Мусульманская Клеопатра

Dec 13, 2019 21:57


Арабская аристократка по имени Умм Салам была женой первого багдадского халифа Абу-ль-Аббаса. Прозвище «мусульманской Клеопатры» она заслужила за свою любвеобильность и брачные союзы с несколькими царствующими особами.



Еще до того, как выйти за Абу-ль-Аббаса, Умм Салам побывала женой двух халифов из династии Омейадов - Абд аль-Малика и Хишама. Оба были от нее без ума и, как замечает арабский летописец, «оба погибли из-за нее».



Юного Абу-ль-Аббаса, - тогда еще не халифа, а никому не известного молодого человека, - Умм Салам случайно увидела на улице. На следующий день она навела о нем справки, выяснила, где он живет, и отправила к нему свою служанку. Вдова предложила юноше стать ее мужем, а поскольку он был очень беден, ссудила его деньгами, чтобы он смог заплатить за нее выкуп ее брату. Вскоре сыграли свадьбу.

Когда в первую брачную ночь Абу-ль-Аббас вошел к жене в спальню, он увидел Умм Салам на высоком ложе, одетую с ног до головы в настоящую броню из драгоценностей. По словам летописца, он «не смог овладеть ею».

В следующую ночь его супруга оделась в дорогие ткани, но постелила ему на полу и не позволила к себе притронуться. Увидев, что он расстроен, она сказала: не бойся, то же было и с другими до тебя.

Наконец, в третью ночь Умм Салам отдалась мужу и усладила его так, что он дал клятву никогда не иметь других наложниц и жен. Даже став халифом, Абу-ль-Аббас во всем подчинялся ей и ничего не делал без ее согласия. «Если больна она, болен и ты, и если нет ее, то нет и тебя», - жаловались придворные.



Приближенные наперебой пытались отговорить его от данной клятвы, расписывая красоту наложниц и рабынь, которыми он мог бы насладиться, если бы захотел. Особенно усердствовал некий Халид ибн Сафван, красочно расписывавший халифу достоинства невольниц. Он предлагал халифу «полнобедрых берберок из числа мединских воспитанниц» и «сладкоречивых басриек и куфиек, с перетянутыми талиями, с завитыми волосами на висках, с насурьмленными глазами, с упругими грудями».

Абу-ль-Абасу очень понравились его слова, но Умм Салам, узнав об этом, пришла в бешенство и отправила к Халиду своих слуг, чтобы они избили его до полусмерти. Халид юмористически описывал, как вечером сидел на пороге своего дома, ожидая награды от халифа за свою речь, но вместо этого едва спасся от толпы плотников с дубинами.

На следующий день Абу-ль-Абас призвал его к себе и попросил повторить те же слова, что и накануне. Но хитрый царедворец заметил, что кто-то сидит за занавеской, и начал уверять, что вчера говорил совсем другое. На самом деле он говорил, что в старину ни один араб не женился больше чем на одной женщине, потому что это непосильное бремя; что три жены - это треножник котла, на котором варят; что девственницы ничем не отличаются от мужчин без яичек (за занавеской рассмеялись) и что у халифа в доме «цветок из цветков», и ему не нужно заглядываться на других женщин.

Только убедившись, что угодил жене халифа, Халид, по его словам, «почувствовал жизнь». В тот же день он получил в подарок от Умм Салам десять тысяч дирхемов, породистого коня, скамью и невольника.

Аббасиды, халифат, арабы, халифы, гарем, женщины в исламе

Previous post Next post
Up