Про вкус и цвет, товарищи.

Feb 26, 2024 10:03


Для чего учат художников, композиторов, дизайнеров, архитекторов, писателей, если «на вкус и цвет товарищей нет»? Давайте порассуждаем о вкусе, как о непрерывно развивающемся процессе восприятия, а не как о чем-то застывшем, врождённом, аристократическом, свойственном исключительно высокой духовности (о происхождении последнего хорошо рассказала историк Меган Виртанен на 7-м фестивале Цифровой Истории).

1. Музыкальный вкус. Человек, развиваясь, идёт от простого к сложному - сначала нравятся простенькие народные мелодии, потом, когда ребёнок становится старше, его музыкальные пристрастия прогрессируют и ему по душе солдатские марши, пафосные патриотические песни или музыка из любимых мультфильмов. Если человек, став подростком, попадает под влияние уголовной среды, он слушает шансон, если занимается музыкой, ему по душе дорийский минор или джазовые вариации с переходом одной неустойчивой ступни в другую. Возможно, не шансон и джаз, а рэп, хип-хоп, рок-энд-ролл, хард или хеви-метал рок, но каковы бы ни были музыкальные тенденции в это время, влияние культурной среды на формирование музыкального вкуса является основным. У человека, эстетически развивающегося, с возрастом встает вопрос о текстах в музыкальных произведениях, а незатейливость композиции со временем начинает восприниматься, как недостаток, отсутствие мастерства или базы. И понятно, почему “Rapsody in blue” Гершвина, “Bolero” Равеля, “Время вперёд” или 9-я симфония Бетховена становятся эталоном для многих.



2. Литература. В принципе, схожая ситуация: нам сначала нравится "Колобок", потом "Мальчиш-кибальчиш", а потом, после Твена и Конан Дойла, через Пушкина и Грибоедова мы приходим к Тургеневу и Гамсуну. Простого уже недостаточно, простыми объяснениями мы уже не довольствуемся, нам нужно с подробностями, с расстановкой, с характерами и с выражением. Соответственно, в большинстве случаев человек, прочитавший только Колобка и Букварь, вряд ли будет способен отследить 7 сюжетных линий в романе Джойса “Улисс” и вообще оценить по достоинству какое-либо литературное произведение.

3. Художественный вкус. Как в музыкальном и литературном, так и в художественном произведении должна присутствовать композиция, многоплановость и прочие приемы. В литературе заметить математические законы сложно, но в музыке, изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне эта закономерность видна явно. Известно, что звук и свет имеют волновые свойства, и длина волны красного цвета вдвое отличается от длины волны фиолетового цвета, в музыке такое отличие называется интервалом «октава». И это не единственная схожесть - например, цветовая схема имеет много общего с тональностью в музыке. А восприятие цвета соответствует законам физики и нейрофизиологии. Вот что пишет И. Иттен в своей книге “Искусство цвета”: “Физик Румфорд первым опубликовал в 1797 году в Никольсон-журнале свою гипотезу о том, что цвета являются гармоничными в том случае, если их смесь дает белый цвет…. Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов. В своем труде о цвете Гёте писал о гармонии и целостности так: «Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении с данным цветом заключает в себе весь цветовой круг.»

Однако и тут “вкус” развивается от простой любви к ярким вещам, к сложным произведениям. Но не сам по себе развивается, а в соответствии с запросами общества. О формировании идеалов моды посмотрите дискуссию "Почему мы считаем людей красивыми" на Life Picnic,

4. Вывод. Субъективное различие вкусов - суть разные этапы развития эстетического восприятия. Т.е. тот факт, что одному человеку нравится какое-то художественное произведение, а другому нет, стоит воспринимать как то, что эти люди находятся на разных уровнях своего эстетического развития.

В социалистических государствах уделялось достаточное количество внимания комплексному воспитанию личности, художественному образованию, культуре восприятия и художественной деятельности. Семьям с любым достатком было доступно обучение детей в музыкальной или художественной школе, драмкружке, спортивной или научной секции. Произошедшая в конце 20го века капиталистическая реакция поставила эстетику на службу получению прибыли. Платным стало не только художественное образование, но и сам вкус стал уделом “не для всех”, появился нейромаркетинг, в обиходе появились выражения “уважай моё мнение” (мнение, как правило, ничем не обоснованное), и “на вкус и цвет товарищей нет”. Противопоставить этому печальному факту можно только саморазвитие, самообразование, ну и, конечно, коренное преобразование общественно-экономической формации через коллективные действия больших групп людей.

Ну и на последок, расскажу вам о работе настройщика фортепиано на фабрике клавишных инструментов: Фортепиано настраивается по звуковым колебаниям - сначала кванта-квинтовый круг, потом октава и унисон. Дернув или ударив по паре струн и вслушиваясь можно услышать "волну" - примерно так: "у-а-у-а-у", чем длиннее волна, тем лучше настроен инструмент. На фабрике считалось нормальным, если разница была 0,5 Герца и менее (одна волна в 2 секунды). Многие слышали о «музыкальном слухе», но не факт, что он существует. Есть просто слух, и есть развитые навыки, у настройщиков нет никакого особого слуха, нет особого слуха и у музыкантов, каждый может развить в себе навыки игры с листа, или подбора мелодии на слух.

Искусство, Общество, Литература

Previous post
Up