Оригинал взят у
martinianos в
ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА. ПРОТИВ ВЕККА Трактаты ( Григорий Палама)
...божественный Максим опять говорит: «Безначальным он назвал промысл обо всем, потому что все сущие [предсуществуют] в вечных помышлениях Божиих, которые Павел назвал предопределениями, по каковым вечным Божиим помышлениям предвообразилось то, что имело произвестись, и безначально предсуществовал промысл Божий. Ибо промыслу надлежало восхотеть произвести тварь, имевшую насладиться Его промыслительной благостью»...
...отцы именуют соединением абсолютно непостижимое для нас основание и пребывание Бога в Себе Самом - то, что Он пребывает в Себе и по сущности нисколько не выступает вовне и не движется к объявлению [Себя твари]...
...всеобъемлющим именем является благость...
...как Создатель и Причина этих [благ], Бог из них познается и именуется по тем [энергиям], по которым в некотором отношении и созерцается. Поэтому-то этиологическими и назвал выше великий [Дионисий] таковые [имена]: «Благое», «Сущее», «Порождающее жизнь» (ζωογονον), «Мудрое» и все тому подобное (Дионисий). Но по сущности Бог, будучи сверхудаленным (υπερεξηρημενος) и отделенным от всего, превосходит и таковые [причинно-следственные] отношения...
..по сущности Он есть превыше всякого отношения и причастия, и самой причины, как сверхудаленнный от всякого отношения...
Таким образом, в добавок к положительным именованиям, Триипостасное Божество все и сообща обладает и превосходящими [их] отрицательными, для каковых всеобъемлющим является то, что превосходит всякое и отрицание и утверждение, ибо это есть Имя, еже паче всякаго имене. Итак, это [Имя] есть [совокупное] именование всего, что положительно говорится о Триипостасном Боге, и также оно является превосходящим всякое утверждение, хотя бы то и не нравилось Варлааму и Акиндину, которые поэтому поносят нас, клевеща, будто мы называем Бога высшим Себя Самого, не стыдясь даже великого Дионисия, который сказал, что Бог одновременно обладает тем и другим...
...существует и взаимное пребывание ипостасей друг в друге и перихорисис
1, так как Они целиком и постоянно и нерасторжимо охвачены друг другом, так что и энергия трех ипостасей - едина...
...поистине одна и та же [у Них энергия], поскольку одно движение божественной воли, производимое от непосредственно предшествующей причины Отца и через Сына ниспосылаемое и во Святом Духе проявляемое...
...один и тот же результат видится от [деятельности] каждой из ипостасей...
...у трех покланяемых Лиц одну и ту же, а не распределенную между каждым [из Них], божественную энергию...
...«Божественность» есть главным образом имя не Божией сущности, а Божией энергии...
...безумно пишущие, что «существует одно безначальное и бесконечное - сущность Бога, а все, что вне ее, суть сотворенной природы». И также: «единственная нетварная божественность - это сущность Божия, а то, что окрест нее, - то все тварно»...
...термин «божественность» есть имя божественной энергии, происходящей от Отца через Сына во Святом Духе и открывающейся нам посредством [своих] результатов, а не имя в собственном смысле слова божественной сущности...
Ведь энергия есть движение сущности, а не [сама] сущность. Кого же это движение и энергия? Конечно, Бога! Следовательно, и божественность - Бога...
...они безумно рассекают единую божественность Бога на нетварную и тварную; ведь действовать и энергия (το ενεργειν και η ενεργεια) - одно и то же, точно так же как двигаться и движение...
...хотя божественная энергия и различна от божественной сущности, но в сущности и энергии - одна божественность Бога...
Различается ведь сверхсущностное имя и суть (χοημα) Отца и [имя и суть] Сына и также Святого Духа, так что не допускается в них никакой перестановки или вообще [какой-либо] общности, но сохраняется непреложной особенность каждой из ипостасей...
...невозможно наименовать их (соединения и разделения) [отталкиваясь] от творений. По этой причине Божество и является превыше числа скорее, нежели монадой, поскольку не сопричисляется к множеству; и превыше монады [Оно] скорее, нежели число, поскольку и в разделении не приемлет вдобавок [к Себе] ничего иного из того, что вовне, но является неделимым на части числом. Вернее же и одним Оно является превыше [наблюдаемого] среди сущих одного, будучи единственнейшим и в собственном смысле слова одним, как сверхъединое, и исчисляется, будучи разделяемо, превыше всего единично (ενικως) разделенного, [как] единственное, что превыше всякого разума и слова присно удостоверяет и различие соединенных, и единство разделенных...
...помимо сверхнеизреченных оных разделений существует божественное разделение и по этим выступлениям и явлениям, и энергиям Божиим, по которым Он является причаствуемым сущими. Поэтому-то по ним Он и уразумевается и именуется причаствующими...
...великий Дионисий, после того как привести изречения богоглаголивого Иерофея, говорит: «Итак, этих слов достаточно, перейдем же [теперь] к цели нашего слова, раскрывая по мере наших сил общие и соединенные имена божественного разделения».[50] Каким же образом «общие и соединенные»?..
...они суть общие [имена] трех Лиц, ибо совместно обладают ими Отец, Сын и Святой Дух...
...все намерение его слов и вся цель трактата о божественных именах не относится к [изъяснению] божественной сущности и единения [ипостасей] по ней, ни к ипостасному различию, но к божественному разделению по общим [для ипостасей] выступлениям и явлениям...
...не творения называя божественными выступлениями и явлениями, как это безумно истолковали Варлаам и Акиндин, но божественные энергии, коих творения являются результатом...
великий Дионисий... "божественным разделением является благолепное выступление, тогда как божественное соединение сверхсоединенно само себя по благости умножает и расширяет, то неудержимые преподаяния
2 являются соединенными по отношению к божественному разделению"...
...великий сей [муж] (Дионисий) пишет: «во много раз увеличивающимся называется это Единое Сущее благодаря появлению от него многих сущих». Многими же сущими он называет сейчас сущности творений, которых Бог произвел из небытия много и различных, тогда как Сам придерживается единства неразлучно, то есть по сущности...
3 Максим, делая более очевидным это умножение, глаголет: «говорится, что Бог из желания приведения [в бытие] каждого из сущих умножается, многократно увеличиваясь промыслительными выступлениями, но пребывает нераздельно единым, подобно солнцу, посылающему много лучей и пребывающему в единстве»
Итак, значит и великий Дионисий не сказал, будто Божество многократно увеличивается приложением [к Нему] многих сущих, но произведением [их в бытие], наименовав таким образом промыслительное выступление и божественное воление от приведенного [им в бытие].
Из каковых многих и различных сущих показывается и различие и раздельность божественных выступлений и сил, которые великий [Дионисий] выше привел во множественном числе, назвав их к тому же причастиями и предсуществовавшими в Боге образами сущих, и осуществительными логосами
4, и предопределениями, и божественными волениями, определяющими и творящими сущих, еще же и неудержимыми и неуменьшаемыми преподаяниями, и боголепными дарованиями и выступлениями...
Нетварными (энергии)- поскольку они существовали прежде сущих и превыше сущих и являются творящими сущих.
Не сущностью же - потому что они суть выступления; и потому что их много, а она (Сущность)- одна; и потому что они различаются друг от друга...
...божественные преподаяния, без умаления имманентно присущие Преподающему, суть Его природные и сущностные энергии, а стало быть - и нетварные...
...энергии сии не являются ни божественной сущностью (ибо она одна и не [происходит] от кого-либо), ни божественными ипостасями (ибо их- ипостасей- не больше трех, и не все они [происходят] от причины, поскольку Отец - ни от какой причины, но и каждая из сущих от Причины ипостасей - от единого Отца, тогда как эти явления и энергии суть общие Отца, Сына и Духа и [происходят] от Отца, Сын и Духа)...
«Эти общие и соединенные разделения всецелой божественности, или благолепные выступления, мы постараемся по мере сил воспеть, исходя из являющих их в Речениях богоименований (θεωνυμιων)»...
...вся книга «О божественных именах» есть гимн, воспевающий эти выступления и энергии Божии....
...ученик Варлаама Акиндин говорит, будто не творения, но из творений имена божественной сущности, воспевает здесь богоглаголивый. Однако не так говорит богоглаголивый, но: «общие и соединенные разделения всецелой божественности, или благолепные выступления, мы постараемся по мере сил воспеть, исходя из являющих их в Речениях богоименований». А говорящий (
Дионисий Ареопагит ): «по числу имен созерцаются и природные достоинства (σθμφθεις αξιαι) Божии» что [имеет в виду]? Но ведь назвав здесь «богоименованиями» и имена выступлений, великий [Дионисий] показал, что и выступления эти являются Богом, хотя и не по сущности. Поэтому и когда будем говорить, что из творений познается и именуется Бог, скажем, что Он познается и именуется по этим выступлениям и энергиям, а не по сущности, ибо она является абсолютно превышающей возможность именования и не имеющей образа (υπερωνυμος τε και ανεικαστος), и ни помыслить ее, ни назвать, ни вообще как-либо созерцать невозможно, - как говорит сам этот богослов, - по причине того, что она трансцендентна всему и сверхнепознаваема и беспредельной силой превосходит всех и [даже сами] пренебесные умы. Поэтому да постыдятся полагающие эти выступления тварными, как низводящие Бога до уровня твари...
1Перихоресис - это общение в Любви, общение в Свете.
Это общение Лиц Троицы и сотворенных разумных личностей взаимопроникновением друг друга без смешения и слияния благодатию Божией - нетварной энергией - Любовью и Светом Божиим.
«…Бог, будучи истинно по сущности Светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нем путем добродетелей. Как все святые - это "свет по причастию" - через боголюбие оказываются в Свете по сущности, так и Свет по сущности становится через человеколюбие [Свое] светом "в свете по причастию". И если мы по добродетели и ведению находимся Боге, как в Свете, то и Сам Бог пребывает в нас, как Свет во свете. Ибо Бог, будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе. Или лучше: Свет есть Бог и Отец, [пребывающий] в Свете, то есть в Сыне и Святом Духе, существуя не как иной, иной и иной Свет, но как Единый и Тот же самый по сущности, а по образу бытия - Трисиянный...» Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос VIII.
2«Преподаяниями» же он собирательно назвал здесь все выступления и энергии Божии. И прибавил, что они суть «неудержимые», чтобы никто не подумал, что это - результаты [божественных действий]... неудержимое преподаяние по природе пребывает в Преподающем
3Неужели же о Божестве говорится, что оно многократно увеличивается в результате сосложения с ним тварей? Прочь! Ибо как тварное будет исчисляемо вместе с нетварным?
4 «Подобиями же мы называем единовидно предсуществующие в Боге сущностотворные (ουσιοποιους) логосы сущих, каковые богословие называет предначертаниями и божественными и благими хотениями (θεληματα), определяющими и творящими сущее, по которым Сверхсущностный и предопределил и произвел все сущее».