В просвещенном халифате знания и эрудиция ценились очень высоко. Стать ученым означало заслужить уважение всего общества, даже если ты был беден и незнатен. Ученых считали не просто знающими специалистами, а людьми возвышенного образа мыслей, поборниками чистой истины, отвергшими ради этой цели суетный мир и все его радости. Считалось, что
(
Read more... )
У меня есть 2 вопроса.
1) На некоторых рисунках фоном изображены довольно значительные мечети с богатой архитектурой. Что вы можете сказать об арабских городах исламского периода. Вроде бы средневековые арабы не оставили после себя значительных городов вроде Иерусалима. Мекка не в счет, она была Меккой задолго до ислама и сама по себе не представляла градостроительного достижения.
2) Я знаю что меня, еврея-атеиста, сподвигнуло на изучение ислама. А почему вы проявили интерес именно к этой религии? Являетесь ли вы специалистом по сравнительному религиоведению или ваши познания результат самообразования? Изучали ли вы непосредственно Коран или вас интересуют этнографические аспекты?
Reply
1) Арабы были одной из самых городских наций в мире. Они основали и застроили крупнейшие города своего времени - Дамаск, Багдад, Басру, Каир, Бухару, Кордову, Марракеш и пр. Даже не знаю, кого можно поставить с ними рядом в плане урбанистичности.
2) Меня интересует, как человечество проявляет себя через веру, историю и культуру. Ислам - только частный вариант, хотя, на мой взгляд, один из самых интересных. Коран я читал (в переводе Крачковского), но не изучал специально, мне больше интересно, что происходит вокруг него. Я не профессиональный историк и религиовед, так что все это скорее "хобби".
А почему вас заинтересовал ислам? Вы рассматриваете его как врага?
Reply
Reply
Reply
Reply
Мутазилиты и суфии убеждают меня в том, что ислам не так уж примитивен, а наличие множества исламских течений и школ - что в нем вполне возможны сомнения и разногласия. Ислам тут мало отличается от других религий, в которых много спорят о деталях догмы, но не о ее фундаменте, усомниться в котором означает потерять веру.
Вообще, все, что вы пишите - предмет для больших дискуссий, которые я, к сожалению, давно уже не веду. Позиции спорящих, на мой взгляд, определяются больше всего тем положением, в которые их ставит жизнь, и искать тут какое-то единомыслие бесполезно. Возможно, живи я в Израиле и сталкивайся ежедневно с арабской угрозой, мои взгляды на ислам были бы гораздо более жесткими. Пока же я позволяю себе благодушествовать и наслаждаться всеми причудами и красотами мусульманской уммы и ее культуры. Простите, если с вашей точки зрения это выглядит безответственно.
Reply
И интересы, добавим мы с вами.
Самое интересное, на мой взгляд, сравнительное религиоведение. Не смысла погружаться в немыслимые чудеса христианства или установления ислама, исходный смысл которых затерялся за столетия. Интересно понять разницу между суровыми религиями Востока Ближнего и Востока Дальнего, например. Конфуцианство, даосизм и их ближние друзья оставляют в стороне вопросы мироздания и концентрируются в основном на нравственности человека и общества, устройстве "правильного" руководства и поведения "правильных" граждан. Несмотря на то, что на ДВ цена человеческой жизни была, пожалуй, еще ниже, чем на БВ, им все же удалось достичь религиозной гармонии и избежать кровопролитных религиозных войн.
Reply
Как сказал бы Ибн аль-Араби, все религии - это истина, увиденная с разных сторон. В моем топе религий даосизм стоит на втором месте. Притом, что он совершенно не похож на Топ 1 - христианство. Да здравствует разнообразие!
Reply
Языческие религии имели много богов, человек к этому был приучен. Поэтому информация о том, что другой народ имеет свой набор божеств, не была критичной и не вызывала сопротивления. А вот в условиях единобожия наличие других богов, тем более тоже единых, означало отрицание своего владыки и вело к конфликтам. В Японии и Китае до сих пор в маленьком храме у дороги могут находиться символы нескольких божеств, а представить католическую молельню с ликами Христа и Аллаха невозможно.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Мутность религиозных текстов всех религий предоставляет отличную возможность для манипуляций и злоупотреблений в каждом поколении. Так что если ислам вырос из политики, то христианство и иудаизм превратились со временем в нее.
Reply
Reply
Leave a comment