Фундамент ислама - Коран и сунна. Знакомимся поближе

Jan 15, 2021 22:05


Коран - фундамент ислама, то же, что Библия у христиан. Коран не сотворен и существует изначально как Божье Слово: это подлинная и прямая речь Аллаха, переданная Мухаммеду на арабском языке через ангела Джабраила. Каждая буква в нем неизменна и священна, ни одну из них нельзя переставить или поменять. Вопрос переводов в исламе решается просто: подлинный Коран - только арабский, лишь на этом языке можно его цитировать и использовать в молитвах.





Ислам считает Коран итоговой религиозной книгой, дополняющей и отменяющей все предыдущие. Для того, чтобы постичь волю Бога и спасти свою душу, можно не читать и не знать ничего, кроме Корана. В нем полнота всех знаний и решений, ответы на все вопросы и образец для всех возможных действий и поступков. Коран во всех смыслах - исключительная и неповторимая книга, не имеющая никаких подобий. «Если бы объединили усилия люди и джинны, чтобы сочинить нечто, подобное Корану, это им бы не удалось, если бы даже они и помогали друг другу» (сура «аль-Исра», 17:88).

Коран в халифате был везде и во всем. Мусульманское обучение начиналось с Корана и часто им же ограничивалось. Во всех случаях и во всех областях жизни использовались прямые и косвенные цитаты из Корана, отсылки и намеки на коранические фразы и сюжеты. На Коране клялись, на нем гадали, им лечили (сурой «аль-Фатиха», например, излечивали от сумасшествия), его использовали в юриспруденции, политических речах и повседневной жизни. Коран изучали со всех возможных точек зрения, включая орфографию, стилистику, деление на части, варианты декламации и прочее.

Несколько сотен объемистых трудов посвящены только способам чтения Коран вслух (традиционно их насчитывают ровно сто). Богословы говорили, что читать Коран - все равно что беседовать с самим Аллахом. Знание и чтение Корана настолько важно, что каждому, кто научит своего ребенка читать Коран, простятся все прошлые и будущие грехи. А в загробном мире сам Коран в образе человека заступится за тех, кто его читал и следовал ему.

Толкование каждого стиха Корана с точки зрения богословия, философии или истории составляло отдельную науку - тафсир. Одно такое толкование могло состоять из нескольких томов. Самым знаменитым и авторитетным считается тафсир великого историка ат-Табари, насчитывающий тридцать книг. Но писали и больше - по 120 и 300 томов комментариев. Один толкователь написал такой огромный труд, что не смог найти даже переписчика, который согласился бы его переписать. Тогда он отдал его в единственном экземпляре в библиотеку, где тот так и остался лежать непрочтенным.

  • Деление Корана. Коран написан рифмованной прозой и состоит из 114 сур (глав), каждая из которых делится на аяты, или «стихи». Расположение сур в Коране в порядке уменьшения - от самой длинной к самой короткой - до сих пор является предметом дискуссий. Некоторые богословы считают, что этот порядок сам по себе священен и послан с неба, другие находят ему разные «земные» причины. Для удобства восприятия и чтения Коран часто делят на 30 равных частей - джузов, включающих два хизба, - и печатают в 30 томах. Во время поста в месяц Рамадан в каждую из 30 ночей читается по одному джузу. Иногда Коран разделяют на семь частей - манзилей, - чтобы каждую часть можно было читать в течение дня, а весь хатим (то есть чтение Корана от начала до конца) совершать за неделю.
Хадисы

Ислам любил подчеркивать, что Мухаммед был таким же человеком, как и все, со своими слабостями и недостатками. В то же время его считали образцом и эталоном во всем, вплоть до того, какой рукой Пророк мыл бороду. Любой его шаг, слово, движение приравнивались к религиозному закону. Поэтому хадисы - воспоминания окружавших его людей о поступках и словах Пророка - быстро приобрели огромную важность для мусульман. Зная, как поступил Пророк в той или иной ситуации, можно было понять, какое поведение благочестиво и угодно Аллаху, а какое - нет.

Каждый хадис сопровождает иснад - список людей, которые последовательно, из уст в уста, передали его от сподвижника, лично знавшего и слышавшего слова Пророка, вплоть до человека, записавшего хадис. Иснад так важен, что в исламе составлялись подробные описания биографий каждого из свидетелей в цепочке передатчиков: от их надежности зависела надежность и самого хадиса. Цепь надежных передатчиков в хадисах называлась​ ривайа, а сомнительных - дирайа. Хафиз аль-Хатиб славился тем, что мог доказать подложность хадиса, указав на анахронизмы в цепочке иснада.

За первые двести лет ислама было собрано несколько сотен тысяч хадисов (по другим подсчетам, их больше миллиона). В IX веке аль-Бухари и его ученик Муслим тщательно отобрали два самых достоверных сборника с одинаковым названием - «Сахих» («Здоровый»). Составитель первого, аль-Бухари, говорил, что знал 600 000 хадисов, запомнил 200 000, но признал только 7397. Оба «Сахиха», особенно первый, считаются главным фундаментом ислама после Корана. Позже к ним добавили еще четыре каноничных, но не столь авторитетных сборника хадисов, составляющих вместе с двумя первыми основу мусульманского предания - сунны. После них появилось еще множество хадисов, однако их происхождение считается сомнительным, а содержание - ненадежным.



Хадисы классифицировались, сопоставлялись и проверялись по содержанию, методике отбора, тематике и пр. Существовала особая шкала оценки подлинности хадисов, которые в самом простом варианте делились на «сильные» (или «совершенные» - сахих), «хорошие» (хасан) и «слабые» (заиф). В более сложных системах таких классов было больше: надежный (сика), точный (муткин), солидный (сабт), авторитетный (худжжа), свидетельствующий о хорошей памяти (адль хафиз), достоверный (дабит), правдивый (садук), склонный к правдивости (махаллуху ас-сидк), не внушающий опасения (ла бас бихи) и т.д.

Хадисам уделяли не меньше внимания и усилий, чем самому Корану. Изречения Пророка изучали в специальных школах, ими наполняли целые библиотеки, им посвятили даже отдельную науку - усул аль-хадис. Многие ученые всю жизнь занимались только тем, что изучали и толковали хадисы или комментарии к хадисам. Считалось, что каждый мусульманин должен знать не меньше сорока хадисов, поэтому выпускались популярные сборники по сорок штук, а также всевозможные сокращения и извлечения из многотомных книг.

К хадисам испытывали такое благоговение, что многие отказывались их озвучивать и передавать, боясь брать на себя такую ответственность. Кто-то считал, что нельзя преподавать хадисы, пока тебе не исполнилось 70 лет. Другие думали, что чтение хадисов равносильно богослужению и вели себя соответственно: совершали омовение, окуривали себя, причесывали бороду и пр.

Многие ученые были «охотниками за хадисами» (мухаддисами): они ездили по городам, собирая неизвестные высказывания Пророка и привозя их десятками, а порой и сотнями. Самый знаменитый, Ибн Манди, привез из своих странствий 1700 хадисов. Хадисы не только записывали, но и заучивали на память. Абдаллах ибн Сулайман знал наизусть 30 тысяч хадисов, Ибн Уква - 52 тысячи, а один кади из Мосула - 200 тысяч.

вера, шариат, пророк Мухаммед, ислам, арабы, сунниты, богословие, религия, хадисы, Багдадский халифат

Previous post Next post
Up