День седьмой. Зеркало истории

Jan 25, 2011 13:40

Настроения писать продолжение о поездке сегодня нет. На днях как-нибудь... Мне безумно жаль раненых и родных погибших. Лень одних, безответственность других, фанатизм третьих, результатом которых служит то, что мы все - потенциальные жертвы. Не абстрактная толпа, не эфимерное русское "быдло", как мы все любим называть других, а конкретные люди. Следующими жертвами могут стать я, Вася, Коля, Наташа, которых мы знаем, любим, ценим. Власть виновата, бесспорно, но может власти нужно показать, что мы не просто пушечное мясо, не покорное быдло? Может выйти в каждом городе на площадь перед местной администрацией и просто сказать, что мы есть, что мы хотим, чтобы вы отвечали за свои дальнейшие решения. Пару тысяч в Питере, тысяча - в Петрозаводске, пара сотен в каком-нибудь Ржеве. Но по всей стране. Тогда у власти выбора не будет, она - власть - всегда боялась народа в целом, он в гневе страшен. Тогда она - власть - поймет, что либо разогнать всех и показать, что она хозяйка в стране, либо начать работать по-человечески. Потому что в следующий раз они - народ - могут собраться и вытащить ее из уютного кабинета за лацканы дорогого пиджака и подпортить его - имидж власти. Сказка, но так хочется верить, что Россия когда-нибудь будет в очередном списке не между Зимбабве и Сомали, а хотя бы там же, где Италия или Чехия...

Читая М. Палеолога, я замечаю много схожих моментов, особенно это касается русского человека, его отношения к жизни. Прошедшее столетие и пережитые политические режимы мало изменили эти черты, наоборот, они их еще больше упрочили. В дополнение к уже приведенному:
60. Как всегда, русские ищут в мечтах забвения действительности. М. Палеолог, "Дневник посла", вторник, 12 мая 1915 года.
Или из разговора с Алексеем Сергеевичем Сувориным, редактором газеты "Новое время": Я знаю свою страну. Этот подъем не продлится долго. Немного времени - и мы вновь погрузимся в апатию. Сегодня мы нападаем на чиновников, обвиняем их во всех тех несчастиях, которые случились с нами, - и мы в этом правы, но нам без них не обойтись. Завтра, по ленности, по слабости, мы сами отдадим себя опять в их когти... М. Палеолог, "Дневник посла", среда, 23 июня 1915 года. Разве это не есть то, что мы наблюдаем после очередной аварии чиновника на встречке или терракта в метро, аэропорте?
А как точно исторический анекдот отражает нынешнюю ситуация в стане либеральной оппозиции:
61. Когда встречаются три немца, то они немедленно формируют союз и избирают президента. Когда же встречаются двое русских, то они немедленно формируют три партии. М. Палеолог, "Дневник посла", суббота, 14 октября 1916 года.
Я потом еще найду и приведу подобных примеров про нашу загадочную русскую натуру.
Теперь же о "суверенной" демократии, хорошее определение которой я нашел в его дневнике:
62. По своей сущности демократия не обязательно должна быть либеральной. Не нарушая своих принципов, она может сочетать в себе все виды гнета политического, религиозного, социального. Но при демократическом строе деспотизм становится неуловимым, так как он не воплощается ни в каком одном лице, он вездесущ и в то же время его нет нигде; оттого он, как воздух, невидим, но удушлив, он как бы сливается с национальным климатом. Он нас раздражает, от него страдают, на него жалуются, но не на кого обрушиться. Люди обыкновенно привыкают к этому злу и подчиняются. Нельзя же сильно ненавидеть то, чего не видишь. М. Палеолог, "Дневник посла", воскресенье, 25 июня 1916 года.
Вот и мы свыклись с нашей "суверенной" демократией, мы же не можем винить в неубранном снеге Матвиенко, потому что это виноват ЖЭК, мы не можем винить в "черных" зарплатах Путина, потому что это вина плохого работадателя, мы не виним Медведева в несправедливом приговоре, потому что это продажный суд виноват. А нам надо научится спрашивать с власти...

Россия, Палеолог, мысль, размышления

Previous post Next post
Up