беспечно сибаритствовать на обломках государства и уничтожать друг друга в борьбе за трон.

Последний оплот ислама

Гранадский эмират с самого начала находился под огромным давлением христианской Испании. Это сформировало его внешнюю политику и в конечном счете определило его судьбу.

Уже само создание этого государства было результатом религиозного и политического компромисса: основателю династии Мухаммеду I пришлось помогать христианам в разгроме последних островков ислама в Андалусии, чтобы удержать собственные земли. На протяжении почти всей своей истории эмират был вассалом Кастилии и платил дань испанцам, сопротивляясь давлению севера и пытаясь любыми средствами удержаться на южном пятачке Испании.

Внутри Гранады тоже шло постоянно брожение, раздиравшее государство на части. В столице образовался сложный клубок из политических партий и групп, семейных союзов и военных блоков, которые интриговали друг против друга в борьбе за трон.

Арабские аристократы с глубоким презрением относились ко всем, кто не входил в их привилегированную касту. Они ни во что ставили берберов, хотя именно берберы составляли большую часть населения Гранады и обладали реальной силой. История Грандского эмирата была историей сплошных мятежей, переворотов, клановой возни и коварных ударов в спину.

Конец эмирата

При правлении эмира Муллы Хасана страна наслаждалась мирной жизнью, длившейся двадцать лет. Первые его шаги были умными и эффективными, хотя и не всегда гуманными. Хасан энергично занимался благоустройством своего государства и сделал немало доброго для страны, проложив новые дороги и пополнив казну набегами на соседнюю Кастилию, где в это время полыхала гражданская смута.

Но потом произошло событие, которое можно назвать несчастьем для любой монархии: Хасан без ума влюбился в свою рабыню. Его фавориткой была Изабелла де Солис, дочь кастильского дворянина, захваченная в плен во время набега мавров. Попав в гарем эмира под именем Зорайя, эта гранадская Роксолана настолько завладела сердцем Хасана, что тот выгнал из дворца свою первую жену Аишу и женился на рабыне.

Потеряв голову от любви, эмир забросил все государственные дела и вручил бразды правления своему вазиру, который оказался человеком жадным и корыстным. Заботясь только о своем кармане, он начал притеснять всех, кто мешал ему наживаться на своей должности, и подавлял вспыхнувшее в стране недовольство казнями и репрессиями, вызывая ненависть гранадцев.

У Зорайды к тому времени появились собственные дети, и опальная жена Аиша, опасаясь, что новая фаворитка расправится с двумя ее сыновьями, решила устроить заговор. Момент был удобный: Хасан отправился на войну с Кастилией, уведя с собой большую часть армии. Война шла довольно успешно, и эмир как раз разгромил христиан под Лохой, когда из столицы пришла весть о восстании его сыновей от Аиши - Мухаммеда и Юсуфа.

Гранадцы, раздраженные жадным вазиром и высокими налогами, перешли на их сторону и провозгласили новым эмиром старшего из братьев Мухаммеда XII, получившего прозвище Боабдил (так звучал исковерканный христианами вариант его куньи - Абу Абдаллах).



В Гранаде началась новая, на этот раз последняя гражданская война. Боабдил сравнительно легко захватил власть в столице, но Хасан отступил в Малагу и не собирался прекращать сопротивление. Одновременно продолжалась война с испанцами, которые к этому времени объединили свои силы благодаря браку арагонского короля Фернандо II с кастильской королевой Изабеллой I. Появление этого союза сразу склонило соотношение сил в пользу христиан - в битве под Лусеном войска Боабдила были полностью разбиты, а сам он попал в плен.

Дальнейшие события излагаются и толкуется разными историками по-разному. Оставшись без правителя, гранадцы снова выбрали эмиром Хасана, но тот отказался от власти в пользу своего брата аз-Загаля - то ли потому, что был болен эпилепсией, то ли просто свергнутый им силой. Дело еще больше осложнилось тем, что король Фернандо неожиданно выпустил Боабдила на свободу, признав его законным правителем Гранады.

Ходили слухи, что мать Аиша просто обменяла его на своего внука, но нет сомнений, что в этом шаге был и политический расчет. Очевидно, в плену с Боабдилом заключили какую-то сделку, которая давала ему жизнь и земельные владения в обмен на сдачу Гранады. Эмират сразу раскололся на две части: сторонников Боабдила и его дяди. Даже внутри столицы разные кварталы города поддерживали разных кандидатов.



Боабдил вернул власть в стране и вынудил аз-Загаля бежать в город Гуадикс. Но следом за ним шла испанская армия, которая силой брала принадлежавшие маврам города, словно они принадлежали не союзнику, а врагу. В ожесточенных сражениях пала сначала Ронда, потом Малага - жемчужина эмирата, без которой существование независимой Гранады уже теряло всякий смысл. Осажденный в Гуадиксе аз-Загаль в конце концов тоже сдался и перешел на сторону испанцев. К 1490 году владения мавров съежились до размеров одной столицы и ее окрестностей.

Фернандо обратился к Боабдилу с предложением сдать Гранаду в обмен на большой выкуп и любой андалузский город по его выбору, но эмир отказался. Начавшаяся осада продолжалась несколько месяцев и, по рассказам летописцев, блистала героическими подвигами в рыцарском духе.

Несмотря на упорное сопротивление, положение осажденных становилось все более отчаянным. Изабелла и Фернандо возвели возле города укрепленный лагерь, получивший название Санта-Фе, и полностью отрезали Гранаду от снабжения. Гранадцы еще рассчитывали на помощь Марокко, Каира или османов, но помощь не пришла. К январю 1492 года голод и болезни вынудили мавров капитулировать.

Условия сдачи были самыми почетными. Мусульмане продолжали жить в Гранаде так, словно ничего не произошло: они сохранили всю свою собственность, вероисповедание и даже должности. Мавры освобождались от любых дополнительных налогов, кроме церковной десятины, и получали гарантию неприкосновенности жилищ и личной безопасности. Испанским властям запрещалось входить в мечети и каким-либо образом принуждать мусульман к переходу в христианство, даже если речь шла о бывших христианах, принявших ислам.

Гранадцы имели право свободно путешествовать по всей Испании, и никто не мог чинить им никаких препятствий и обид. Наконец, все желающие мусульмане могли продать свое имущество и перебраться в Северную Африку, причем испанцы обязались бесплатно доставить их туда на своих кораблях.



Изабелла I и Фернандо II

Несмотря на столь выгодные условия, многие мавры предпочли распродать свои дома за бесценок и эмигрировать в Магриб. Сам Боабдил получил богатые земельные владения и какое-то время жил в Гранаде, развлекаясь охотой и рыцарскими турнирами. Но поскольку король Фернандо продолжал видеть в нем угрозу, испанцы постарались переманить на свою сторону его вазира и под разными предлогами вытеснили Боабдила сначала из столицы, а потом и из Испании.

В конце концов, бывший эмир переехал к своей родне в Марокко, где прожил еще сорок с лишним лет. Он погиб в бою уже семидесятилетним старцем, защищая Фес от нападения берберов.

Сыновья Боабдила приняли христианство с именами дона Фернандо и дона Жуана Гранадских и взяли в жены знатных испанок. Король Фернандо даровал им титул инфантов, и их потомки до сих пор живут в Гранаде, сохранив герб своих арабских предков.

Судьба мусульман в Испании

Христиане быстро забыли обо всех обещаниях и гарантиях, данных жителям сдавшейся Гранады. При правлении Фернандо и Изабеллы мавров начали ущемлять в правах, ограничивать в перемещениях и облагать новыми поборами. Мусульманам снова предписывалось жить в отдельных кварталах, носить особую одежду, подчиняться христианскому суду и т.д. Строительство новых мечетей было запрещено, а те, что возвели в обход этого закона, - разрушены.

В то же время новых поданных стали массово склонять к переходу в христианство - сначала проповедями и убеждением, а потом и силой. Гранадцев и других мусульман арестовывали и заключали в тюрьмы, всеми способами вымогая отречение от ислама. В рамках антиисламской кампании двое помощников толедского архиепископа избили девушку-берберку, чтобы принудить ее к крещению: это так возмутило мавров, что в Гранаде вспыхнуло восстание.

Христианские власти использовали возмущение мусульман как повод отречься от своих обещаний, заявив, что все ранее достигнутые соглашения теперь недействительны. На гранадской площади устроили массовое сожжение мусульманских книг, а насилие было официально объявлено законным средством религиозной пропаганды. После этого число обращенных мавров резко увеличилось.



Меч Боабдила

В ответ мусульмане подняли восстание уже по всей Андалусии. Христиане направили против них войска и в результате кровавых боев, стоивших жизни нескольким испанским полководцам, мятежные города были захвачены, а их население поголовно обращено в христианство.

В 1502 году короли Леона и Кастилии поставили точку, выпустив указ, согласно которому все приверженцы ислама должны были либо креститься, либо уехать из страны. По новому закону в Испании могли оставаться лишь мориски - мусульмане-отступники, перешедшие в христианство.

Но власти на этом не успокоились и продолжали преследовать уже морисков, сомневаясь в искренности их веры и лояльности к государству. Говорили, что многие обращенные «втайне поклонялись Аллаху и совершали омовения и намазы в установленные часы». Таких ренегатов бдительные христиане выслеживали и, в случае доказанности их вины, сжигали за вероотступничество.

Кроме того, вошли в практику так называемые испытания «чистоты крови», где претенденты на государственную должность должны были доказывать перед судом, что среди их предков не было евреев или мусульман. Привилегированное положение в обществе могли занимать только «старые христиане».



Освобождение Гранады глазами христиан

При каждом следующем испанском короле контроль за инакомыслием и чистокровностью становился все настойчивей и жестче. В конце концов Испания, когда-то считавшаяся образцом религиозной терпимости и мультикультурности, превратилась в идеальную католическую страну одной нации и одной веры.

христианство, вера, ислам, война, арабы, династии ислама, мусульманство, Андалусия, история, халифат, Испания, религия, войны халифата, берберы

Previous post Next post
Up