Подведем итоги суфизму. Судя по комментариям к постам, сами мусульмане относятся к нему очень по-разному. Одни говорят, что суфизм вообще не имеет отношения к исламу, другие призывают вести против него «малый джихад», третьи возмущаются, что я самонадеянно берусь писать о суфийской практике, ничего в ней не понимая. Но точно такая же разноголосица
(
Read more... )
Уважаемый автор, спасибо за Ваши труды! Не знаю какими источниками Вы вдохновляетесь для написания, не согласна с Вами насчет взгляда на суфиев. То,что сейчас суфизм "выглядит усталым", не знаю куда именно Вы смотрите,чтобы видеть это? Суфизм это синоним слова Любовь, вот все,что можно вместить в понятие любви, относится к суфизму. Никакая религия не противоречит суфизму, потому что в сути своей все религии учат одному и тому же, единству с Творцом, соблюдением мер безопасности(заповеди) и мирной жизни друг с другом(любить ближнего как себя). Суфии не относят себя к определенной религии, потому что это значит разобщение, разделение на осколки того,что может быть и должно быть цельным. И цельным и является по сути, но не по форме. Если кому-то из суфиев близка определенная религия больше, чем остальные, ничто не мешает ему/ей быть в этой традиции и соблюдать её условия. В сути главное помнить про Создателя и своей жизнью показывать свое уважение к Нему, к заповедям, к гармонии жизни и её законам.
Не согласна с фразой "В эзотерических учениях ты или Бог, или безбожник, третьего не дано: таков взгляд именно суфиев, то есть мистиков, а не всех мусульман". Не знаю опять же, где именно Вы берете источник своих впечатлений о суфизме, мне близка точка зрения одного из учителей суфизма, Инаята Хана(жил 100 лет назад), который рассказывал,что человек символически это луч, один конец которого у Создателя, другой конец луча это личность человека. Человек таким образом это не Творец, это творение, но творение активное и мыслящее, обладающее волей воплотить замысел Творца или не воплощать. Человек, любой, не только суфий, это творение Бога и обладает в миниатюре теми же возможностями, а также свободой воли. Но это не значит, что творение равно Творцу, это богохульство.
Хотелось бы большей глубины и понимания суфизма, кто-то ведь прочтет Ваши работы и будет считать,что суфии это сумасшедшие возомнившие себя Богом. Суфии могут любить Бога до безумия, так что в этой любви кто-то из них с ума сходил или объединял себя с Создателем, но это не значит,что эта точка зрения всех суфиев или суфизма.
В современности суфии также присутствуют, и из тех, кто активно взаимодействует в миру и призывает быть адекватным (иметь семью, детей,работу,свой бизнес,увлечения) сейчас это школа Норбекова. Еще Музаффар Усманов, школа Накшбандия. Другие также есть, но не интересовалась ими.
Reply
Спасибо за хороший отзыв. Мне кажется, тут дело не в "глубине и понимании суфизма", а в том, что мы смотрим на него с разных сторон. Я вижу движение суфизма снаружи, опираясь на накопленные факты, пытаясь обобщить все, что было в нем за сотни лет, выявить его закономерности и характерные черты. Этот пост - итоговый, он сделан на основе того, что писалось в предыдущих статьях, и если вы их прочтете, то поймете, откуда взялись мои выводы.
Вы же смотрите на суфизм лично, изнутри. В такой позиции и ваша сила, и ваша слабость. Это сразу ставит вас в определенное место какого-то конкретного течения суфизма, отрезая и отбрасывая все остальные. Других вы не видите и не знаете. Примеры, которые приводите, - это тоже суфизм, но далеко не весь суфизм, а только одно из многих его воплощений. Боюсь, что очень многие приверженцы тасаввуф не согласятся с тем его пониманием, которое вы здесь привели.
Мой взгляд холодный, отстраненный, аналитичный. Ваш - искренний, теплый, заинтересованный, лично пережитый. Каждый из них, как мне кажется, имеет право на существование.
Reply
Leave a comment