Рузвельт и Ялта

Apr 16, 2015 17:14

(к 70-летию со дня смерти Франклина Делано Рузвельта)

Президент США Барак Обама провозгласил 15 апреля 2015 года Днем памяти одного из своих величайших предшественников - Авраама Линкольна. Президент призвал "всех американцев вспомнить Линкольна проведением соответствующих программ и мероприятий". Удивительно, но на фоне дня памяти 16-го Президента, в США как-то совсем забыли о 70-летии смерти Рузвельта. А ведь, по мнению многих историков, именно 32-й Президента страны до сих пор считается самым сильным и мудрым руководителем североамериканской державы. С его смертью, 12 апреля 1945 года и началась неофициальная холодная война между капиталистическим Западом и коммунистическим Востоком. Но мало кто знает, что единственное место на постсоветском пространстве, где до сих пор чтят имя Рузвельта, является Южный берег Крыма. В феврале 1960 года в честь 15-летия Ялтинской конференции, одна из центральных улиц Ялты стала носить имя Рузвельта. А два месяца назад в Ливадии 32-й американский Президент вместе с двумя другими лидерами стран-победительниц Второй Мировой войны предстал перед гостями и жителями курортного поселка в бронзе.
Вы спросите, почему так много чести Рузвельту? Ведь спустя 30 лет после его визита в Ялту, в Крыму также побывал и другой Президент США - Ричард Никсон. Ответ прост. Ведь именно Рузвельт в свое время убедил премьер-министра Великобритании У.Черчилля согласиться на предложение Сталина и провести знаменитую конференцию в Ялте, тем самым прославив маленький приморский городок на весь мир.

Вячеслав Молотов, Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт во время встречи иностранных делегаций на аэродроме Саки (4.02.1945г.)




Однако, эта поездка далась президенту тяжело. Сказывались проблемы со здоровьем. 63-летний лидер североамериканской державы уже не мог ходить. Он прилетел вместе с Черчиллем в Крым 4 февраля 1945 года. Фото спускающегося по трапу самолета англичанина потом облетели весь мир. А вот за съемками американца специально следили охранники особого отдела НКВД. Вся пресса предварительно получила строгий наказ: снимать Рузвельта уже сидя в машине. Журналисты в то время были благороднее современных «папарацци», а потому в архивных фондах вы не найдете фото, как немощного и больного старика на руках в машину переносит мускулистый афроамериканец….

Большим испытанием для больного американского лидера оказалась поездка по дороге через Ангарский перевал в Ялту. Для удобства передвижения ему был предоставлен военный вездеход «виллис», где вместо переднего пассажирского сидения установили инвалидное кресло. Когда машина неслась по горному серпантину, перила, сдерживающие кресло, внезапно распахнулись: охранник президента проявил халатность и не проверил надежность замка. Из-за резкого крена на повороте кресло вместе с Рузвельтом стало вываливаться. Американские телохранители, сидевшие сзади, никак не отреагировали, они просто застыли в оцепенении. Единственным человеком, который сумел мгновенно сориентироваться, оказался водитель «виллиса» Федор Ходаков. За долю секунды он, не бросая руля, успел ухватить одной рукой «за шкирку» выпадающего Рузвельта и втащить его обратно.

Ф.Рузвельт и его спаситель Ф.Ходаков за рулем "виллиса"



Естественно, Ходаков не был обычным рядовым водителем. Он носил звание старший сержант госбезопасности, а его должность называлась шофер-разведчик 1-й категории. Как и положено, Ходаков доложил о ЧП по команде, продолжения эта история не получила. Инцидент замяли, и, по мнению разведчика, сделано это было по обоюдному желанию двух сторон: русские не хотели портить отношения с заокеанскими коллегами, а те, в свою очередь, не горели желанием признавать свой непрофессионализм.
После смерти Рузвельта его жена Элеонора во время своего неофициального визита в СССР попросила специально организовать ей встречу с Ф. Ходаковым, которого поблагодарила за спасение жизни мужа. Трудно переоценить значение поступка шофера-разведчика и для большой политики: кто знает, по какому сценарию пошло бы развитие истории и каковой была бы сама концовка Второй мировой войны, если бы Рузвельт, не дай Бог, тогда бы погиб в Крыму.

Ливадийский дворец в дни конференции


Болезнь Рузвельта предопределила и место проживания американской делегации. Ее гостеприимные хозяева саммита поселили в Ливадийском дворце, где и проходили все заседания. Здесь же на первом этаже дворца, неподалеку от конференц-зала выделили просторную комнату для президента. Ее подготовили по высшему разряду, со всеми удобствами, так что Рузвельт даже отказался от своей походной кровати. Учли также его вкус: шторы в его комнатах, плитка в ванной, телефоны и покрывала - все это было голубого цвета, столь любимого американским гостем. Ну а для того, чтобы заокеанская делегация находилась в постоянном доброжелательном и приподнятом духе, кормили американцев просто «на убой»: деликатесы, лучшие крымские вина предоставлялись им в огромном количестве даже без всякого требования.

Сталин и Рузвельт во время переговоров



Возможно, растаяв от такого радушия, Рузвельт принял ряд политических решений, за которые его потом жестко критиковали администрации последних двух президентов. В 2002 году психиатр, изучавший историю болезни Франклина Делано Рузвельта, впервые выступил с обвинением в адрес 32-го Президента. Якобы, на заключительном этапе войны тот отдал Иосифу Сталину значительную часть Восточной Европы лишь потому, что находился в глубокой клинической депрессии. Исследования бывшего главного психиатрического консультанта при ФБР Алена Салериана бросили вызов мнению историков, которые ранее утверждали, что даже в последние месяцы своей борьбы с нарушением кровообращения и полиомиелитом г-н Рузвельт оставался реалистом в отношении того, что он может вырвать обратно у Советской Армии, оккупировавшей значительную часть Европы.
"Я в последние полвека занимался изучением с точки зрения психиатра докладов, которые политические наследники г-на Рузвельта распихали по разным углам, - сказал г-н Салериан. - Представлять нашу страну в Ялте было безответственно со стороны г-на Рузвельта, а его болезни, вполне возможно, имели ужасные последствия".
О слабости и недомогании Рузвельта свидетельствуют также многочисленные фото, сделанные во время Ялтинской конференции. На них он выглядел бледным и усталым.

Лидеры трех держав во время фотоссесии в итальянском дворике Ливадийского дворца


После окончания конференции главы союзных делегаций решили осмотреть Севастополь. Первым 11 февраля город посетил президент США. Как и на протяжении всей недели саммита, в день посещения гостями Севастополя в Крыму была великолепная солнечная погода. И на этом фоне особенно сильное впечатление оставляли разрушения, причиненные войной: от города почти ничего не осталось. Президент был поражен следами чудовищных боев и выразил свое восхищение мужеством защитников Севастополя. Выступая 1 марта на заседании конгресса с отчетом о Ялтинской конференции, он поделился тягостными впечатлениями: «Я видел Севастополь и Ялту! И я знаю, что на земле не могут существовать одновременно германский милитаризм и христианское приличие».

Памятник Большой "тройке" в Ливадии. Скульптор - З.Церетели (февраль, 2015г.)


12 февраля Рузвельт выехал в Саки, откуда самолетом вылетел в Каир. Так закончилось недельное путешествие американского Президента в Крым. Но его имя в курортной Ялте вспоминают до сих пор в рамках празднования улицы имени Рузвельта. Эту традицию заложили местные предприниматели.



В 2005 они создали Попечительский фонд улицы и «Клуб любителей Рузвельта». Спустя два года на средства Фонда на центральной улице Ялты была установлена мемориальная доска в память о 32-м президенте.

Памятная доска Ф.Рузвельту на его улице в Ялте


А в отеле «Бристоль», который находится в центре улицы, даже сделали конференц-зал имени американского лидера. В центре - бронзовый бюст Рузвельта, на стенах - многочисленные фотографии из жизни самого выдающегося в истории США Президента….

Конференц-зал им.Ф.Рузвельта в ялтинском отеле "Бристоль"




С Крымом связанные судьбы

Previous post Next post
Up