Оригинал взят у
crimeahistor в
Рузвельт и Ялта(к 70-летию со дня смерти Франклина Делано Рузвельта)
Президент США Барак Обама провозгласил 15 апреля 2015 года Днем памяти одного из своих величайших предшественников - Авраама Линкольна. Президент призвал "всех американцев вспомнить Линкольна проведением соответствующих программ и мероприятий". Удивительно, но на фоне дня памяти 16-го Президента, в США как-то совсем забыли о 70-летии смерти Рузвельта. А ведь, по мнению многих историков, именно 32-й Президента страны до сих пор считается самым сильным и мудрым руководителем североамериканской державы. С его смертью, 12 апреля 1945 года и началась неофициальная холодная война между капиталистическим Западом и коммунистическим Востоком. Но мало кто знает, что единственное место на постсоветском пространстве, где до сих пор чтят имя Рузвельта, является Южный берег Крыма. В феврале 1960 года в честь 15-летия Ялтинской конференции, одна из центральных улиц Ялты стала носить имя Рузвельта. А два месяца назад в Ливадии 32-й американский Президент вместе с двумя другими лидерами стран-победительниц Второй Мировой войны предстал перед гостями и жителями курортного поселка в бронзе.
Вы спросите, почему так много чести Рузвельту? Ведь спустя 30 лет после его визита в Ялту, в Крыму также побывал и другой Президент США - Ричард Никсон. Ответ прост. Ведь именно Рузвельт в свое время убедил премьер-министра Великобритании У.Черчилля согласиться на предложение Сталина и провести знаменитую конференцию в Ялте, тем самым прославив маленький приморский городок на весь мир.
Лидеры трех держав во время фотоссесии в итальянском дворике Ливадийского дворца
Вячеслав Молотов, Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт во время встречи иностранных делегаций на аэродроме Саки (4.02.1945г.)
Однако, эта поездка далась президенту тяжело. Сказывались проблемы со здоровьем. 63-летний лидер североамериканской державы уже не мог ходить. Он прилетел вместе с Черчиллем в Крым 4 февраля 1945 года. Фото спускающегося по трапу самолета англичанина потом облетели весь мир. А вот за съемками американца специально следили охранники особого отдела НКВД. Вся пресса предварительно получила строгий наказ: снимать Рузвельта уже сидя в машине. Журналисты в то время были благороднее современных «папарацци», а потому в архивных фондах вы не найдете фото, как немощного и больного старика на руках в машину переносит мускулистый афроамериканец….
Большим испытанием для больного американского лидера оказалась поездка по дороге через Ангарский перевал в Ялту. Для удобства передвижения ему был предоставлен военный вездеход «виллис», где вместо переднего пассажирского сидения установили инвалидное кресло. Когда машина неслась по горному серпантину, перила, сдерживающие кресло, внезапно распахнулись: охранник президента проявил халатность и не проверил надежность замка. Из-за резкого крена на повороте кресло вместе с Рузвельтом стало вываливаться. Американские телохранители, сидевшие сзади, никак не отреагировали, они просто застыли в оцепенении. Единственным человеком, который сумел мгновенно сориентироваться, оказался водитель «виллиса» Федор Ходаков. За долю секунды он, не бросая руля, успел ухватить одной рукой «за шкирку» выпадающего Рузвельта и втащить его обратно.
Ф.Рузвельт и его спаситель Ф.Ходаков за рулем "виллиса"
Естественно, Ходаков не был обычным рядовым водителем. Он носил звание старший сержант госбезопасности, а его должность называлась шофер-разведчик 1-й категории. Как и положено, Ходаков доложил о ЧП по команде, продолжения эта история не получила. Инцидент замяли, и, по мнению разведчика, сделано это было по обоюдному желанию двух сторон: русские не хотели портить отношения с заокеанскими коллегами, а те, в свою очередь, не горели желанием признавать свой непрофессионализм.
После смерти Рузвельта его жена Элеонора во время своего неофициального визита в СССР попросила специально организовать ей встречу с Ф. Ходаковым, которого поблагодарила за спасение жизни мужа. Трудно переоценить значение поступка шофера-разведчика и для большой политики: кто знает, по какому сценарию пошло бы развитие истории и каковой была бы сама концовка Второй мировой войны, если бы Рузвельт, не дай Бог, тогда бы погиб в Крыму.
Ливадийский дворец в дни конференции
Болезнь Рузвельта предопределила и место проживания американской делегации. Ее гостеприимные хозяева саммита поселили в Ливадийском дворце, где и проходили все заседания. Здесь же на первом этаже дворца, неподалеку от конференц-зала выделили просторную комнату для президента. Ее подготовили по высшему разряду, со всеми удобствами, так что Рузвельт даже отказался от своей походной кровати. Учли также его вкус: шторы в его комнатах, плитка в ванной, телефоны и покрывала - все это было голубого цвета, столь любимого американским гостем. Ну а для того, чтобы заокеанская делегация находилась в постоянном доброжелательном и приподнятом духе, кормили американцев просто «на убой»: деликатесы, лучшие крымские вина предоставлялись им в огромном количестве даже без всякого требования.
Сталин и Рузвельт во время переговоров
Возможно, растаяв от такого радушия, Рузвельт принял ряд политических решений, за которые его потом жестко критиковали администрации последних двух президентов. В 2002 году психиатр, изучавший историю болезни Франклина Делано Рузвельта, впервые выступил с обвинением в адрес 32-го Президента. Якобы, на заключительном этапе войны тот отдал Иосифу Сталину значительную часть Восточной Европы лишь потому, что находился в глубокой клинической депрессии. Исследования бывшего главного психиатрического консультанта при ФБР Алена Салериана бросили вызов мнению историков, которые ранее утверждали, что даже в последние месяцы своей борьбы с нарушением кровообращения и полиомиелитом г-н Рузвельт оставался реалистом в отношении того, что он может вырвать обратно у Советской Армии, оккупировавшей значительную часть Европы.
"Я в последние полвека занимался изучением с точки зрения психиатра докладов, которые политические наследники г-на Рузвельта распихали по разным углам, - сказал г-н Салериан. - Представлять нашу страну в Ялте было безответственно со стороны г-на Рузвельта, а его болезни, вполне возможно, имели ужасные последствия".
О слабости и недомогании Рузвельта свидетельствуют также многочисленные фото, сделанные во время Ялтинской конференции. На них он выглядел бледным и усталым.
После окончания конференции главы союзных делегаций решили осмотреть Севастополь. Первым 11 февраля город посетил президент США. Как и на протяжении всей недели саммита, в день посещения гостями Севастополя в Крыму была великолепная солнечная погода. И на этом фоне особенно сильное впечатление оставляли разрушения, причиненные войной: от города почти ничего не осталось. Президент был поражен следами чудовищных боев и выразил свое восхищение мужеством защитников Севастополя. Выступая 1 марта на заседании конгресса с отчетом о Ялтинской конференции, он поделился тягостными впечатлениями: «Я видел Севастополь и Ялту! И я знаю, что на земле не могут существовать одновременно германский милитаризм и христианское приличие».
Памятник Большой "тройке" в Ливадии. Скульптор - З.Церетели (февраль, 2015г.)
12 февраля Рузвельт выехал в Саки, откуда самолетом вылетел в Каир. Так закончилось недельное путешествие американского Президента в Крым. Но его имя в курортной Ялте вспоминают до сих пор в рамках празднования улицы имени Рузвельта. Эту традицию заложили местные предприниматели.
В 2005 они создали Попечительский фонд улицы и «Клуб любителей Рузвельта». Спустя два года на средства Фонда на центральной улице Ялты была установлена мемориальная доска в память о 32-м президенте.
Памятная доска Ф.Рузвельту на его улице в Ялте
А в отеле «Бристоль», который находится в центре улицы, даже сделали конференц-зал имени американского лидера. В центре - бронзовый бюст Рузвельта, на стенах - многочисленные фотографии из жизни самого выдающегося в истории США Президента….
Конференц-зал им.Ф.Рузвельта в ялтинском отеле "Бристоль"
vkozinsky "Именно 32-й Президента страны до сих пор считается самым сильным и мудрым руководителем североамериканской державы. С его смертью, 12 апреля 1945 года и началась неофициальная холодная война между капиталистическим Западом и коммунистическим Востоком."
Так утверждает автор статьи. Однако это не совсем так или точнее совсем ни так. Холодная война наступила в момент, когда Сталин отказался ограничить западные границы оккупированной им Польши границами, которые были оговорены на конференции в Тегеране, отхватив дополнительный кусок на западе.
Вторым спорным вопросом было желание Кремля не допустить на конференцию по установлению мира между различными группировками Польши "Правительства в изгнании", которое всю войну дислоцировалось в Лондоне. Нужно понимать, что для Англли это было больным вопросом. Ведь она вступила в войну с Рейхом, будучи совсем не подготовленной, именно выполняя свой союзнический долг с Польшой.
Третьим пунктом разногласий было недовольство Кремля установленным чрезмерным по мнению Кремля влиянием Великобритании на Балканском полуострове.
Уже тогда Черчиль предостерег, что это приведет к закрытию занавеса Кремля перед Западом, в последствии названным Железным. Смерть Рузвельта никак не повлияла на возникновение Холодной Войны. Она началась раньше.
Что касается величия Рузвельта, то это, по крайней мере, преувеличение. И в войну он не хотел вступать и во время войны больше заботился об интересах Америки, чем о других странах и ни сделал ни единого шага по предотвращению массового истребления многих народов Европы и, разумеется, Холокоста.
Черчиль обладал теми же недостатками, но как государственный деятель был на голову выше Рузвельта.
Официальной датой начала Холодной войны явился момент, когда Чечиль выступил с известной речью 5 марта 1946 в Весминстерском колледже в Фултоне в штате Миссури.