Как служители Церкви отделились от мирян

Feb 07, 2021 15:25


Вся Церковь делится на клириков и мирян. Клир - это все, кто служит Церкви, от привратников и чтецов до митрополитов и патриархов. Клирики осуществляют церковные обряды и таинства, проводят религиозные службы и руководят духовной жизнью прихожан.





Миряне составляют основную массу верующих, которая повинуется клиру и живет в «миру». Это рядовые христиане, не имеющие сана и не принявшие монашеских обетов.

В первые два века христианства между клириками и мирянами не было особой разницы. Тертуллиан говорил, что миряне то же самое, что священство: Господь там, где собраны две или трое во имя Его, все равно, миряне это или клирики.

Ориген считал, что каждый мирянин - священник и принципиально ничем не отличается от апостола Петра, если верит так же, как и он. «Грешит против Бога каждый епископ, - писал александрийский богослов, - который исполняет свое служение не как раб с прочими сорабами, то есть верующими, но как господин».

Все вопросы в Церкви лишались совместно клириками и мирянами, которые участвовали и в соборах, и в выборе епископов. Если у епископа возникали разногласия с «пасомыми», он старался их переубедить и ничего не делал, пока все не приходили к общему мнению. В это время даже Римская церковь считала, что решение важных дел надо предавать на рассмотрение «пресвитерам и всему народу».

Но уже к концу II века положение стало меняться. В «Климентинах», написанных примерно в середине III века, ясно сказано: «Назначение епископа - повелевать, а назначение простых христиан - слушаться, ибо епископ - наместник Христа». Клир, духовенство - это ordo, то есть власть (так в Риме называли сенат), а миряне - всего лишь plebs, подчиненная им масса.

Того же мнения держался и Киприан Карфагенский, считавший, что «епископу одному предоставлено начальство над Церковью». Еще ясней и наглядней об этом говорилось в «Постановлениях Апостольских»: «Пастырь - это после Бога земной бог ваш».

По новым представлениям, без епископа христианину ничего нельзя было делать, даже давать милостыню. Поскольку епископ отвечает только перед Богом, недопустимо требовать у него отчета, призывать к ответу и следить, что он делает и как распоряжается церковным имуществом. Не следует также докучать ему своими просьбами: для этого лучше обратиться к его помощнику, диакону. Пастырь - это голова, а миряне - даже не тело, а хвост.

От простой общины, где все верующие были равны между собой, Церковь быстро перешла к строгой иерархии по образцу Ветхого Завета. Духовных лиц в христианстве начали сравнивать с левитами - одним из 12 израильских колен, которое посвятило себя служению Богу и за это получало десятину от 11 других колен. «Правила апостольские» предписывали: «Как в Ветхом Завете священники имели содержание от мирян, так и в Новом Завете те, кои живут для Церкви, должны питаться от нее же».

Духовенство превратилось в особое сословие, которое не могло участвовать в мирских делах, поскольку его миссия - служить Богу. «Епископ, пресвитер и диакон не должен принимать на себя мирских попечений, иначе да будет извержен из священного сана», - говорилось в тех же «Правилах». «Каждый из клириков или служителей Божьих, - предписывал Киприан, - должен служить только алтарю и жертвам и заниматься только молитвами и молениями».

Статус духовенства вырос так высоко, что вдовам епископов, священников и диаконов запрещалось снова выходить замуж - чтобы после священного супружества не ронять себя браком с простыми смертными. Статус мирянина, наоборот, все больше падал. Мирянину запрещено было даже проповедовать: ему следовало только «отверзать слух» и повиноваться облаченным в священный сан учителям (64-е правило Трулльского собора, VII век).



Разрыв между мирянами и духовенством закреплялся тем, что большинство мирян было не христианами, а только оглашенными: в то время христиане старались креститься перед самой смертью, чтобы смыть крещением все грехи и чистым войти в рай. Это обстоятельство еще сильнее отделяло мирян от клириков.

Само духовенство тоже не было однородным. В IV веке церковные служители уже четко разделились на старший и младший клир. «Старший» - это три священные степени: диакон, священник (пресвитер) и епископ. Младшие или низшие клирики - все, кто выполняет служебные и вспомогательные функции, не получая благодать священства. Они только «причтены» к духовенству, поэтому их называют причтом.

В старший клир посвящают через таинство рукоположения - хиротонию, которая проводится внутри алтаря епископом и наделяет посвященного духовной властью. Для младших клириков такого таинства не требуется: епископ просто благословляет их на служение через наложение рук вне алтаря (этот обряд называется руковозложением, или хиротесией).

Из всех степеней клира только священники и епископы имеет право осуществлять таинства, и только епископы - посвящать мирян в клириков.

христианство, история, вера, православие, церковь, религия

Previous post Next post
Up